Профессиональные союзы (профсоюзы).
Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.
Основу правового регулирования создания и деятельности профсоюзов составляет Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах».[6]
Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы. Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.
Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами.
Профсоюзы имеют уставы (положения), выборные руководящие органы, символику.
В собственности профсоюзов может находиться движимое и недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, высшие и средние специальные учебные заведения, учебные центры, научно-исследовательские учреждения, предприятия, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяется уставами (положениями) профсоюзов.
Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать необходимые фонды солидарности, культурно-просветительные и иные фонды.
Деятельность профсоюзов может быть прекращена по решению его членов в порядке, определяемом уставом (положением) данного профсоюза. Приостановление деятельности профсоюза может происходить в тех случаях, когда его деятельность противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь. Она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов – решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.
Религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Порядок создания и деятельности религиозных организаций регулируется законодательством Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях. Важнейшие положения о религиозных организациях содержатся в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции Закона Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».[7]
Деятельность религиозных организаций осуществляется в двух основных формах: в форме религиозной общины и религиозного объединения. По решению органов управления религиозного объединения могут создаваться монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Религиозная община – это объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших 18-ти летнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории.
Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет.
Религиозные общины и религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации.
Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют: религиозных общин – областные, Минский городской исполнительные комитеты; религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, - республиканский орган государственного управления по делам религий.
Требования к содержанию устава религиозной организации содержатся в ст.20 Закона от 31 октября 2002 г. Устав должен содержать: полное наименование, включая указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации; место нахождения; цели, задачи и основные формы деятельности; принадлежность к религиозному объединению; территория деятельности; структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации; порядок ликвидации и реорганизации; порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав и иные сведения.
Религиозная организация имеет органы управления. Положения об органах управления содержатся в уставе религиозной организации.
Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь. Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Религиозные организации могут использовать для нужд своей деятельности имущество, предоставляемое им по гражданско-правовым договорам, заключаемым с юридическими и физическими лицами.
Религиозные организации будучи некоммерческими организациями вправе совершать лишь религиозную деятельность. Вместе с тем, они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, ради которых созданы, а также соответствующую этим целям.
Религиозная организация может быть ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случаях: повторного в течение года нарушения Закона от 31 октября 2002 г., иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной деятельности, противоречащей ее уставу; осуществления деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения национальной чести и достоинства; осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Республиканские государственно-общественные объединения.
Республиканскими государственно-общественными объединениями признаются основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач.
Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.
Устав республиканского государственно-общественного объединения принимается его учредителями либо высшим органом этого объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.
Создание республиканского государственно-общественного объединения осуществляется по решению учредителей либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации в форме общественного объединения на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь.
Республиканское государственно-общественное объединение может в установленном порядке создавать свои организационные структуры, в том числе в виде юридических лиц, а также создавать иные юридические лица или участвовать в них в соответствии с уставом республиканского государственно-общественного объединения и иным законодательством.
Правовое положение республиканских государственно-общественных объединений определяется Гражданским кодексом, Законом Республики Беларусь «О республиканских государственно-общественных объединениях» от 19 июля 2006 г. и иным законодательством о республиканских государственно-общественных объединениях.
Фонды.
Под фондом для целей Гражданского кодекса понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.
Фонды относятся к числу нетипичных субъектов гражданского права, поскольку в отличие от большинства иных субъектов гражданского права их создание и деятельность в наибольшей мере подвержена воздействию публично-правовых начал, цели их деятельности более всего отображают общественные интересы, а не интересы частных лиц.
Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на характер деятельности и вид фонда.
Имущество, передаваемое фонду его учредителями, должно принадлежать им на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда.
Источниками формирования имущества фонда являются имущество, передаваемое фонду его учредителями, поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий, доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности, и иные не запрещенные законодательством поступления.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Правила, действующие в отношении создания, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов, установленные ГК не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, если в актах законодательства о создании таких фондов не установлено иное.
Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом.
Не являясь коммерческими организациями фонды, тем не менее, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого они могут создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.
Фонды осуществляют деятельность через свои органы: правление (совет), дирекцию (директора) и попечительский совет. Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления его деятельности.
Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями. Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.
К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:
изменение и (или) дополнение устава фонда;
образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;
создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;
утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;
реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.
Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда.
Попечительский совет фонда – орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, – правлением (советом) фонда.
К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:
контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;
контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;
контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.
Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями фонда.
Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 ГК, должен содержать:
сведения об учредителях фонда;
задачи и методы деятельности фонда;
состав и порядок формирования органов фонда;
порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;
порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;
источники и порядок формирования имущества фонда;
срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;
сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);
сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;
иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие ГК.
Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные статьей 118 и статьей 119 ГК, определяются законодательными актами.
Устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда.
Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок в случае:
изменения целей фонда;
изменения наименования фонда;
изменения вида фонда;
изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);
создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;
изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;
изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.
Реорганизация фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, может быть осуществлена в форме:
слияния с другим фондом;
присоединения к другому фонду;
присоединения к нему другого фонда;
выделения из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы;
разделения на два и более фонда.
Вместе с тем, фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.
Стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда.
Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда:
- в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче учредителями в собственность
- фонда имущества в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или в части в виде неденежных взносов;
- в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
- если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до минимального размера, необходимого для его создания и деятельности;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
- в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда.
В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.
Фонды действуют на основании законодательства о фондах (Фонд информатизации, Фонд «Взаимопонимания и примирения» и др.) и устава.
Учреждения.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждения могут создаваться государством и его административно-территориальными единицами, а также гражданами и юридическими лицами. Чаще всего учреждения создаются государством или его административно-территориальными единицами, а сами решения происходят из сферы государственного управления. Деятельность же самих учреждений осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере образования, культуры, здравоохранения и др.
Учреждение имеет закрепленное за ним собственником имущество. Учреждение имеет ограниченный режим владения, пользования и распоряжения имуществом (право оперативного управления). Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, равно как и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если учредительные документы предоставляют учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если только иное не предусмотрено законодательством. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.
Учреждение действует на основании устава или положения, утверждаемого собственником имущества.
Учреждение, как правило, имеет единоличный орган упр вления – руководителя, назначаемого собственником имущества.