В контексте неолиберальной теории
АУБАКИРОВА Индира Ураловна,
доцент кафедры теории и истории государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в условиях нынешнего экономического кризиса вопрос о том, какова должна быть оптимальная глубина воздействия государства на общественные процессы, актуализировался как в теоретическом, так и практическом плане.
In the conditions of a present economic crisis the question of what has to be the optimum depth of influence of the state on public processes, was staticized as in theoretical, and the practical plan.
Ключевые слова: государственное управление; либерализм; политическая экономия; государство; конкуренция; демократия; права человека.
Public administration; liberalism; political economy; state; competition; democracy; human rights.
В правоведении имеется ряд категорий, которые могут быть названы «золотым фондом», поскольку научный интерес к ним традиционно сохраняется на протяжении многих десятилетий, меняется лишь правовая парадигма, на основе которой осуществляется познание. К таковым, на наш взгляд, следует отнести «государственное управление», поскольку внимание к данной категории1, к исследованию сущности2 и пределов3 государственного
1 См., в частности: Атаманчук Г.В. Государственное управление
как отрасль научного знания // Право и управление. XXI век.
Научно-правовое и публицистическое издание. 2007. № 1(4). С.
44-49; Бородин С.С. Государственное управление и его основные
характеристики (признаки) // Конституционное общество и про
блемы совершенствования законодательства. Сборник научных
трудов. СПб., 2007. С. 123-126; Герасимов И.Г. «Государственное
управление» на современном этапе // Вестник Челябинского
государственного университета. Науч. журнал. 2008. № 2. С. 15-
19; Государственное управление и право: Сборник научных ста
тей. Вып. 8 / Под общ. ред. И H. Барцица. М., 2009.
2 Белозеров А.С., Глущенко П.П. Понятие, сущность и назначение
института государственного управления государственно-
правовыми и правозащитными отношениями // Проблемы даль
нейшего совершенствования механизма управления правозащит
ной деятельностью. Материалы международной научно-
практической конференции. СПб., 2007. С. 145-154; Братановский
С.Н. Государственное управление: понятие, социальная сущность
// Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. №
3(16). С. 6-14; Черкасов К.В. К вопросу о содержании понятия «гос
ударственное управление» в российской юридической науке //
Административное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 10-14.
3 Горобец В.Д. Пределы государственной деятельности и право
вого регулирования. Лекция. M., 1995; Майстровой В.В, Роль и
пределы государственного регулирования в сфере физической
культуры и спорта // Современная юридическая наука и право
применение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов
управления в правовой литературе не ослабевает с течением времени.
Это не случайно, поскольку смысл данной категории, на первый взгляд довольно абстрактной, сводится к важной практической проблеме: насколько далеко может простираться вмешательство государства в жизнь общества? Каковы пределы такого вмешательства и чем они обусловлены?
Каждая эпоха предоставляет свои ответы на данные вопросы.
В условиях нынешнего экономического кризиса вопрос о том, какова должна быть оптимальная глубина воздействия государства на общественные процессы, актуализировался как в теоретическом, так и практическом плане.
В текущем году в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» Н.А. Назарбаев отметил: «Утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом веке. Практическим вектором становится социальный реализм»4.
докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). С. 81-82; Русанов Г.А. Пределы уголовно-правового воздействия государства на экономику в свете трансформации экономических моделей // Законодательство и экономика. 2011. № 1. С. 29-33.
4 Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда // Казахстанская правда. 10 июля 2012 г.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. № 4(100)
на государства (по Л. Штейну «управление есть действующее государство»).
Можно сделать общий вывод о том, что в настоящее время господствующими в правоведении являются два основных подхода к пониманию сущности государственного управления. Согласно первому из них, государственное управление понимается как деятельность органов государства. Например, по мнению А.Е. Лунева, государственное управление представляет собой организаторскую деятельность, направленную на объединение, координацию усилий людей, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций в целях решения задач экономического, научно-технического, социально-культурного и административно-политического характера4. Н.И. Глазунова считает, что «государственно-административное управление - это практическая реализация исполнительной власти. Сущностная характеристика этого базового понятия может быть представлена в нескольких аспектах.
Государственно-административное управление - это:
1) деятельность государственных органов, институций «вторичного» мандата;
2) государственные органы формируются политическими (выборными) органами и должностными лицами;
3) подпадают под регуляцию админи
стративного и административно-
процессуального законодательства;
4) государственно-административное
управление осуществляется не только на трех
уровнях публичной власти, а имеет более
сложную иерархическую структуру «этажей»
управления на: федеральном, общенацио
нальном уровне; уровне федеральных округов;
уровне субъектов Федерации; уровне админи
стративно-территориальных округов в субъек
тах Федерации; уровне местном (города, райо
на)»5.
4 Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управле
ния. М., 1974. С. 5.
5 Глазунова Н.И. Государственное (административное) управле
ние. М.: Проспект, 2006. С. 43.
Таким пониманием руководствуются также многие исследователи конкретных сфер государственного управления, например, государственного управления в области здравоохранения: «государственное управление по сути представляет собой процесс посто-
Как явствует далее из статьи, то, что понимается под социальным реализмом, является, по сути, коннотацией понятия «неолиберализм».
Неолиберализм (англ. «Neoliberalism»; нем. «Neoliberalismus» в современной правовой науке является одной из наиболее влиятельных концепций - это направление в западной политической экономии, пришедшее на смену экономическому либерализму и характеризующееся стремлением обосновать необходимость сочетания государственного регулирования с осуществлением свободной конкуренции по принципу: «конкуренция - насколько возможна, планирование - насколько необходимо»1). Данную концепцию подробно охарактеризовал американский исследователь Д. Харви в книге «Краткая история неолиберализма» (2005 г.). Однако прежде, чем перейти к рассмотрению либералистического взгляда на проблематику сущности и пределов государственного управления, охарактеризуем кратко понимание данной категории, сложившееся в современной правовой науке в целом.
Прежде всего, отметим, что категория «государственное управление» рассматривается, как правило, в контексте более широкой категории «управление», как проявление одной из его разновидностей - социального управления. При этом, как подчеркивают исследователи, термин «управление» охватывает «почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов»2, «управление - универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова - это различные способы воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение и свойства субъекта (субъектов)»3.
Государство как организующая сила общества обнаруживает себя вовне (осуществляет свою власть) в процессах управления разнообразными социальными процессами, объек-тивируясь в сфере государственного управления. В государственном управлении проявляется праксиологическая (деятельностная)сторо-
1 Энциклопедия социологии, 2009.
2 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс
лекций. М., 2004. С. 38.
3 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. M.:
ЮристЪ, 2003. С. 1.
Научные доклады и сообщения
В рамках второго наиболее распространенного подхода государственное управление понимается как воздействие. Например, по мнению Г.В. Атаманчука, государственное управление представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу1.
Таким образом, как видим, общим для современной правовой доктрины является тенденция определения сущности государственного управления через ответ на вопрос о том, какой именно субъект осуществляет данное управление.
Также определенное внимание уделяется в правовой литературе и пределам государственного управления. Например, В.Е. Чиркин отмечает: «государственное и муниципальное регулирование общественных отношений (соответственно в стране или в территориальном коллективе) имеет свои пределы. Самые общие пределы для вмешательства государства и муниципального управления в дела общества и территориального коллектива устанавливают две традиционные концепции: гражданского общества и естественных прав человека. Считается, что государство и местные органы не должны вмешиваться в сферу гражданского общества, регулировать отношения в этой сфере»2.
янного и непрерывного осуществления функций государства. Этот процесс воплощается в реальную жизнь в виде каждодневной исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Указанную деятельность осуществляют органы и должностные лица, относимые в наше время к одной из трех ветвей государственной власти, а именно, к власти исполнительной. Именно поэтому органы исполнительной власти с полным правом именуются одновременно и органами государственного управления» (Серебренников А.В. Государственное управление в области здравоохранения: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3-4).
1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс
лекций. М., 2004. С. 62.
Данное понимание также проецируется и на отдельные государственно-управленческие сферы, например, под государственным управлением в области охраны труда предлагается понимать «упорядочивающее воздействие государства в области охраны труда через деятельность, осуществляемую соответствующими органами и через санкционированную им деятельность других органов, не являющихся по своему статусу государственными» (Кухаренко А.Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9).
2 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. M:
ЮристЪ, 2003. С. 11.
Однако в целом анализ правовых исследований в области государственного управления показывает, что самому понятию государственного управления уделяется намного большее внимание, нежели его пределам. По нашему мнению, это можно частично объяснить сохраняющейся с советского периода традицией углубленного анализа различных абстрактных понятий и категорий, что зачастую напоминает своего рода «юридическую схоластику». Это нередко осуществляется в ущерб более «живым» и практически значимым категориям (таким, в частности, как «пределы государственного управления»), которые не могут исследоваться в отрыве от социальных и политических аспектов.
В этой связи особенно интересен подход современной либеральной теории, в рамках которой именно пределы государственного управления, взаимосвязь государственного управления, права, экономики, общественной жизни подвергаются особенно внимательному анализу.
Д. Харви следующим образом характеризует суть идей неолиберализма: «неолиберализм представляет собой в первую очередь по-литэкономическую теорию, выводы которой стали широко применять на практике. Согласно этой теории, индивид может достигнуть благополучия, применяя свои предпринимательские способности в условиях свободного рынка, хотя и в определенных институциональных границах - сильного права собственности, свободного рынка и свободной торговли. Роль государства при этом сводится к созданию и сохранению этих институциональных структур. Государство призвано гарантировать, например, надежность и целостность денег. Оно должно содержать армию и полицию, а также гарантировать обо-
Исследуются и пределы государственного управления в отдельных сферах, например, в области использования и охраны земель: «существование различных доктринальных подходов по вопросу определения степени вмешательства государства в экономику, его организующей деятельности в области охраны окружающей среды, а также объективно возникающих коллизий между государственными и общественными интересами, реализуемыми на основе конституционно-правовых норм, обусловливают сложность такой деятельности, как государственное управление в области использования и охраны земель» (Воронина Д.М. Конституционно-правовые основы государственного управления в области использования и охраны земель в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 3-4).
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. № 4(100)
лучила распространение во многих современных научных школах3.
Однако необходимо отметить, что неолиберальный подход к государственному управлению не свободен от недостатков. Д. Харви отмечает, например, следующее: «в рамках концепции неолиберализма существуют серьезные политические проблемы, которые стоит рассмотреть. Противоречие возникает между соблазнительным и отталкивающим собственническим индивидуализмом, с одной стороны, и стремлением к осознанной коллективной жизни - с другой. Индивиды на первый взгляд свободны в своем выборе, но не имеют права делать выбор, способствующий созданию «сильных» коллективных институтов (например, профсоюзов) - хотя все же могут формировать «слабые» добровольные ассоциации (благотворительные общества). Они не должны образовывать союзов и политических партий, имеющих целью заставлять государство вмешиваться в рыночные процессы или вообще уничтожать рынок. Для защиты общества от наиболее страшных сил -фашизма, коммунизма, социализма, авторитарного популизма и даже права большинства -неолибералы предлагают устанавливать жесткие ограничения на демократическое управление и вместо этого основываться на недемократических и ненадежных институтах (как Федеральный резерв или МВФ) для принятия ключевых решений. Возникает парадокс - серьезное вмешательство государства, правление элиты и «экспертов» в мире, где государство не должно ни во что вмешиваться»4.
3 См., например, научные труды представителей правовой школы
либертаризма, основоположником которой был академик B.C.
Нерсесянц (Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997; Он же.
Общество и право: из истории анализа их взаимодействия // Гос
ударство и общество. Ежегодник советской ассоциации полити
ческих наук. М., 1985. С. 198-207; Он же. От социализма к циви-
лизму: свобода, право, собственность // Собственность: право и
свобода. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992. С. 3-13; Лапаева В.В. Со
временные подходы к формированию концепции правового раз
вития России (с позиций либертарного правопонимания) // Право
и политика. 2006, № 10. С. 5-17; Четвернин В.А. Современная
либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-
юридической теории. 2007. Выт. 1. С. 5-8 и др.).
4 Харви Д. Краткая история неолиберализма. М.: Поколение.
