Понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:
1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.
3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Понятие и сущность конституции, ее виды.
Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.
Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.
Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:
- конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);
- конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);
- конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);
- конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;
- конституция – отражение определенного соотношения политических сил.
Классификации конституций:
1) по форме:
а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);
б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);
2) по структуре:
а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);
б) некодифицированные (конституционные нормы
Xсодержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);
3) по содержанию:
а) по новизне содержания (на момент принятия):
- оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);
- заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций);
б) по политическому режиму (демократические, авторитарные);
в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ));
г) по порядку издания:
- октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
- принятые представительным органом (парламентом);
- принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);
- одобренные на референдуме (Армения, Испания);
д) по способу изменения:
- гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия;
- жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций;
- смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);
е) по срокам действия:
- постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;
- временные;
ж) по уровню конституционного регулирования:
- конституции федеративного государства (США, ФРГ);
- конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).