Сафонов М. М. Проблема реформ... С. 80
Еще до того, как в Петербург съехались все «молодые друзья^, Александр I поручил генерал-прокурору А. А. Беклешову подготовить записку о непродаже людей без земли, выписку из законов и два проекта указа. 6 мая они были внесены на рассмотрение Непременного совета. Предложенный Александром I проект указа имел важное значение. Хотя формально он предусматривал лишь ликвидацию злоупотреблений со стороны помещиков и сопровождался ссылкой на законодательство XVII в. («Соборное уложение» 1649 г.), по существу он предполагал регламентировать отношения между помещиком и крепостным крестьянином. Такого рода регламентация должна была наложить запрет на продажу крестьян без земли. Последняя мера служила еще и ограничению роста числа дворовых людей. Непременный совет отклонил этот проект. Александр I представил Совету новый вариант проекта и сам явился на заседание 16 мая. Заседание было очень бурным (говорили, что такого не было со времен Петра I), и в результате проект был вновь отклонен. Не получил поддержки этот проект со стороны Строганова и после некоторых колебаний присоединившегося к нему Кочубея.
Нежелание членов Непременного совета одобрить законопроект, призванный положить начало постепенному движению к освобождению самого многочисленного сословия, было зловещим предзнаменованием того, что и другие попытки, предпринятые в этом направлении, будут обречены на неудачу.
Обсуждение проектов реформ проходило на фоне политических интриг. Различные группировки старались отстаивать свои интересы. Александру I приходилось лавировать. 20 июня 1801 г. он встретился на даче Строганова с «молодыми друзьями». С 24 июня начались заседания Негласного комитета, в состав которого вошли Строганов, Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей. Не имея определенной регламентации в работе, Негласный комитет действовал в духе программы Строганова, который вместе с коллегами предполагал составить «картину действительного положения вещей». В дальнейшем же, по выражению Новосильцева, предстояло осуществить реформу администрации, завершив все преобразования конституцией, «устроенной согласно истинному духу науки».9
Горячие дебаты завязались вокруг проекта реформы Сената. Они длились с апреля 1801 г. до сентября 1802 г. — в самом Сенате, в Непременном совете, в Негласном комитете. Начались они после демарша Г. Р. Державина, за спиной которого стоял П. А. Зубов, против генерал-прокурора Беклешова. По поручению Александра I Д. П. Трощинский при помощи М. М. Сперанского составил записку «О причинах уничтожения Сената». 5 июня 1801 г. Александр I издал указ, в котором Сенат был назван верховным местом правосудия и исполнения законов.10 Сенаторам же предписывалось не ограничиваться перечнем нарушений прав Сената, а представить соображения о том, каковы дол-
9 Вел. кн. Николай Михайлович. Граф Павел Александрович Строганов... Т. 3. С. 61.
10 Сафонов М. М. Проблема реформ... С. 116.
жны быть права и обязанности Сената. В противовес предложению Завадовского, в своем докладе отводившего Сенату роль верховного правительства, представлявшего и исполнительную, и судебную власть, члены которого назначались императором, Державин выдвинул идею выборного учреждения, независимого от произвола верховной власти. А. Р. Воронцов говорил о Сенате как о конституционном учреждении, правда в очень неопределенной форме. Среди последующих проектов выделялись проекты Г. Р. Державина и П. А. Зубова. Проект П. А. Зубова стал объектом критики со стороны членов Негласного комитета, которые предостерегали Александра I от угрозы ограничения его прерогатив самодержца. Подобную ситуацию, считали они, можно допустить лишь в далеком будущем.
П. А. Зубов был не только инициатором реформирования Сената, а представил и проект решения крестьянского вопроса; содержание проекта импонировало Александру I и вызывало опасения у членов Негласного комитета.11 Проект П. А. Зубова предусматривал важные антикрепостнические акции, прежде всего запрещение продажи крестьян без земли и свободный выкуп их на волю.
Обнародование проекта преобразования Сената и манифеста о запрещении продавать крестьян без земли должно было быть приурочено к моменту коронации Александра I.
К этому же сроку готовился еще один важный документ, который, пожалуй, следовало бы поставить на первое место: «Грамота Российскому народу».12 Большую роль в подготовке «Грамоты» сыграл А. Р. Воронцов.13
В работе над «Грамотой» участвовали В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, сам Александр I. Окончательный текст причудливо сочетал, казалось бы, противоположные по духу заявления. С одной стороны, как и в первых манифестах Александра I, подтверждались привилегии дворянства (в «Грамоте» даже в несколько расширенном виде), с другой стороны, в ней были необычные для официальных документов тех лет обращенные ко всем российским подданным обещания пользоваться «невозбранно свободою мысли, веры или исповедания, богослужения, слова и речи, письма и деяния».
Несмотря на противоречивость, «Грамота» в случае ее обнародования в момент коронации могла стать историческим документом, закладывающим основы для того, чтобы в России постепенно сложилась система, при которой соблюдались бы права личности. Одновременное оглашение манифеста, намечавшего первые мероприятия на пути облегчения положения крепостных крестьян, также могло служить первым шагом в деле постепенной отмены крепостного права. Трудно сказать, насколько жизнеспособным могло быть такое учреждение, как представленный в проекте пре-
11 Там же. С. 141—146.
12 Обзор литературы, посвященной «Грамоте», см.: Минаева Н. В. Правитель
ственный конституционализм... С. 42—45, 247—248.
13 Там же. С. 32—54.
образованный Сенат. Тем не менее хотя бы некоторое упорядочение положения самодержца также могло послужить усовершенствованию системы управления государством.
