Миссия светозарного Иисуса; Иисус Патибилис
Когда пять ангелов увидели Свет Господа оскверненным,они попросили Вестника Благих Вестей, Мать Света и ЖивогоДуха послать кого-нибудь к этому первому творениюосвободить и спасти его, открыть ему знание исправедливость, и освободить его от демонов. И они послалиИисуса. Светозарный Иисус достиг невинного Адама... Далееследует сцена, полный текст которой приводится на с. 86.Иисус здесь -- Бог, миссией которого является датьчеловеку откровение, отдельная ипостась или эманацияВестника, чья миссия подчинена Свету вообще и предваряетсятворением человека. То, что он тот, кто заставил Адамавкусить от Древа Познания, объясняет христианское обвинениеманихеев в том, что они приравнивали Христа к змию в Раю.Содержание его откровения, учение о "его Сути, брошенной вовне", требует комментария. Оно выражает другой аспектбожественной фигуры: помимо того, что Иисус -- истоквсей откровенческой деятельности в истории человечества, онявляется олицетворением Света, смешанного с материей; тоесть он -- страдающая форма Изначального Человека.
Эта оригинальная и проникновенная интерпретация фигурыХриста была важной частью манихейского вероучения, и онабыла известна как учение о Jesus patibilis, "страдающемИисусе", который "повешен на каждом дереве", "служитграницей каждому блюду", "каждый день рождается, страдает иумирает". Он рассеян по всему творению, но егонаиболее истинной сферой и воплощением представляетсярастительный мир, то есть наиболее пассивная и единственноневинная форма жизни. Еще в то же самое время в активнойстороне своей природы он есть надмирный Нус, пришедшийсвыше, который освобождает эту плененную субстанцию ипостоянно до конца мира собирает ее, т.е. себя, изфизического рассеяния.
Различные стороны этого спасительно-спасаемогоначала прекрасно выражены в псалме:
"Приди ко мне, мой родич, Свет, мой проводник... С техпор, как я ушел во тьму, мне давали пить воду... Я стойконесу бремя, хотя оно и не мое. Я -- среди врагов своих,звери окружают меня; бремя, которое я несу, -- отвластей и княжеств.
Они воспылали гневом, они восстали против меня...
Материя и ее сыны отделили меня от них, они сожгли меняв огне своем, они придали мне мучительное подобие.
Чужеземцы, с которыми я смешался, не знали меня; онивкусили от моей сладости, и они пожелали удержать меня ссобой.
Я был жизнью для них, но они были для меня --смерть; я стойко держался среди них, они износили меня каксвою одежду.
Я есмь во всем, я держу небеса, я есмь основа, я держуземлю, я есмь Свет, что сияет впереди и приносит радость душам.
Я есмь жизнь мира: я есмь млеко, что во всех деревьях: я -- сладкая вода, что от сынов Материи...
Я выношу все это, пока я исполняю волю моего Отца;Изначальный Человек -- мой отец, волю которого выполняю.
Смотри, Тьму я покорил; смотри, огонь истоков я потушил,как Сфера быстро повернулась, как солнце получило очищеннуючасть жизни.
О душа, обрати свой взор в высоту и созерцай своиоковы... смотри, твой Отец зовет тебя.
Теперь сядь на Корабль Света, и получи венок славы, ивозвратись в свое царство, и возрадуйся со всеми Эонами".
(Man. Ps. CCXLVI. 64.8 -- 65.13)
Откровение Иисуса Адаму включает предостережение противприближения Евы. Адам вначале внимает ему, но позднеедемоны соблазняют его, и так начинается цепь размножения,временное увековечение царства Тьмы. Это делает необходимойвременную историю откровения, которая, периодическиповторяясь, приводит через Будду, Зороастра и историческогоИисуса к самому Мани и в сущности просто снова и сновавоспроизводит изначальное откровение Светозарного Иисуса,согласованное с историческим прогрессом религиозного понимания.
От эона к эону апостолы Бога не переставали приноситьМудрость и Деяния. Так, в одну эпоху их приход [т.е. приход"Мудрости и Деяний"] проявился в странах Индии черезапостола, который был Буддой; в другую эпоху в земле Персии -- через Зороастра; в третью -- в земле Запада -- через Иисуса. После этого, в последнюю эпоху, пришлоэто откровение, и пророчество пришло через меня. Мани,апостола истинного Бога, в земле Вавилонской. В этомпророчестве Мани принимает древнее гностическое учение,наиболее ясно изложенное в Псевдо-Клементинах, от одного"истинного Вестника, который с начала мира, поменяв своиформы со своими именами, бежал через Эон до тех пор, покане достиг своего времени и, помазанный Божьей милостью засвой труд, не получил вечного отдыха" (Homil. III. 20).
Когда мы снова обратимся к космогонии, мы осознаемследующие разделения. Три "творения" были выведеныбожеством благодаря агрессии Тьмы и ее последствиям:творение Изначального Человека -- для битвы и жертвы;Живого Духа (также называемого Демиургом) -- дляосвобождения защитника и, поскольку оно остаетсянезавершенным, строительства вселенной из смешаннойсубстанции; Вестника (также называемого Третьим Вестником) -- для приведения вселенной в движение и освобожденияСвета, воплощенного в ней. Этой третьей миссии Тьмапротивопоставила творение человека, что, в свою очередь,сделало необходимой отправку Светозарного Иисуса к Адаму.Через позднейшее совращение и последовавшее за ним явлениеразмножения, драма и вместе с ней миссия "Иисуса"затянулась в истории человечества. Эта мировая история вузком смысле слова полностью принадлежит целому отделениюбожественной истории, представленному эманацией Вестника:это его измененные ипостаси, которые действуют как божестваоткровения в человеческой религиозной истории, а именно,"Иисус" для Адама в начале, Параклет для Мани в середине иВеликая Мысль -- в апокалиптическом конце истории. Кпоследнему апокалиптическому действию мы обратимся позже.