Общая характеристика ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Принципы местного самоуправления– это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения. К общим принципам местного само­управления следующие:

· самостоятельность решения населением вопросов местного зна­чения;

· организационное обособление местного самоуправления, его орга­нов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

· соответствие материальных и финансовых ресурсов местного са­моуправления его полномочиям;

· многообразие организационных форм осуществления местного са­моуправления;

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· законность в организации и деятельности местного самоуправ­ления;

· гласность деятельности местного самоуправления;

· коллегиальность и единоначалие в деятельности местного само­управления;

· государственная гарантированность местного самоуправления[30].

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. возможность осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления сельских и городских поселений

3. вопросы местного значения. К ним относятся вопросы муниципальной собственности, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иные вопросы местного значения.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочия.

1) вид или наименование муниципального образования, наделение соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления,

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий

4) отчет об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий,

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования ( состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов);

глава муниципального образования (является высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования) ;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления,

Муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой решает вопросы местного значения или отдельных государственных полномочий. Их можно разграничить по следующим основаниям:1) По сфере действия выделяются акты2) По предмету регулирования по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.Очевидным общим требованиям к муниципальным правовым актам является недопустимость их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Самостоятельность органов самоуправления должна опираться на экономическую основу в виде земли и природных ресурсов, муници­пальных предприятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных доходов.

Наши рекомендации