Однако после торжественной церемонии коронации Александра I, состоявшейся 15 сентября 1801 г. в Кремле, в оглашенном по этому случаю манифесте, в перечне дарованных народу милостей, самыми существенными были освобождение от рекрутского набора в текущем году и от уплаты в 1802 г. 25 копеек подушного оклада.14
Изданный также 15 сентября 1801 г. именной указ Сенату предусматривал учреждение комиссии для пересмотра прежних уголовных дел.15 В наставлении этой комиссии, последовавшем 23 сентября, осуждался произвол в судах. Александр I, подтверждая свои самодержавные права, одновременно провозглашал, что будет управлять только по законам. Такого рода заверения имели либеральный оттенок и были выдержаны в духе «истинной монархии». Однако все это даже в малой степени не соответствовало тем нововведениям, которые предполагалось обнародовать к моменту коронации Александра I. «Грамота», кстати сказать, долгие годы упоминавшаяся главным образом в связи с причастностью к ее составлению А. Н. Радищева, и другие коронационные проекты остались как эпизод неосуществленных либеральных исканий. В 1801—1803 гг. еще продолжались дебаты в Негласном комитете, но вопросы внешней политики вытесняли там внутриполитические проблемы. Тем временем Александр I укрепил свое положение. В июне 1801 г. был удален П. А. Пален, в октябре — Н. П. Панин, в январе 1802 г. — П. А. Зубов, потерял свое влияние и В. А. Зубов.
Несколько указов как бы подводили итоги бурным спорам. По предложению Н. С. Мордвинова был принят указ 12 декабря 1801 г., разрешавший купцам, мещанам и казенным поселянам покупать земли, не населенные крестьянами.16 8 сентября 1802 г. последовал указ о правах Сената. Он признавался «верховным органом» империи, но его полномочия ограничивались властью государя. Какую-то возможность расширения прав Сената содержало данное ему право входить с представлениями к императору по поводу тех указов, которые он считал несогласованными с прочими узаконениями или сопряженными «с большими неудобствами при исполнении». В тот же день, 8 сентября 1802 г., Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств».17 Согласно манифесту, содержавшему общие положения, учреждалось 8 министерств. Создавался и Комитет министров, но функции его не были точно определены.
14 Сафонов М. М. Проблема реформ... С. 167. 15 сентября 1801 г. последова
ло также подтверждение трех жалованных грамот на права эстляндскому дворян
ству, городу Риге и Сарептскому обществу евангелического исповедания (ПС31.
Т. 26. № 20010, 20013, 20014).
15 ПС31. Т. 26. № 20012.
16 Там же. № 20075.
17 Там же. Т. 27. № 20405, 20406.
Министерство сухопутных сил возглавил С. К. Вязмитинов. Его аппаратом первое время была военная коллегия, вскоре была создана временная канцелярия министра, преобразованная в департамент. Были приняты меры по упорядочению деятельности военной коллегии. Министерство внутренних дел оказалось под началом В. П. Кочубея, который стал министром, и П. А. Строганова, ставшего товарищем министра. Министром морских сил стал Н. С. Мордвинов. В этом министерстве, как и в Министерстве сухопутных сил, началось налаживание работы перестраиваемого аппарата прежней коллегии. Министерство иностранных дел было поручено опытному дипломату А. Р. Воронцову. Министром финансов назначили старого и больного А. И. Васильева, до этого бывшего государственным казначеем. Практически дела вел Д. А. Гурьев, ставший товарищем министра. Иногда привлекался и Г. Р. Державин, назначенный министром юстиции. Министром коммерции стал Н. П. Румянцев, министром народного просвещения — П. В. Завадовский.
Как видим, на министерские посты были назначены в основном государственные деятели старшего поколения. «Молодые друзья», кроме Кочубея, были представлены как товарищи министров: Н. Н. Новосильцев — в министерстве юстиции, а А. Чарторыйский — в министерстве иностранных дел. Вскоре ушли в отставку Мордвинов, Державин, Воронцов, Морское ведомство возглавил адмирал П. В. Чичагов, министерство иностранных дел — А. Чарторыйский. Деятельность министерств налаживалась не сразу. Либеральный курс, как это ни парадоксально, в наибольшей мере проявился в Министерстве народного просвещения, во главе которого стоял П. В. Завадовский, по отзывам современников, человек «бездарный и ленивый». Всю работу брал на себя товарищ министра М. Н. Муравьев, имевший к тому же дельного помощника в лице В. Н. Каразина. 24 января 1803 г. было принято новое положение об устройстве учебных заведений (они разделялись на 4 разряда: приходские, уездные, губернские, или гимназии, и университеты). К трем уже существовавшим университетам (в Москве, Вильно и Дерпте) было решено открыть еще три: в Казани, Харькове и Петербурге. (В Петербурге был открыт в 1816 г. Педагогический институт, в том же году переименованный в Главный педагогический институт, а 8 февраля 1819 г.—в С.-Петербургский университет).
В 1804 г. впервые был издан цензурный устав, предусматривавший предварительную цензуру. Это был первый опыт регламентации цензуры. В начале царствования Александра I в отношении властей к печати имела место известная снисходительность. Были изданы книги, посвященные экономическим проблемам. По распоряжению министра финансов на казенные средства был издан русский перевод труда Адама Смита «О богатстве народа» и изложение системы его взглядов, которое также появилось в «Санкт-петербургском журнале», издававшемся Министерством внутренних дел. Наряду с официальным отделом там был раздел, в котором печатались труды Адама Смита, Иеремии
Бентама и других ученых.18 С одобрения Александра I была издана книга де Лольма «Конституция Англии или состояние английского правления сравнительно с республиканскою формою и с другими европейскими монархиями». Англофильский дух, переплетавшийся с конституционными симпатиями, свойственный многим сторонникам реформ, консерваторы встречали с недовольством. Тем не менее реформаторская тенденция не угасала.
