Системность в жизни человеческого сообщества
Рассуждая о политической системе, следует исходить из того, что системность внутренне присуща всему человеческому сообществу. Любой человек в течение своей жизни бесконечное множество раз вступает в контакт с другими людьми и сознательно или неосознанно, намеренно или случайно выстраивает систему взаимоотношений. В основе этого явления лежит естественная для человека мотивация: каждый совершает те действия, которые приносят ему наибольшую пользу, и избегают тех, которые могли бы принести очевидный вред. Иными словами, каждый преследует собственную выгоду, понимаемую в самом широком смысле слова (от желания заработать как можно больше денег до стремления наслаждаться произведениями искусства). Стараясь уменьшить потери и увеличить выгоду, люди создают множество различных систем и тем самым упорядочивают свою жизнь.
Особый интерес к изучению систем возник в начале ХХ в. Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Тогда-то и было определено, что любая система характеризуется по меньшей мере тремя признаками. Это:
• совокупность нескольких взаимозависимых элементов;
• наличие определенного принципа взаимодействия между элементами;
• наличие более или менее четкой границы, отделяющей ее от внешней среды.
Одним из первых обратился к изучению социальных систем американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривал все обществокак систему взаимодействия огромного количества людей. При этом само общество, в свою очередь, содержит в себе огромное количество подсистем, каждая из которых имеет особое предназначение. По его мнению, главными подсистемами можно считать: экономическую, правовую, систему верований и морали, политическую. В чем-то они напоминают отдельные органы человека: каждый важен сам по себе, отличен от других, но существовать может только во взаимодействии с остальными.
Так, экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к среде, т.е. помогает «одеть и накормить» людей, позволяет им просто физически выжить. Правовая подсистема объединяет общество, вырабатывает необходимые правила и нормы поведения, создает законы, с помощью которых отношения людей между собой становятся нормальными и упорядоченными. Подсистема верований и морали обеспечивает в обществе преемственность, не дает прерваться связи поколений, сохраняет традиции, ценности, историческую память. Наконец, политическая подсистема определяет задачи общества, «думает» о том, как ему развиваться дальше, ставит цели и ищет способы их достижения. При этом Парсонс полагал, что все подсистемы зависят друг от друга: состояние одной из них сказывается на состоянии всего общества, и наоборот.
2. Политическая система: основные подходы
Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление — политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное – схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.
Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.
Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это – государство, местные самоуправлении, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.
Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль – главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль – главную или второстепенную, – а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.
В рамках четвертого подхода политическая система предстает каксистема взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как, по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти, активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.
Пытаясь составить полное представление о политической системе, необходимо принимать во внимание все эти подходы. Вместе с тем это не значит, что при такой множественности вариантов мы не должны пытаться обобщить их, привести к общему знаменателю. Для того чтобы сделать это, необходимо выделить те элементы политической системы, которые признаются обязательными в рамках каждого из подходов. Прежде всего данные элементы можно разделить на материальные и нематериальные. Первые – вещественны, их можно «пощупать руками», они поддаются непосредственному наблюдению и измерению. К ним обычно относят самих граждан, социальные группы и политические институты. Это основа политической системы – то, без чего она просто не могла бы сложиться. Но это еще не вся политическая система. Она не существует без нематериальных элементов, которые сложно «измерить» или «взвесить», но действие которых весьма заметно. Это: интересы, отношения, юридические законы, моральные нормы, традиции, ценности, идеи.
Нематериальные элементы возникают именно потому, что существуют материальные. Логика здесь проста. Политическую систему составляют люди, группы и институты. У каждого из них есть свои интересы. Для их реализации они вступают в отношения друг с другом, которые регулируются законами, традицией, моралью. Все это и составляет систему, где разные по качеству элементы взаимодействуют между собой особым образом.
Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействия выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть – это стержень, скрепляющий всю политическую систему. Вместе с тем политическая система – это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.