Современной российской экономики

Сегодня едва ли кто-нибудь оспаривает тезис об объективной необходимости участия государства в хозяйственном процессе. Дискуссии лишь подлежит степень государственного вмешательства в экономику. Взяв на вооружение исключительно неоклассические представления о роли государства в экономике, авторы российских «реформ» периода 1992 - 1998 гг. стали заложниками ряда экономических догм.

Первая догма заключается в необоснованном признании того, что в современных условиях роль государства в рыночных экономических системах ослабевает. На этом основании был сделан сомнительный вывод о необходимости либерализационной политики в переходной российской экономике. Как свидетельствует практика, в современной экономике западных и новых индустриальных стран сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в воспроизводственный процесс сопровождается не ослаблением экономической роли государства, а ее усложнением, диверсификацией. Речь идет о смещении акцентов системы государственного регулирования: главной задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и совершенствование рыночного механизма в целом. Прогрессирует и такая функция государства, как научная координация всей хозяйственной деятельности и стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. Здесь особое значение имеет разработка долгосрочной стратегии, воплощаемой в форме структурной, региональной, технологической, научно-инновационной, энергетической, природоохранной, военно-технической и иных видах промышленной политики.

Вторая догма состоит в утверждении того, что экономические регуляторы «лучше» административных методов хозяйствования. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что мировая экономическая цивилизация не знает примеров, чтобы какая-либо хозяйственная система обходилась без административных методов регулирования экономики. Это относится не только к экстремальным ситуациям, связанным с войнами, стихийными бедствиями, социально-политическими катаклизмами и т. д. В обычных условиях существует достаточно хозяйственных сфер, где без прямого вмешательства государства просто не обойтись (регулирование естественных монополий, нейтрализация и устранение экстерналий и др.).

Кроме того, экономические регуляторы бывают далеко не столь безобидны для экономики, как это иногда кажется. Именно активное применение косвенных методов хозяйственного управления ввергло отечественную экономику в стагфляцию. Либерализация цен, высокие налоги, дорогой кредит не только не приблизили российскую экономику к конкурентному рынку, но и существенно затруднили достижение желанной цели. Очевидно, «мифологизация» экономических регуляторов хозяйственного развития - такая же ошибка, что и абсолютизация административных методов управления экономикой. Оптимизация использования и тех, и других методов представляет собой одну из фундаментальных проблем теории и практики ГРЭ.

Третья догма состоит в трактовке экзогенной (внешней) роли государства по отношению к экономике. С этой точки зрения, основой хозяйственной системы считается механизм рынка; государство же выступает в качестве вынужденного дополнения к конкурентному рынку, и в силу этого обстоятельства имеет как бы внешнюю по отношению к нему природу. Что касается российской экономики, то в течение советского периода ее развития хозяйственная деятельность государства была органично вплетена в «ткань» воспроизводственного процесса. Эта деятельность была не просто частью или дополнением, а имманентной основой функциональности народного хозяйства. Поэтому «уход» государства из множества хозяйственных сфер в процессе либерализационной экономической политики означал не высвобождение рыночных сил, а практически разрушение ранее накопленного производственного потенциала страны.

В связи с этим, стратегия реформирования отечественной экономики немыслима без «возвращения» государства в экономику и восстановления утраченных им хозяйственных функций. Экономические преобразования в России едва ли должны заключаться в формировании смешанной экономики неоклассического типа, где государство лишь вырабатывает условия функционирования для экономических субъектов. Специфика отечественной экономики такова, что стратегическая функция проводимых преобразований должна состоять в поэтапном формировании социально ориентированной, «рыночно-государственной» экономики. Ее принципиальное отличие от смешанной экономики состоит не только в эндогенной роли государства в хозяйственной системе, но и определяться количественными параметрами государственного сектора, который в специфических природных и геополитических российских условиях объективно и всегда должен играть существенную роль в экономике.

Каковы же основные задачи российского государства по регулированию экономики? Во-первых, это формирование высокоэффективного собственника и, напротив, обеспечение защиты общества от низкоэффективного хозяина. В связи с этим необходима научно обоснованная спецификация прав собственности. Кроме того, создать высокоэффективного собственника невозможно, если не регулировать процесс формирования нового соотношения различных форм собственности. При этом следует обосновать критерии, определяющие масштабы государственной и негосударственных форм собственности, учитывая характер целей и задач, решаемых тем или иным собственником, как в своих интересах, так и в интересах общества в целом.