Обращение графа С. П. Румянцева к правительству в ноябре 1802 г. с просьбой разрешить ему отпустить принадлежавших ему крепостных на волю, наделив их землей, послужило поводом вернуться к рассмотрению крестьянского вопроса. 20 февраля 1803 г. последовал «Указ о вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю.19 Крестьянин же при этом должен был внести выкуп, определенный помещиком. Издание указа не обязывало, а скорее призывало помещиков освобождать крестьян. Помещики не очень-то следовали этому призыву: за все царствование Александра I в соответствии с этим указом состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян.20 Указ 20 февраля 1803 г. был менее радикален по сравнению с обсуждавшимися проектами решения крестьянского вопроса. Вместе с тем —и на это стали больше обращать внимание в новейшей исторической литературе — он намечал направление правительственной политики в крестьянском вопросе и, что особенно важно, утверждал идею освобождения крестьян за выкуп.21 В его издании можно видеть также первую попытку правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостничества, объективно связанную с признанием возможности буржуазного развития сельского хозяйства в начале XIX в.22
Несомненно важным фактором, помешавшим реформам в начале XIX в., было отрицательное отношение к ним массы дворянства. Вместе с тем представляется, что Александр I отступал от своих реформаторских начинаний еще и потому, что предполагаемые преобразования могли бы подорвать устои самодержавной власти, которая должна была оставаться незыблемой и в рамках «истинной монархии». Свою твердость как самодержец он продемонстрировал в 1803 г., когда Сенат, пользуясь своим «правом представления», обратился к императору, протестуя против указа о сроке службы дворян, не дослужившихся до унтер-офицерского чина, как указа, противоречащего жалованной грамоте дворянства. В ответ на этот демарш Н. Н. Новосильцевым был подготов-
18 Предтеченский А. В. Экономические журналы первой четверти XIX в. //
Общественная мысль в России XIX века. Л., 1985. С. 12.
19 В ПСЗ указ вошел под названием: «Об отпуске помещиком крестьян на во
лю по заключении условий, на обоюдных согласиях основанных» (ПС31. Т. 27.
№ 20620). Текст указа также см.: Российское законодательство X—XX веков. М.,
1988. Т. 6. С. 32—34.
20 См.: Сергеева Н. И. Анализ количественных показателей действия указа о
свободных хлебопашцах // Вопросы истории России XIX—начала XX века.
21 Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. С. 73.
22 Блаткова В. В. Указ 20 февраля 1830 года о свободных хлебопашцах //
Актуальные проблемы археографии, источниковедения и историографии. Вологда,
1995. С. 264.
лен, а 21 марта 1803 г. Александром I подписан указ, гласивший, что доклад Военной коллегии не нарушал жалованную грамоту, поскольку право представления не распространяется на новые и вновь подтвержденные указы.23 Разрешив таким образом «сенатский инцидент», Александр I показал, что он на деле не признает принципа ответственности министров. После указа 21 марта те, кто надеялся, что Сенат еще сможет превратиться в избранное дворянами высшее учреждение, исполняющее законосовещательные функции и надзор за высшей властью, должны были разочароваться.
Александр I не порвал, однако, с либеральными тенденциями, особенно во внешней, а отчасти и внутренней политике. Он не оставлял мысли, что проведет реформы, но что сделает это властью самодержца, используя верных ему помощников — послушных исполнителей его воли. Среди тех, кто мог оказаться на месте таких помощников, был М. М. Сперанский.
♦ * ♦
М. М. Сперанский, в первые дни царствования Александра I состоявший при Д. П. Трощинском, вскоре был привлечен В. П. Кочубеем к подготовке реформы государственного управления, следствием которой стало учреждение министерств. С сентября 1801 г. по просьбе В. П. Кочубея Сперанский состоял при Министерстве внутренних дел, где готовил отчеты министерства и выполнял другие поручения. В 1803 г. Александр I через министра внутренних дел Кочубея стал поручать Сперанскому готовить ответственные документы, такие как «План общего преобразования судебных и правительственных мест в империи».
Историки продолжают спорить, был ли Сперанский лишь исполнителем воли Александра I или излагал в своих проектах собственные взгляды. Вероятно, он был человеком, в высшей степени критически воспринимавшим российскую действительность, сознававшим необходимость преобразования государственного управления и отмены крепостного права. Идеальным он считал конституционный строй, существовавший в ряде стран Западной Европы. Свой радикализм Сперанский умел сдерживать и составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали взглядам Александра I. Свидетельство тому —подготовленные Сперанским в 1802— 1804 гг. записки, содержавшие как предложения об усовершенствовании государственных, судебных и других учреждений, так и общие рассуждения об исторической неизбежности перемен в важнейших областях политической и социальной жизни России.
Многие соображения, изложенные в записках Сперанского 1802—1804 гг., были направлены на осознание тех шагов, которые следует предпринять, чтобы государство соответствовало понятиям об «истинной монархии» и, что очень важно, чтобы существующий монархический строй соответствовал интересам народа Рос-
23 ПС31. Т. 27. № 20676.