2007. Автор подчеркивает в книге, что «анализ указывает на про
тиворечия в планах неолибералов и неоконсерваторов. Растущий
разрыв между рассуждениями (для блага всех) и действиями
(ради преимуществ узкой группы правящего класса) стал слиш
ком заметен. Идея о том, что рынок - это конкуренция и честная
игра, все больше отвергается фактом невероятной монополиза
ции, централизации, интернационализации корпоративной и фи-
роноспособность страны. Государство должно сформировать законодательные структуры и выполнять все функции, необходимые для охраны священных прав частной собственности, гарантировать их соблюдение, если понадобится - то и силой, - а также обеспечивать «правильную» работу рынков»1.
В рецензии на книгу Д. Харви «Краткая история неолиберализма» И. Иоффе дает следующую характеристику: «в подходе Харви к исследованию неолиберализма можно выделить две основные черты. Во-первых, неолиберальный капитализм рассматривается американским антропологом не просто как важное социально-экономическое явление, затронувшее основные аспекты современной мировой экономической системы, но как тотальность, детерминирующая весь ход современной истории, накладывающая свой неизгладимый отпечаток на экономическое, политическое и культурное развитие практически в любой точке земного шара. ...Во-вторых, Харви трактует неолиберализм, прежде всего, как грандиозный проект восстановления процесса накопления капитала с одной, и власти крупной буржуазии, с другой стороны»2.
Таким образом, как видится, суть подхода современной либеральной теории к государственному управлению состоит в том, что вмешательство государства в экономику и иные сферы должно быть ограничено необходимым минимумом. Данная идея явилась довольно привлекательной, с учетом современных тенденций к глобализации и укреплению власти транснациональных корпораций, и по-
1 Харви Д. Краткая история неолиберализма. M.: Поколение,
2007. Автор подчеркивает: «более этого, если рынков не суще
ствовало ранее (например, в таких областях, как земля, вода,
образование, здравоохранение, социальное обеспечение и
окружающая среда), то государство должно их создать, в том
числе путем реальных действий правительства. Но государство
при этом не может рисковать. Государственное вмешательство в
работу рынков (после того, как они будут созданы) должно, со
гласно теории, ограничиваться необходимым минимумом. Госу
дарство не располагает никакой «дополнительной» информаци
ей, чтобы оно могло предвосхищать сигналы рынка (цены), по
скольку влиятельные группы неизбежно исказят его вмешатель
ство в экономику (особенно в демократических странах) в своих
интересах».
2 Иоффе И. Неолиберальное иго (рецензия на выход русского
издания книги Дэвида Харви «Краткая история неолиберализма»
// размещена на Интернет-сайте еженедельника
http://wwwJeft.ru/2006/18/ioffe152.Dritmi. Дата актуального посе
щения - 27 февраля 2013 г.
Научные доклады и сообщения
Д. Харви неоднократно критически высказывался в адрес данной теории также в своих публичных выступлениях. Например, он обращался к аудитории со следующими рассуждениями: «что говорила нам рыночная неолиберальная экономическая теория? Она говорила: вернемся к миру Джона Локка, вернемся к миру Адама Смита, и все будет в порядке, поскольку Адам Смит говорил, что свободный рынок будет работать в равной степени на благо каждого. Однако, что мы реально видим за последние тридцать лет? Колоссальную концентрацию власти и богатства в руках очень маленькой олигархической элиты. То есть, получается, что Маркс в очередной раз оказался прав. По крайней мере, в этом. Второе, что говорил Адам Смит, это то, что возникнет свободная конкуренция. В реальности же мы наблюдаем колоссальную централизацию, фактически олигополию, которая контролирует рынки. Возьмите рынок фармацевтики, сколько там действует корпораций, сколько осталось корпораций на медиарынке Запада. То есть, в очередной раз мы видим, что произошла колоссальная концентрация, победили сильнейшие. И мы видим, что в этом смысле, Маркс опять-таки оказался прав. Мой вывод из этого заключается в том, что чем больше вы разрешаете рынку действовать по своему усмотрению, тем больше у вас будет концентрация власти и богатства, тем выше будет социальное неравенство. И просто эмпирически очевидно, что это соответствует реальности»1.
нансовой власти. Невероятный рост классового и регионального неравенства как внутри отдельных государств (в Китае, России, Индии, Южной Африке), так и на мировой арене между государствами создает серьезные политические проблемы, которые больше нельзя скрывать как что-то «переходное» на пути к идеальному неолиберальному миру. Чем больше неолиберализм признается несостоятельной утопической теорией, маскирующей успешный проект по восстановлению власти правящего класса, тем более прочная основа формируется для роста массовых выступлений, требующих равноправия и экономической справедливости, честной торговли, большей экономической безопасности».
