Послевоенные годы. Кризис в авиастроении. Часть II
Между двумя мировыми войнами
Итак, мы убедились, что авиастроение и стран-неудачников, и стран-победителей было подвержено кризисным явлением. А как же Россия, отчаянно сражавшаяся на стороне победоносной Антанты, но по воле большевиков досрочно вышедшая из Первой мировой войны?
Форма русского летчика военных лет.
Советская Россия.
Для Российской империи война закончилась социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Страна вступила в полосу разрухи и хаоса. Молодое советское государство оказалось в изоляции от остального мира, отказавшегося признать власть Советов.
Экономические и научные контакты с Западом, в том числе и в области создания и эксплуатации летательных средств, были заморожены.
И без того плачевное положение отечественной авиации усугублялось кадровым кризисом. Многие талантливые инженеры и авиапромышленники царской России иммигрировали на запад и в Америку.
Революция прогнала Сикорского с его родной земли. Он недолго пожил в Париже и перебрался в Нью-Йорк.
(Особенно болезненным был отъезд в Соединенные штаты самого авторитетного русского авиаконструктора начала века - Игоря Сикорского). А многие из тех, кто не пожелал покинуть Родину, были уничтожены или оказались в лагерях. Летательные аппараты, доставшиеся большевикам в наследство, либо морально устарели, либо были повреждены в годы войны. Их капитальный ремонт представлял серьезную проблему: даже в военные годы в стране не было ни одного ремонтного предприятия.
Приобрести новые машины не было возможности не только по политическим, но и по финансовым соображениям. Оставалось одно – производить собственные самолеты.
Советские пилоты вынуждены были летать на устаревших аппаратах.
Такая задача была поставлена партией перед революционной наукой. Однако первые попытки создания советского аэроплана оптимизма не внушали. Еще в годы гражданской войны был задуман тяжелый бомбардировщик, получивший впоследствии название «КОМТА». В его разработке принимал участие выдающийся российский ученый, основоположник аэродинамики Николай Жуковский.
Аппарат представлял собой деревянный триплан, оснащенный двумя двигателями «Fiat». К сожалению, сказался недостаток опыта. Проект содержал целый ряд ошибок. В результате летные качества самолета были неудовлетворительными: он с трудом отрывался от земли, а высота его полета не превышала 600 метров.
Тяжелый бомбардировщик «Комта» - наследник «Ильи Муромца».
Первый советский истребитель «И-1».
Авиаторы первых послевоенных лет.
Печально закончилась и первая попытка создать истребитель собственной конструкции. Аппарат назывался «И-1». Автором проекта был начинающий конструкторН.Н.Поликарпов. Самолет был выполнен по схеме одноместного моноплана с мотором иностранного производства «Liberty».
И опять ученых ждало разочарование. Во время испытаний машина упала на хвост, а у пилота оказались сломанными ноги.
Тем не менее, эти первые, пусть неудачные попытки, не прошли бесследно. Они обогатили молодых советских конструкторов, ученых, инженеров бесценным опытом, который был использован ими в дальнейшем. Все это позволило отечественной авиации в скором времени не только преодолеть кризис, но и выйти на новую ступень развития.
Выводы к главе Послевоенные годы. Кризис в авиастроении»: «Итак, авиапромышленный кризис первых послевоенных лет, имел глобальный характер и затронул все ведущие страны. Главной его причиной были экономические последствия затяжной и изматывающей войны. При этом глубина этого кризиса зависела от политических причин. В наибольшей степени он поразил страны-неудачники в войне (Австрия, Германия), развитие которых искусственно сдерживалось мировым сообществом, и Россию, истоки неудач которой следует искать во внутренних политических процессах. Однако застой оказался недолгим, и уже в начале 20х годов XX столетия, наметилось оживление в авиаконструкторской деятельности. Об этом речь пойдет в следующем разделе.
Западная авиатехника 1920 – 1930х годов. Военные самолеты. Часть I. Истребители.