сии. Сперанский излагал свои представления о роли самодержца в законодательной деятельности, старался сопоставить власть и права государя, значение «коренного закона» или «коренных законов» как своего рода «конституции». Известная противоречивость объясняется сложностью, если не невозможностью, сосуществования самодержавного образа правления и наличия «коренного закона», или «конституции», призвание которого — предотвратить возможность превращения самодержавия в деспотию. В одной из ранних записок, «Отрывке о комиссии Уложения» (1802 г.), Сперанский писал, что в России государь «есть законодатель, верховный судия и первый исполнитель своих собственных законов», и продолжал: «...вот что мы называем государственным постановлением, и на сем одном понятии основываем мы все наши суждения о законах». Из сказанного выше Сперанский делал вывод: «Закон есть выражение воли государя, а понятия о конституциях суть порождения новой философии, столь же бесполезные, как и все теории на грезах воображения взращенные и никогда события своего не достигающие». Скептически отозвался Сперанский в этой записке и о взглядах «новых примечателей... Монтескиев, Блакстонов и прочих».24
Сперанский, перечислив попытки усовершенствовать законодательство, предпринятые при Петре I и Екатерине II, пришел к заключению, что дело это трудное. Немало «недостатков и противоречий» имело место при составлении законов в других странах: «Рим двенадцать веков сряду не имел уложения, и правосудие совершенно зависело от толкования законоискусников», а «немецкая империя, старая Франция, самая Англия, славящаяся своим государственным постановлением и уголовного частию, не имела и доселе еще не имеет порядочного гражданского уложения», в силу чего «так называемый закон неписаный, или закон обычая, приемлется во многих случаях единым средством к решению». Вместе с тем он напоминает, что западноевропейские страны в отличие от России имеют совершенную судебную систему: «Государе ства сии счастливее нас были формою их суда. У нас почти ее нет, ; и то, что сим именем называется, есть уродливое произведение подьяческих умов, сотворенное для питания ябеды и зла, бесконечности всех тяжб». Рассуждая о задачах комиссии, на первое место он ставит как «самый нужнейший» проект «о форме суда».25
В ранних записках Сперанского можно заметить поиски общего направления преобразовательной деятельности. В записке «О постепенности усовершенствования общественного» он настойчиво напоминает, что обязанность монарха — заботиться об интересах народа.26
Столь сложная задача, как проведение реформ, может быть решена властью лишь при определенной поддержке. Такой вывод вытекает из другой записки Сперанского — «О силе общего мнения» (1802 г.). Поддержку же эту может оказать «общее», «народ-
24 Сперанский М. М. Проекты и записки. М.; Л., 1961. С. 20.
25 Там же. С. 25.
Там же. С. 76.
ное» (в нашем понимании — общественное) мнение.27 «В государствах, где существует общее мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной цели, к общему добру»,28 —писал Сперанский.
Пока Александр I постепенно укреплял свое положение как самодержавный монарх, внешняя политика Наполеона I, направленная на завоевание Францией гегемонии в Европе, привела к . вооруженному конфликту, в который оказалась втянутой и Россия. Война 1805—1807 гг., с участием России в антифранцузской коалиции, принесла Александру I много забот и неприятностей. Поражение под Аустерлицем подорвало авторитет Александра I, претендовавшего на роль полководца. Его попытки переложить вину на М. И. Голенищева-Кутузова, затем невыгодный для России Тильзитский мир лишь усиливали недовольство. Как сообщал баварский посланник, об Александре I говорили, что ему «не следовало бы путаться не в свое дело».29 Нападки на «партию войны», куда входили «молодые друзья», ослабляли их позиции. В июле 1806 г. покинул пост министра иностранных дел Чарторыйский, на время отошли от дел Новосильцев и Кочубей. Возвышение Н. П. Румянцева, ставшего министром иностранных дел, способствовало падению влияния Строганова. Союз императора Александра I и «молодых друзей» распался, и Негласный комитет стал достоянием истории. Совсем на других началах строились отношения с теми, кто приобретал положение его ближайших сотрудников, среди которых, кроме Н. П. Румянцева, выделялись О. П. Ко-зодавлев, А. К. Разумовский и начинавший играть все более заметную роль М. М. Сперанский.
Александр I продемонстрировал особую симпатию к М. М. Сперанскому, взяв его с собой во время инспекторской поездки в 1-ю армию в октябре 1807 г. Вскоре Сперанский был освобожден от службы в Министерстве внутренних дел, но оставлен «при прочих должностях по званию статс-секретаря».
Присутствие Сперанского при свидании Александра I и Наполеона I в Эрфурте, благосклонность к нему со стороны обоих императоров подчеркивали его новое положение. По возвращении из Эрфурта в Россию ему было поручено заняться составлением плана государственного преобразования.
Вскоре Сперанским были приготовлены проекты, завершенные в 1809 г. Главный документ именовался «Введение к Уложению государственных законов»,30 к нему примыкали еще три: «Проект Уложения государственных законов Российской империи»,31
27 Там же. С. 82—83.
28 Там же. С. 140.
29 Из донесений баварского поверенного в делах Ольри (Olry) в первые го
ды царствования (1802—1806) императора Александра I//ИВ. 1917. № 2.
С. 464—465.
30 Сперанский М. М. Проекты и записки. С. 143—221. Анализ основных
проектов М. М. Сперанского см. также в обстоятельном исследовании М. Раева
(Raeff Marc. Michael Speransky: Statesman of imperial Russia: 1772—1839. Hague,
1969).
31 Там же. С. 222—225.
