В современной российской рок-музыке

Научный руководитель: канд. полит. наук, доцент Фоменко С.С.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР «полуподпольно», оставаясь по преимуществу музыкальным материалом для прослушивания продвинутыми гурманами. В середине 1960-х годов появились бит-группы и первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер.

В 70-е годы XX столетия музыкальные тексты носили характер стихов напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. В конце 1980-х годов, в период «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов. В то время начинается период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки. В этой связи в культорологическом дискурсе появляются соображения, что протестный потенциал феномена русского рока «сошел на нет» по причине девальвации бунтарских «рокерских» идей и настроений.

Вместе с тем в последнее время рок-группы все больше и больше выпускают песни, призывающие к протесту. В отличие от протеста 60-х годов на Западе и 80-х в СССР это уже совершенно иной протест. Если послушать последние протестные песни, то можно заметить, что они представляют из себя некое синтезированное явление: одновременно протест против устоев общества и против авторитарной власти. Власть жестко критикуется исполнителями за авторитарные тенденции в политике, проводимой властной элитой, а общественные устои – за бездушие и падение гуманизма и нравственности, ущемление прав, коррумпированность чиновников, ограничение свободы.

Ненависть к злоупотреблениям властью и фактам антидемократической политики в современной России, можно обнаружить, прибегая к контент-анализу текстов песен следующих известных рок-групп современности: ДДТ, Электрические партизаны, Ляпис Трубецкой, Люмен, Louna, Телевизор и др. Указанные тенденции только усилились на фоне событий, произошедших на Болотной площади, где в полной мере проявилась так называемая «площадная политика», реализуемая различными оппозиционными политическими силами. Тревожная реальность в современной России породила повышение социальной активности некоторых частей населения, заставив взбудоражиться, в числе прочих, и творческие силы, которые, казалось бы, давно уже забыли об этой стороне назначения искусства.

В авангарде этих процессов оказались рок-музыканты со стажем, которые пишут злободневные песни, участвуют в общественных акциях и митингах, посвящают концерты различным проблемам и даже объединяются в тематические социально-творческие проекты. К примеру, гитарист группы «ДДТ» и основатель собственной группы «Электрические партизаны» Вадим Курылев в одном из интервью отмечает: «Раньше я боролся с растущей коммерциализацией искусства вообще и рок-музыки в частности. Рок-музыка, изначально представлявшая собой музыку бунта, была не только культурным, но и социальным явлением, а в последние годы превратилась в прислужницу то корпоративных пьянок, то РПЦ, а то и просто «Правительства и Партии». Но социальным радикалом я не был, предпочитая экстремизм звуковой экстремизму вербальному. Считал, что мы и так меняем мир к лучшему нашей музыкой, нашим философско-поэтическим индивидуализмом. В какой-то момент я остро понял, что корень зла не в коммерциализации и не в шоу-бизнесе - это всё следствия или даже инструменты капиталистической системы порабощения. Моя позиция была такова: художник ставит вопрос, он не должен давать ответа. Но кто-то же должен дать и ответ, в конце концов! И я понял: если не мы сами, то кто? И хотя я по-прежнему за революцию прежде всего в умах и сердцах, но умы и сердца уже настолько поглощены системой, что художнику, а тем более рок-музыканту, ничего не остается, как начинать бороться с системой напрямую, хотя нашим оружием и остаётся наше искусство» [1]. На наш взгляд, указанных представителей рок-культуры следует относить к представителям активной части современного российского гражданского общества, несмотря на их резкие критические выпады в адрес властных инстанций. В то же время среди рок-исполнителей можно встретить и приверженцев националистической идеологии, которые призывают в своих песнях к господству титульной нации в современной России и ряду других похожих идей. Они, на наш взгляд, объективно могут быть отнесены к рок-группам, распространяющим экстремистские настроения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курылев, В. Бунт рок-н-ролла теряет ярость [Электронный ресурс] / В. Курылев. - http://www.nneformat.ru/texts/?id=6361

Наши рекомендации