Социальная адаптация студентов
В ходе данного исследования были выявлены особенности, основные зависимости и закономерности социальной адаптации студентов. Следует отметить, что изучалась социальная адаптация к общественным переменам в России, а именно факторы достижения жизненного успеха, отношение к реформам, адаптивные качества студентов, а также наиболее значимые ценности для студентов.
Первое, на что стоит обратить внимание - отношение студентов к реформам. Говоря о выборке в целом, нужно отметить, что большинство опрашиваемых затруднились ответить на вопрос о необходимости реформ, происходящих в России (54,7%).28,2% респондентов считают реформы нужными и полезными, а 17,2% негативно относятся к проводимым в стране реформам (Диаграмма 10).
Диаграмма 10. Необходимость реформ, происходящих в России (в % к числу опрошенных)
Можно отметить такую тенденцию, что по сравнению с прошлым 2013 годом увеличился процент респондентов, считающих реформы в России необходимыми и полезными. Если в 2013 году только 19,3% респондентов считали реформы необходимыми и полезными, то в 2013 году уже 28,2%. Также стоит отметить, что в 2014 году количество студентов, не одобряющих реформы, уменьшилось с 55,3% до 54,7% (Таблица 7).
Таблица 7. Необходимость реформ происходящих в России(по данным 2012 и 2013 гг.) (в процентах (%) к числу опрошенных)
Необходимость реформ | ||
Да | 19,3 | 28,2 |
Нет | 25,4 | 17,2 |
Затрудняюсь ответить | 55,3 | 54,7 |
Диаграмма 11. Необходимость реформ происходящих в России
(по данным 2012 и 2013 гг.)
При рассмотрении мнений о необходимости реформ по половому признаку выявлены следующие тенденции: мужчины (46,6%) затруднились ответить на данный вопрос, хотя (46,6) мужчин считают их нужными и полезными, в то время как (19,0) подчеркнули их бесполезность. Среди женщин на вопрос о необходимости реформ (21,2) отметили их полезность, а (15,1) женщин считают их ненужными и бесполезными, затруднились ответить на данный вопрос –(63,7%) опрошенных женщин (Таблица 8).
Таблица 8. Необходимость реформ
В процентах (%) к числу опрошенных
Необходимость и полезность реформ происходящих в России | Пол | |
мужской | женский | |
Да | 34,4 | 21,2 |
Нет | 19,0 | 15,1 |
Затрудняюсь ответить | 46,6 | 63,7 |
Из перечня приобретений в ходе реформ наибольшее количество респондентов выбрало позицию «возможность получить образование» (43,7%), что отражает значимость образования для молодежи на сегодняшний день. На втором месте стоит «свобода действия» и «возможность покупать различные продукты питания» (26,9% и 19,7% соответственно). Наименьшее количество респондентов выбрало позицию «интересная, высоко оплачиваемая работа» (4,5%). (Таблица 9).
Таблица 9. Приобретения в ходе реформ
№ | Варианты ответов | % опрошенных |
Интересная, высоко оплачиваемая работа | 4,5 | |
Свобода действия | 26,9 | |
Возможность получить образования | 43,7 | |
Возможность работать по специальности | 14,2 | |
Повышение уровня благосостояния | 11,0 | |
Возможность свободно высказывать свое мнение | 14,6 | |
Возможность покупать различные продукты питания | 19,7 | |
Возможность покупать модную одежду | 13,6 | |
Возможность приобретать мебель; другие дорогие вещи | 12,0 | |
Возможность приобрести путевку и поехать отдохнуть в отпуск | 12,9 | |
Условия для покупки жилья | 7,8 | |
Что-либо еще | 17,8 |
Что касается потерь респондентов в ходе реформ, то можно отметить следующее: на первое место в числе потерь от реформ студенты ставят «Ничего, возможно даже приобрел что-то»(37,2%), на втором месте – «Уверенность в завтрашнем дне» (31,1%), на третьем месте – «возможность получить более качественное образование»(17,5%). (Таблица 10).
Таблица 10. Потери в ходе реформ
№ | Варианты ответов | % опрошенных |
Уверенность в завтрашнем дне | 31,1 | |
Снижение уровня благосостояния | 12,0 | |
Возможность получать более качественное образование | 17,5 | |
Возможность реализовать свои способности | 14,2 | |
Возможность покупать различные продукты питания | 3,6 | |
Возможность покупать мебель, другие вещи | 4,5 | |
Возможность покупать модную одежду | 4,5 | |
Возможность купить путевки и поехать отдохнуть | 7,4 | |
Возможность приобрести жилье | 15,9 | |
Ничего, возможно даже приобрел что-то | 37,2 | |
Другое | 8,7 |
Рассматривая зависимость жизненного успеха от личных качеств, следует отметить, что студенты, обучающиеся в ТулГУ, верят в безусловную зависимость успеха в жизни от их личных качеств (72,8%); 1,6% опрошенных студентов считают, что жизненный успех не зависит от личных качеств; 1,9% респондентов выбрали вариант ответа «скорее нет, чем да». (Таблица 11 и Диаграмма 12).
Таблица 11. Наличие зависимости жизненного успеха от личных качеств респондента (в процентах (%) к числу опрошенных)
Наличие зависимости жизненного успеха от личных качеств респондента | % опрошенных |
Да, без сомнения | 72,8 |
Скорее да, чем нет | 17,8 |
Трудно сказать | 5,8 |
Скорее нет, чем да | 1,9 |
Нет, ничего не зависит | 1,6 |