«Краткое начертание государственного образования»32 и «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по времени».33
Во «Введении к Уложению...» Сперанский довольно прозрачно намекал на необходимость реформ как средства предотвратить возможные потрясения. Он приходил к выводу, «что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее и основать новый вещей порядок».34
Необходимость реформ в России, в частности перемен в ее государственном устройстве, Сперанский доказывал и ссылкой на наличие общих закономерностей в историческом развитии: «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на коем стоит государство».35 «Три великие системы», по его мнению, «издревле разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая».36 Обращаясь к истории европейской, Сперанский утверждал, что «никакое правительство, с духом времени не сообразное, против его всемощного действия устоять не может».37 Правительство России в свете этих рассуждений выглядит именно таким. Сам же «дух времени» на примере Европы показал, что все развитие политической жизни предусматривает «переход от феодального правления к республиканскому».38 В рукописи, озаглавленной «Беседы Сперанского с Александром I»,39 развивались идеи, сходные с учением Монтескье. Рассматривал Сперанский в этой рукописи и историю России, все царствование династии Романовых. Среди них он выделял Петра Великого и Екатерину II как преобразователей, действовавших во имя прогресса.40
Проекты Сперанского задевали сложившуюся в России систему, деления общества на сословия. Он еще не решался предложить отмену сословного неравенства, но его проекты предусматривали некоторые перемены в делении на сословия. Согласно его проектам, в России должны были быть три сословия: дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане и государственные крестьяне) и «народ рабочий», состоявший из помещичьих крестьян, рабочих и домашней прислуги».41 Дворянство оставалось наиболее привилегированным сословием. Оно имело не только все «гражданские права», но еще и «особенные права», среди которых были «право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону»42 и «политические права в выборе и представлении, но не иначе,
32 Там же. 225—231.
33 Там же. С. 231—237.
34 Там же. С. 164. См. также: Минаева Н. В. Правительственный конститу
ционализм... С. 125.
35 Сперанский М. М. Проекты и записки. С. 153.
36 Там же. С. 153—154.
37 Там же.
38 Цит. по: Минаева Н. В. Правительственный конституционализм... С. 125.
39 Там же.
40 Там же. С. 125—126.
41 Там же. С. 186.
42 Там же.
как на основании собственности». Дворянам было разрешено заниматься «всеми дозволенными законом» «свободными промыслами». Они могли «вступить в купечество и другие звания, не теряя своего состояния».43 Упоминание такого рода права имело определенный смысл, поскольку делало шаг в сторону изменения привычного статуса дворянства как самого привилегированного сословия. Оно указывало на возможность постепенного стирания грани между дворянством, с одной стороны, купцами и предпринимателями — с другой.
Конкретный план реформирования системы государственного
управления предусматривал такие преобразования, следствием
которых было бы не только предотвращение деспотических черт в
действиях монарха, но и возможность, эволюции самодержавной
власти в сторону конституционной монархии, монархии буржуаз
ного типа. \
В основе предлагавшейся Сперанским реформы системы управления лежал принцип разделения властей. Собственно, в таком подходе, казалось бы, не было еще ничего принципиально нового. Это же требование уже фигурировало при обсуждении преобразований в 1801—1802 гг. Но дело было в том, насколько решительно и последовательно этот принцип, будет выдержан. Сперанский подчеркивал, что нельзя допускать положения, когда одна власть и составляет закон, и исполняет его. Законодательная, исполнительная и судебная власти разделялись, и каждая должна была бы действовать посредством отдельных, независимых от других учреждений.
Во «Введении к Уложению государственных законов» последовательно определялись функции каждой ветви власти. Законодательная власть стояла на первом месте. В соответствии с теорией «истинной монархии» она имела бы первостепенное значение, поскольку подготовленные ею законы должны были не только исполняться всеми подданными империи, но и служить гарантией того, что императорская власть не станет на путь деспотического правления. Во «Введении» так было изложено назначение законодательной власти: «Законодательное сословие должно быть так устроено, чтоб оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтоб мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное».44 За этой формулировкой скрывалась попытка сочетать самодержавную форму правления («державную власть») с законодательным органом власти («законодательным сословием»), имеющим возможность не только свободно излагать свои мнения, но и выражать в них «мнение народное».
Решая эту сложную задачу, Сперанский одновременно затронул проблему взаимоотношений власти и народа — проблему, мимо которой нельзя уже было пройти. Формула «мнение народное» приобретала еще и то значение, что самодержавная власть представала не выразительницей интересов какого-то одного сословия, что было на самом деле в России, где господствовало дворянство,
43 Там же. С. 187.
44 Сперанский М. М. Проекты и записки. С. 166.
а всех сословий, всего народа. В России начала XIX в. это имело особый смысл и могло служить предвестником значительных перемен в государственном устройстве и социальных отношениях. С теоретической точки зрения формула Сперанского вносила определенную ясность в обычно абстрактные слова в том, что российский самодержец в своих поступках исходит не только из того, что промыслом Божиим предопределена его верховная власть, но и из того, что он защищает интересы народа.