1 Лекция Дэвида Харви «Неолиберальная урбанизация». 25 мая 2007 г. // размещена на Интернет-сайте Института общественного проектирования, http://www.inop.ru/readinq/paqe140/. Дата актуального посещения - 27 февраля 2013 г.
Автор отмечает и другие недостатки неолибералистической концепции государственного управления: «неолиберальное государство обычно поддерживает целостность финансовой системы и платежеспособность финансовых институтов, а не благополучие населения или состояние окружающей среды», «по мере того как государство снимает с себя функции социального обеспечения граждан и сворачивает свое участие в таких областях,
Таким образом, неолиберальный подход к пониманию сущности и пределов государственного управления не свободен от недостатков. Главный из них, заключается, на наш взгляд, в том, что, провозглашая невмешательство государства в различные сферы жизни общества (прежде всего, в экономику), неолиберализм излишне абсолютизирует способность общества и экономической системы к саморегуляции. Однако в целом, на наш взгляд, отдельные элементы данного подхода в адаптированной форме можно использовать в современных условиях в странах постсоветского пространства. При этом необходимо найти баланс между неолиберальной теорией и практикой современного государственного управления. Пределы государственного управления должны быть построены на признании того, что государство не должно чрезмерно вмешиваться в те экономические и социальные сферы, в которых действуют собственные механизмы саморегуляции, однако в то же время не должно устраняться от эффективной реализации государственных функций.
Анализ современных пределов государственного управления в большинстве стран постсоветского пространства показывает, что данные пределы, по нашему мнению, несколько смещены от такой «оптимальной черты», что приводит к «зарегулированности» некоторых сфер государственного управления и недостаточной стимуляции к развитию иных, помимо государственных, механизмов регулирования экономической и социальной сфер.
Для того чтобы устранить или, по крайней мере, смягчить подобный дисбаланс, по нашему мнению, целесообразно принять следующие практические меры:
как здравоохранение, государственное образование, социальные услуги, составлявшие когда-то неотъемлемую часть системы «встроенного либерализма», все новые группы граждан оказываются на грани бедности и даже нищеты». При этом Д.Харви подчеркивает, что «за этими радикальными сдвигами в социальной политике лежат важные структурные изменения в природе государственного управления. ..В процессе неолиберализации растущее значение стали придавать общественно-частному партнерству. ...Бизнесы и корпорации не только тесно сотрудничают с государственными деятелями, но даже активно участвуют в подготовке законопроектов, определении общественных норм, разработке законодательных систем (преимущественно к собственной выгоде)» (цит. по: Харви Д. Краткая история неолиберализма. М.: Поколение, 2007).
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. №4(100)
1) уменьшить объем государственного регулирования как предпосылки для осуществления государственного управления в соответствующей сфере, а именно: оптимизировать количество законодательных актов, снизить количество подзаконных актов, слишком подробно детализирующих требования законодательства (во многих случаях достаточно установить лишь общие законодательные рамки), добиться использования лаконичных и кратких юридических конструкций в тексте законов (за счет усовершенствования законодательной техники);
2) уменьшить количество государственных органов, осуществляющих государственное управление, при одновременном расширении функций тех из них, на которые возложено осуществление антимонопольного контроля и создания конкурентной среды.
3) сократить количество функций управ-
ления в отношении оставшихся государственных органов;
4) уменьшить вмешательство государства в тех сферах, в которых действуют иные виды социального управления и самоуправления, прежде всего в рамках гражданского общества (местное управление, управление в сфере деятельности общественных организаций, религиозных организаций, политических партий, средств массовой информации).
На наш взгляд, подобная оптимизация пределов государственного управления способствует совершенствованию управленческой деятельности в целом, поскольку государство получит возможность концентрироваться на главных, стратегически важных областях государственного управления, возлагая часть ответственности на институты гражданского общества.
Научные доклады и сообщения
МОРАЛЬ В ЗАПОВЕДЯХ БИБЛЕЙСКИХ. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА
ВОЕВОДОВА Елена Николаевна,