Прокуратура Российской Федерации. Правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации закреплен Конституцией РФ (ст
Правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации закреплен Конституцией РФ (ст. 129) и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура РФ - это единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Главными задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура является самостоятельной государственной системой, которая осуществляет свои полномочия независимо от федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, политических партий и общественных объединений. Она действует на всей территории Российской Федерации и во всех сферах жизни общества, которые регламентированы законом.
Реализуя главные задачи, прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением Конституции РФ и законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их доверенными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Кроме надзора прокуратура осуществляет также уголовное преследование граждан в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Систему органов прокуратуры РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ
по согласованию с субъектами Российской Федерации. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней - 5 лет.
Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Этот запрет распространяется на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации, их представителей и должностных лиц.
Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вынесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.
Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.
Контрольные вопросы
1. Существует официальная оценка: Конституция РФ 1993 г. обеспечила стабильность российского общества. Так ли это?
2. Является ли Россия правовым государством?
3. Каково соотношение права и закона? Может ли закон быть «неправовым»?
4. Является ли Россия социальным государством? Да или нет. Почему?
5. Каковы основные функции Федерального Собрания РФ (парламента)?
6. Какова процедура отрешения Президента РФ от должности?
РАЗДЕЛ III
ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Глава 7