Реально законодательная власть, по мысли Сперанского, должна была воплотиться в виде Государственной Думы. Без предварительного ее одобрения не мог быть издан ни один закон. Таким образом, мнение Думы, призванной представлять мнение народа, выступало наравне с волей монарха. В этом смысле намечалась тенденция к какому-то ограничению самодержавной власти. Государственная Дума наделялась также весьма широкими правами контроля за деятельностью высших органов исполнительной власти. Предусматривалась ответственность министров перед Думой. Это также было существенным нововведением в системе высшего государственного управления, так как министры практически были ответственны перед императором, а их подконтрольность Сенату была скорее символической. Государственная Дума наделялась правом делать самостоятельное представление монарху в случае нарушения коренного государственного закона или в случае, если правительство не представит в установленные сроки свои отчеты.45
Монарх, сохраняя статус самодержца, мог помимо Государственной Думы объявлять войну, заключать мир, принимать решения в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах, связанных с необходимостью «спасения отечества». Монарх имел также право издавать частные указы, уточняющие и разъясняющие действующее законодательство.46
В планах Сперанского законодательный орган предстает в виде Государственной Думы — учреждения, имеющего общие черты с европейскими парламентами. Сперанский решительно порывает с тенденцией, присущей реформаторским проектам 1801—1802 гг., характерной чертой которых была идея о возвращении былых прав Сенату и противопоставление именно Сената неограниченной власти монарха.
Государственная Дума должна была стать выборным учреждением, предусматривались четырехстепенные выборы и имущественный избирательный ценз. Как активное, так и пассивное избирательное право могли иметь обладатели недвижимого имущества. Владельцы движимого имущества получали лишь активное избирательное право. Такой порядок давал преимущество прежде всего помещикам-землевладельцам. Выборные учреждения предусматривались также в волостях, округах и губерниях. Волостные, окружные и губернские думы наделялись правом выносить постановления, придававшие общее направление решениям дел мест-
45 Там же. С. 170, 172.
Там же. С. 177.
ного значения. Подобно европейским парламентам Государственная Дума должна была собираться в установленный срок — один раз в год, в сентябре. Верховная власть могла отсрочить созыв Думы на один год, уволить ее членов, назначить новые выборы.47
Проект определял полномочия Сената как высшей судебной инстанции. От всех других функций, ранее ему присущих, Сенат освобождался.48 Его положение становилось более определенным.
Исполнительная власть была представлена в проекте министерствами, губернскими и окружными учреждениями. Особое место было отведено Государственному совету. Он должен был, по мысли Сперанского, объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную. Члены Государственного совета назначались императором. По замыслу Сперанского, Государственному совету предстояло играть роль верхней палаты парламента, напоминающей Палату лордов в Англии. В Государственном совете предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.49
Учреждение высшего выборноГОхОргана, уточнявшего систему власти судебной и упорядочивавшетЪ-еистему исполнительной власти, внесло бы существенные изменения в государственное устройство России.
Конечно, та система, которую предлагал Сперанский, еще не могла обеспечить существование такой парламентской монархии, какая была в Англии. Это касалось прежде всего положения монарха. Проект Сперанского сохранял всю полноту исполнительной власти за императором, который наделялся исключительным правом законодательной инициативы и правом утверждать новые законы. Правда, предлагаемый императором закон должен был поступать для обсуждения в Государственный совет. Император также не имел судебной власти, сохраняя за собой лишь право контроля за исполнением судами существующих законов и за соблюдением одинаковых форм суда.50
Важное значение имела предусмотренная проектом ответственность исполнительной власти перед законодательной, что также вносило ограничения в права императора. Именно «несовершенство» министерской реформы 1802 г. предопределило, по мнению Сперанского, «недостаток ответственности», четкой организации и регламентации в деятельности министерств.51
Сперанский сталкивался с очень сложным противоречием в определении функций императора и его взаимоотношений с органами высшей власти из-за того, что, избрав своим идеалом парламентский строй, одновременно в духе теории «истинной монархии» считал своим долгом сохранить за монархом в России прерогативы самодержца. Вместе с тем широкие полномочия са-
47 Там же. С. 195.
48 Там же. С. 198—201.
49 Там же. С. 201—206.
50 Там же. С. 174.
51 Там же. С. 204.
модержца, казалось бы, создавали дополнительные возможности императору, ставшему на путь реформ. Это рождало надежду на то, что именно император возглавит и будет осуществлять планы преобразования государственного и общественного устройства России.
Пока шла работа над общим планом государственных преобразований, Сперанский добился издания двух подготовленных им указов. Указ 3 апреля 1809 г. касался придворных званий, превращал их лишь в знак отличия.32 Отменялось введенное при Екатерине II правило, согласно которому придворное звание давало право его обладателю в случае его желания поступить на государственную службу, получить чин, позволявший занимать высшие государственные должности. В то же время лица, не находившиеся на государственной службе, лишались придворных званий. 6 августа 1809 г. был издан указ, согласно которому для получения чина коллежского асессора (VII класс) необходимо было иметь университетское образование или сдать соответствующий экзамен, т. е. вводился образовательный ценз для прохождения службы в гражданском ведомстве.53 Указы должны были обеспечить повышение образовательного и соответственно профессионального уровня русского чиновничества, что в свою очередь облегчило бы его участие в проведении реформ. Благое само по себе начинание встречало, однако, недовольство части служилого дворянства, не склонной утруждать себя постижением ученой премудрости да и к перспективе реформ относившейся без энтузиазма.
Тем не менее, пока Александр I сам не отказался от идеи ре-\ форм, Сперанский имел возможность завершать работу над своими проектами и готовиться к их осуществлению. К октябрю 1809 г, план государственных преобразований был готов.
1 января 1810 г. высочайшим манифестом был учрежден Государственный совет (путем преобразования Непременного совета), призванный стать высшим органом государственной власти.54 При нем была создана Государственная канцелярия, а Сперанский на* ■ значен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Первое заседание Государственного совета открыл Александр I. Текст речи, которую он произнес, так же как манифест и документ, регламентирующий деятельность Совета, были подготовлены Сперанским. Могло показаться, что начинают претворяться в жизнь его планы. Однако на деле имели место важные отступления от его проектов. Государственный совет не стал учреждением, связывающим императора со всеми тремя ветвями власти, а получил статус законосовещательного. В его ведении оказался тот круг вопросов, которые, по плану Сперанского, должны были составить компетенцию Государственной Думы. К тому же члены Совета назначались, а Дума должна была быть выборной. Еще более важно то, что при Александре I Дума так и не
52 ПС31. Т. 30. № 23559.
53 Там же. № 23771.
54 Там же. Т. 31. № 24064. См.: Российское законодательство X—XX вв. Т. 6:
Законодательство первой половины XIX в. М., 1988. С. 61—78.
была создана. Государственный совет лишь в начале своей деятельности имел видимость известной независимости. Постепенно он стал все меньше заниматься рассмотрением и утверждением законов, а больше решением дел финансовых, судебных и административных.
Такого рода отступления от планов Сперанского могли служить предостережением о том, что реформирование государственного управления не будет проведено в том виде, в каком было им задумано.
Предложения проектов реформ поступали к Александру I не только от Сперанского. С программой преобразований в 1803— 1804 гг. и в 1808 г. к Александру I обращался М. М. Философов. В этой программе важное место отводилось крестьянскому вопросу. По мнению Философова, следовало крестьян прикрепить не к помещикам, а к земле, запретить личную торговлю крепостными и отдачу их в рекруты, регламентировать крестьянские повинности, дать гарантии крестьянской собственности. Проект Философова содержал и предложение наделить крестьян землей, которая отдавалась бы им в вечное пользование. При этом предусматривалось не только заселить пустопорожние и незаселенные земли, но и произвести передел помещичьих земель. Вместе с тем Философов стремился лишь смягчить, ноле отменит*/ крепостное право, сохранить существовавшую социально-политическую систему.55
В 1808 г. Александр I отдал предпочтение проектам Сперанского. В 1810 г. Сперанский почувствовал, что в его планы вносятся ограничения. Тем не менее он оставался на посту государственного секретаря, сохранял широкие полномочия и по-прежнему намеревался провести в жизнь свою программу. В то же время консервативные силы все более открыто выражали свое недовольство по поводу затеянных Сперанским перемен.
В этой обстановке Сперанский постепенно и вместе с тем настойчиво проводил в жизнь план своих преобразований. Противники реформ пока еще не имели поддержки императора. Александр I, всегда уделявший большое внимание военному ведомству, поощрял деятельность военного министерства, стремившегося к техническому оснащению армии, и в первую очередь к перевооружению артиллерии новейшими системами. Функционирование аппарата в Военном министерстве (с 1808 г. такое название получило Министерство военно-сухопутных дел) было налажено лучше, чем в других. Этому способствовала и энергия лиц, поставленных во главе военного ведомства. С 13 января 1808 г. по 1810 г. его возглавлял А. А. Аракчеев, с 1810 г. по 1812 г. Барклай де Толли. Эти очень разные во многих отношениях люди тем не ме-
55 Сафонов М. М., Филиппова Э. Н. 1) Крестьянский вопрос в записках М. М. Философова // Вопросы истории России XIX—начала XX в.; 2) Неизвестный документ по истории общественно-политической мысли России начала XIX в. //ВИД. Л., 1985. Т. 16.
нее каждый по-своему во многом способствовали техническому оснащению и общему переустройству армии.
Александр I все больше внимания и доверия оказывал Аракчееву. Однако, будучи военным министром, тот в основном занимался практическими делами. Сперанскому в эти годы Аракчеев не мешал, и они мирно сосуществовали.
Главной же заботой Сперанского в эти годы было усовершенствование деятельности министерств, еще не получивших четкой организации. Всесторонне определить порядок их работы должно было подготовленное Сперанским и утвержденное 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств».56 Этот закон в мельчайших деталях определял структуру министерств, порядок поступления и прохождения дел, составления отчетов и других документов, обязанности и права должностных лиц (от министров до низших служащих), «степень и пределы власти» министров, их отношения с Государственным советом, Сенатом, судебными учреждениями, с подчиненными министерствам управлениями.
Были определены структура и функции министерств. Широким кругом административно-хозяйственных вопросов должно было заниматься Министерство внутренних дел. Его аппарат составляли канцелярия и четыре департамента: 1) государственного хозяйства и публичных зданий, 2) хозяйственного, 3) мануфактур и внутренней торговли, 4) медицинского. Во главе Министерства стояли сначала В. П. Кочубей (1802—1807), затем А. Б. Куракин (1807—1810), а с 1810 г. энергичный О. П. Козодавлев, при котором особенное внимание было обращено на содействие в развитии промышленности и торговли.
25 июня 1811 г. было образовано Министерство полиции. От Министерства внутренних дел к нему перешла значительная часть карательных функций. В составе Министерства полиции были Общая и Особенная канцелярия и три департамента: 1) полиции исполнительной, 2) полиции хозяйственной, 3) медицинский. Помимо главной обязанности — пресекать правонарушения и охранять внутреннюю безопасность, это министерство ведало административно-полицейским аппаратом, содержанием тюрем, проведением рекрутских наборов, продовольственным делом, общественным призрением. На Особенную канцелярию приходилось осуществление политического сыска, цензуры, расследование различных уголовных дел.
Министерство юстиции ведало всей системой суда и прокуратуры и имело всего один департамент. Министром юстиции с 1803 до 1810 г. был П. В. Лопухин, с 1810 г. И. И. Дмитриев.
