Типы политических процессов
По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:
≈ технократический; ≈ идеократический;≈ харизматический.
Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.
Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.
Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:
1революционных и реформаторских начал; 2сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; 3восходящих и нисходящих тенденций развития.
Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы:
1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: -формирование (вызревание) политических приоритетов, -выдвижение политических приоритетов на повестку дня политического процесса, -формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений, --приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация), -оценка результатов политических решений.
Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.
Функции политического решения:
» координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
» корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи;
» программирование - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.
Г. Лассуэлл считал целесообразным выделение в процессе принятия политического решения шести этапов: 1) постановки проблемы и поиска информации о ней; 2) выработки рекомендаций — поиска альтернативных решений проблемы; 3) отбора наилучшей альтернативы; 4) предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено; 5) оценки эффективности решения; 6) обновления, пересмотра или отмены решения.
Политическое прогнозирование - это процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях существующей действительности.
По срокам прогнозы делятся на оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). С увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий или процессов снижается.
Основания политического прогнозирования:
- различные виды статистической информации;- данные социологических исследований, опросы общественного мнения; - материалы средств массовой информации; - данные разведки;- исторические;- психологические; - экономические; - этнографические исследования.
Методы прогнозирования
1 Метод экстраполяции. Этот метод основан на том, что большинство политических феноменов - процессы, то есть явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий.
2 Метод аналогии. На основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Этот метод можно использовать в прогнозировании событий или отдельных политических феноменов.
3 Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев связано с оценкой тенденций развертывания ситуаций, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает.
4 Экспертная оценка. Производится с помощью специалистов, опыт и знания которых в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса или деловой игры - групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам в рамках разработанного сценария.
5 Метод моделирования. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта.