Социальное государство. Правовое государство.
Гражданское общество. Местное самоуправление.
В современном мире эти 4 понятия являются тесно взаимосвязанными. Скорее всего, любое цивилизованное демократическое государство должно обладать этими 4 элементами во взаимосвязи, постольку поскольку каждый из них определяет и дает фундамент для существования следующего. Рассмотрим сущность этих 4 явлений.
Существует несколько подходов к определению термина гражданское общество, суть которых сводится почти всегда к антагонизму (противопоставлению) двух конкурирующих понятий – государство и общество. Этот самый антагонизм заключается, в принципе, в том, насколько свободным является гражданин в том или ином государстве. Классическое определение звучит примерно так: гражданское общество есть «относительно самостоятельное общественное образование как по форме, так и по содержанию исполняемых функций. Главное в этом отношении заключается в том, что гражданское общество призвано контролировать государство, которое в свою очередь призвано служить обществу».[1] Причем, как отмечают философы-государствоведы, одним из характерных признаков гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции населения. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Вот именно этот термин, «саморегуляция», и отражает сущность понятия гражданского общества.
Исходя из такого определения, необходимо задать вопрос: о какой именно саморегуляции идет речь, и в какой форме она может существовать. При попытке понять идею местного самоуправления, ответ на этот вопрос является ключевым. До XVII–XVIII вв. гражданское общество в ряде европейских государств находилось в очень невыгодном состоянии. Монархическая форма правления и централизация власти никак не способствовали развитию этого института, скорее наоборот. Просветитель Ж.-Ж. Руссо, в свое время призывал «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силой личность и имущество каждого». Со временем, его стараниями и стараниями многих других общественных деятелей появляются различные политические и религиозные союзы, торговые и банковские корпорации, купеческие гильдии, всевозможные кооперативы, профсоюзы, и, наконец, такие публично-правовые образования, как муниципальные органы. Все перечисленное выше есть примеры элементов гражданского общества. Безусловно, зачатки местного самоуправления существовали в различных государствах задолго до означенного периода. Но в том виде, в котором мы видим это явление сейчас, оно начало складываться именно в эпоху Нового времени.
Местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Это децентрализованная форма управления, исходящая снизу, от самих граждан и предполагающая в известной мере самостоятельность, автономность органов местной власти, не связанных никак с органами власти государственной. Теоретические основы учения о местном самоуправлении были разработаны в начале XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом де Токвилем, а также рядом немецких специалистов. Итак, здесь мы видим абсолютно такую же дихотомию (двойственность, разделение) понятия управления, как в случае с понятием гражданского общества. И здесь конкурирующими элементами являются государственная власть и власть самостоятельная, местная. И, по сути, на основании того каково соотношение этих элементов, какое из них превалирует и как они взаимодействуют, можно сделать вывод о том, насколько развитым является механизм саморегуляции общества.
«Политическую систему [гражданского общества] составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования».[2] К числу таких саморегулирующихся элементов (помня о том, что саморегуляция – понятие, положенное в основу определения местного самоуправления) мы должны как раз отнести и организацию власти на местах, т.е. муниципальную власть. Отсюда и делаем вывод – местное самоуправление есть один из главных элементов гражданского общества, являющийся его неотъемлемой частью и напрямую касающийся политической составляющей (наряду с экономической, духовной и т.д.) существования государства.
Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Понятие "социальное государство" впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства "поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти". Государство, согласно Штайну, "обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".
Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название "модель Бисмарка" и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.
Большой резонанс имели реформы налоговой системы и регулирования безработицы, проведенные в США правительством Ф.Д. Рузвельта и предотвратившие революционный взрыв в начале 1930-х гг. В Англии значительным событием политико-правовой жизни стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах "государства благосостояния" (Welfare State). Термин "государство благосостояния" употреблялся как совпадающий в основном с понятием "социальное государство". Стали говорить о "модели социальной защиты" Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности - государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.
В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. н. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию. В настоящий момент Конституция РФ определяет Россию, как социальное и правовое государство.
Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.
Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.
Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI-XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах.
Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII—XVIII века). У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.
Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.
Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Каковы же основные признаки правового государства? 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системеправовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людейявляется закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правилаповедения, которые должны максимально учитывать объективные потребностиобщественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтомузакон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж-ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневыестороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, принеобходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но онине совершенствуют и не изменяют законов.Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовыепринципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собойобщую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущеезаконодательство. Никакой другой правовой акт государства не можетпротиворечить Конституции.Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режимправовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. 2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Всоциально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовоегосударство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределыкоторой вмешательство государства недопустимо.Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферахобщественной жизни. Например, это права индивида на положительные действиягосударства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право наобразование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степеньразвитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостьюправовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками. 3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения междугосударством как носителем политической власти и гражданином как участником ееформирования и осуществления должны строится на началах равенства исправедливости. государство берет на себя обязательство обеспечиватьсправедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь правугосударственные органы не могут нарушать его предписания и несутответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательностьзакона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которыеисключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатовперед избирателями, ответственность правительства перед представительнымиорганами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лицгосударства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретнымисубъектами права.На тех же правовых началах строится ответственность личности передгосударством. Применение государственного принуждения должно носить правовойхарактер, не нарушать меру свободы личнос-ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - этоважная составная часть складывающегося в обществе права.Вопросы.
Дать определения 4 рассмотренным понятиям
Привести примеры элементов гражданского общества
Развитие идей социального государства
История формирования представлений о правовом государстве
Перечислить признаки правого государства.
[1] Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002.
[2] Гражданское общество и правовое государство. Интернет-ресурс: www.lawbook.ru