Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II

Между двумя мировыми войнами

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru

Итак, мы убедились, что авиастроение и стран-неудачников, и стран-победителей было подвержено кризисным явлением. А как же Россия, отчаянно сражавшаяся на стороне победоносной Антанты, но по воле большевиков досрочно вышедшая из Первой мировой войны?

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Форма русского летчика военных лет.

Советская Россия.

Для Российской империи война закончилась социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Страна вступила в полосу разрухи и хаоса. Молодое советское государство оказалось в изоляции от остального мира, отказавшегося признать власть Советов.

Экономические и научные контакты с Западом, в том числе и в области создания и эксплуатации летательных средств, были заморожены.

И без того плачевное положение отечественной авиации усугублялось кадровым кризисом. Многие талантливые инженеры и авиапромышленники царской России иммигрировали на запад и в Америку.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Революция прогнала Сикорского с его родной земли. Он недолго пожил в Париже и перебрался в Нью-Йорк.

(Особенно болезненным был отъезд в Соединенные штаты самого авторитетного русского авиаконструктора начала века - Игоря Сикорского). А многие из тех, кто не пожелал покинуть Родину, были уничтожены или оказались в лагерях. Летательные аппараты, доставшиеся большевикам в наследство, либо морально устарели, либо были повреждены в годы войны. Их капитальный ремонт представлял серьезную проблему: даже в военные годы в стране не было ни одного ремонтного предприятия.

Приобрести новые машины не было возможности не только по политическим, но и по финансовым соображениям. Оставалось одно – производить собственные самолеты.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Советские пилоты вынуждены были летать на устаревших аппаратах.

Такая задача была поставлена партией перед революционной наукой. Однако первые попытки создания советского аэроплана оптимизма не внушали. Еще в годы гражданской войны был задуман тяжелый бомбардировщик, получивший впоследствии название «КОМТА». В его разработке принимал участие выдающийся российский ученый, основоположник аэродинамики Николай Жуковский.

Аппарат представлял собой деревянный триплан, оснащенный двумя двигателями «Fiat». К сожалению, сказался недостаток опыта. Проект содержал целый ряд ошибок. В результате летные качества самолета были неудовлетворительными: он с трудом отрывался от земли, а высота его полета не превышала 600 метров.

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Тяжелый бомбардировщик «Комта» - наследник «Ильи Муромца».

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Первый советский истребитель «И-1».

Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II - student2.ru
Авиаторы первых послевоенных лет.

Печально закончилась и первая попытка создать истребитель собственной конструкции. Аппарат назывался «И-1». Автором проекта был начинающий конструкторН.Н.Поликарпов. Самолет был выполнен по схеме одноместного моноплана с мотором иностранного производства «Liberty».

И опять ученых ждало разочарование. Во время испытаний машина упала на хвост, а у пилота оказались сломанными ноги.

Тем не менее, эти первые, пусть неудачные попытки, не прошли бесследно. Они обогатили молодых советских конструкторов, ученых, инженеров бесценным опытом, который был использован ими в дальнейшем. Все это позволило отечественной авиации в скором времени не только преодолеть кризис, но и выйти на новую ступень развития.

Выводы к главе Послевоенные годы. Кризис в авиастроении»: «Итак, авиапромышленный кризис первых послевоенных лет, имел глобальный характер и затронул все ведущие страны. Главной его причиной были экономические последствия затяжной и изматывающей войны. При этом глубина этого кризиса зависела от политических причин. В наибольшей степени он поразил страны-неудачники в войне (Австрия, Германия), развитие которых искусственно сдерживалось мировым сообществом, и Россию, истоки неудач которой следует искать во внутренних политических процессах. Однако застой оказался недолгим, и уже в начале 20х годов XX столетия, наметилось оживление в авиаконструкторской деятельности. Об этом речь пойдет в следующем разделе.

Западная авиатехника 1920 – 1930х годов. Военные самолеты. Часть I. Истребители.

Наши рекомендации