Один департамент был и в Министерстве народного просвещения. Он являлся исполнительным органом, проводившим в жизнь решения Главного управления училищ, игравшего роль коллегии при министре. Главному управлению подчинялись также комитеты: Ученый, Хозяйственный, Училищ взаимного обучения. В
56 ПС31. Т. 31. № 24686. Первое официальное издание: Общее учреждение министерств. СПб., 1811. Ч. 1—2. См.: Российское законодательство X—XX. вв. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. С. 92—114.
сферу деятельности этого министерства входили все высшие, средние и низшие общие учебные заведения, все ученые общества, публичные библиотеки, музеи, академии, Пулковская обсерватория.
В Министерстве финансов в результате реформы, кроме уже существовавших департаментов камер-коллегии и лесного, были учреждены еще четыре: 1) государственных имуществ, 2) горных и соляных дел, 3) внешней торговли, 4) разных податей и сборов. В ведении первого находились государственная (казенная) деревня и другие виды государственного имущества. В связи с упразднением Министерства коммерции в составе Министерства финансов был образован также Департамент коммерции.
Были также учреждены приравненные по своим правам к министерствам Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (Государственный контроль), Главное управление путей сообщений, преобразованное из Главного управления водяных и сухопутных сообщений, созданного в 1809 г., Главное управление духовных дел разных исповеданий. Государственный контроль с 1811 по 1823 г. возглавлял Б. Б. Кампенгаузен, Главное управление духовных дел—А. Н. Голицын (с 1810 по 1816 г.).
Присоединение Финляндии к России, последовавшее в результате русско-шведской войны, которая началась в ночь с 20 на 21 февраля 1808 г. и завершилась подписанием Фридрихсгамского мира 5 (17) сентября 1809 г., было для русского правительства связано не только с ведением военных действий и дипломатическими маневрами, но и с решением вопроса о статусе Финляндии.
В соответствии с инструкцией правительства комиссия финляндских дел занималась сочинением «Конституции для Финляндии». Инструкция предлагала также подать «мнение» о созыве «земских чинов для взаимного с монархом совещания об общественных делах и пользе народной и для изъявления ему своих желаний и жалоб по части хозяйственного управления и законодательства».57 В соответствии с повелением русского правительства от 20 января 1809 г. сословия Финляндии должны были к 10 марта собраться на общий Сейм в городе Борго. К этому времени Комиссией финляндских дел был подготовлен «План общего управления Финляндией». Как полагает Н. В. Минаева, «едва ли можно сомневаться, что автором этого документа был М. М. Сперанский», который при составлении плана «учитывал старое шведское законодательство и требования финской общественности».58 Стараясь щадить национальные чувства финнов, Сперанский в своем проекте формально связывал Великое княжество Финляндское не с Российской империей, а с особой императора. Посредни-
57 Цит. по.: Минаева Н. В. Правительственный конституционализм... С. 138.
Там же.
ком между императором и сеймом был Правительственный (Госу* дарственный) совет, избиравшийся Сеймом на три года из лиц финской национальности. Великий князь Финляндский обладая законодательной властью, Государственный совет получил испол-s нительную власть. В первый состав Государственного совета были избраны 19 человек, из которых 9 были дворянами, а 10 принад- ! лежали к прочим сословиям. 1 августа 1809 г. состоялось открытие Государственного совета, а 9 августа была утверждена окончатель-, ная редакция его «Регламента». Председателем Государственного совета Александр I назначил М. Д. Барклая де Толли, еще в мае ставшего генерал-губернатором Финляндии и главнокомандую1, щим войсками, в ней расположенными. Такого рода назначение! подчеркивало зависимость Финляндии от России, но серьезных протестов со стороны финской оппозиции оно не вызвало, й 30 сентября 1809 г. Барклай де Толли сообщал Сперанскому, что в Финляндии «настроение умов стало более спокойным» в связи с сохранением законов — предмета горячих желаний народа.59
В марте 1809 г. Александр I участвовал в заседаниях созванного в городе Борго Сейма Финляндии. В обнародованном 15 марта от имени императора «удостоверении финляндской конституции* подтверждалась незыблемость религии, коренных законов, прав и преимуществ, которыми население Финляндии ранее пользовалось.60 В своей речи при открытии Сейма Александр I называл его созыв и деятельность «эпохой в политическом состоянии Финляндии».61
Принятие конституции в Финляндии было не менее важным событием и для сторонников реформ в России. Она ставила Александра I в качестве великого князя Финляндского в совершенно новую юридическую ситуацию, в которой он мог бы оказаться в случае преобразования России в духе «истинной монархии». Поэтому в ходе колебаний, которые проявляло русское правительство в отношении Великого княжества Финляндского, то расширяя, то урезывая степень автономности и права, предоставленные ему конституцией, Сперанский выступал в защиту Финляндии. В марте 1809 г. именно он выдвигает формулу: «Финляндия есть государство, а не губерния»62 При заключении Фридрихсгамского договора его ст. 6 признавала для Великого княжества Финляндского установленный в Борго «образ правления», предусматривавший наличие конституции. Это было подтверждено еще раз в манифесте Александра I 15 марта 1810 г., в котором он на французском языке обратился к населению Великого княжества Финляндского со словами: «С тех пор как Провидение вручило нам судьбу Финляндии, мы решились управлять этой страной как свободным народом, пользующимся правами, обеспеченными за ним его Кон-
59 Цит. по.: Берендс Э. Лекции по административному праву Великого кня
жества Финляндского. СПб., 1903. Т. 2. С. 79.