Во-вторых, осуществление научно обоснованного регулирования естественных монополий, причем как государственных, так и негосударственных. Главное здесь состоит в том, чтобы не допустить разгосударствления таких хозяйственных сфер, деятельность которых способствует наиболее рациональному использованию редких ресурсов. Это относится к таким отраслям российской экономики, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, подготовка кадров, телекоммуникации, топливно-энергетический комплекс в целом. Развитие последнего представляет собой условие выживания нации и дееспособность всей экономики независимо от структуры собственности.

В-третьих, обеспечение синхронного применения методов экономического регулирования в рамках определенной системы целей и задач функционирования хозяйства. В основе определения этих целей и задач должен лежать прогноз социально-экономического развития страны и ее регионов. Сегодняшняя несинхронность мер ГРЭ проявляется в гипертрофированном росте «теневого» рынка, слабой связи финансового и промышленного секторов экономики, реализации стратегии роста энергосырьевого экспорта и импорта готовой продукции. Последнее обстоятельство вызывает особую тревогу, поскольку способствует закреплению долгосрочной траектории спада в наукоемком секторе промышленности и ускоренной деиндустриализации страны. Возникающая в связи с этим задача обеспечения научно-технической и технологической безопасности страны требует формирования долгосрочного программирования развития прогрессивных, постиндустриальных сфер национальной экономики.

Необходима селективная поддержка информационного и научно-технического сектора экономики, внедрение индикативного планирования, применение системы государственных заказов, расширение границ и диверсификация деятельности госсектора при одновременном совершенствовании управления государственной собственностью. Сюда же относятся мероприятия (ценовые, организационно-экономические, денежно-кредитные, налоговые и т. д.) по поддержке предпринимательства, возрождению и развитию потребительского сектора экономики.

В-четвертых, требуется мощное государственное содействие структурной перестройке экономики. Речь идет не о том, что государство должно компенсировать слабости формирующегося рыночного механизма. Задача состоит в создании социально-экономических и институциональных условий, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста в будущем. В связи с этим ведущими объектами структурного регулирования следует считать, прежде всего, постиндустриальный, наукоемкий сектор отечественной экономики, военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство. Для новой высокоэффективной индустриализации страны, для обеспечения экономической и продовольственной безопасности необходимо государственную научно-техническую политику ориентировать на содействие развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ «прорывного» характера. Необходимо обеспечить высокую эффективность реализации интеллектуального потенциала российской нации в интересах формирования ноосферного, то есть созидательного типа общественного воспроизводства.

Резюме

Базисная концепция о высокой эффективности конкурентного рынка отнюдь не исключает, а предполагает активное государственное регулирование экономики. Причинами тому являются: «провалы» рынка в сфере социальной справедливости рыночного распределения дохода и редких ресурсов; циклические колебания в экономике; появление отрицательных экстерналий; углубляющаяся информационная асимметрия среди индивидов и фирм; необходимость производства общественных благ.

Государственное регулирование экономики - это процесс целенаправленного воздействия государства на хозяйственную динамику в целях устранения недостатков рыночного механизма и обеспечения высокоэффективного, социально ориентированного экономического развития. Высшей целью ГРЭ является обеспечение ноосферного типа общественного воспроизводства при социальной ориентации экономического роста.

В современных условиях различают экономическое и социальное регулирование. Объектом экономического регулирования являются, в первую очередь, цены на продукцию естественных монополий. Социальное регулирование связано в основном с обеспечением социально-экономической безопасности общества, корректировкой экстерналий, защитой здоровья работников фирм и потребителей. При нейтрализации внешних эффектов государство формирует псевдорыночное равновесие на рынке благ, используя, в частности, налог Пигу.

В современной российской экономике роль государства в трансформационном процессе возрастает. Смешанная рыночная модель как целевая функция современных экономических преобразований в России характеризуется ведущими позициями госсектора и первостепенной ролью государства как институционального предпринимателя в решении текущих и стратегических социально-экономических задач.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое государственное регулирование экономики, и каковы его основные инструменты?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь рыночного и государственного регулирования экономики.

3. Прокомментируйте тезис о том, что государственное регулирование является способом разрешения противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

4. В чем заключаются особенности социального и экономического регулирования?

5. Приведите примеры и дайте графический анализ социального и экономического регулирования в современной российской экономике.

6. Какова экономическая природа налога Пигу?

7. Охарактеризуйте социально-экономическую природу естественных государственных монополий?

8. Как соотносятся категории «государственная собственность» и «государственный сектор»?

9. Охарактеризуйте роль и значение государственного сектора как объекта и средства экономического регулирования.

10. Каковы ведущие цели и особенности государственного регулирования современной российской экономики?

Наши рекомендации