Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе

В конце XIX — начале XX вв. возникли теории элит. Их соз­датели — итальянские политологи В. Парето, Г. Моска, ав­стрийский политолог Р. Михельс и другие ученые. Они доказа­ли, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человечес­кая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, раз­вития, упадка и смены элит В. Парето назвал «универсальным законом истории».

Существуют две апробированные жизнью системы рекрути­рования (формирования и воспроизводства,) элит: антрепре­нерская (открытая, демократическая) и гильдий (закрытая, по­рождающая бюрократизм, консерватизм и конформизм).

Основные функции политической элиты:

► принятие политических решений и контроль их исполне­ния;

► формирование и представительство групповых интере­сов;

► политическое проектирование.

Политическая элита внутренне неоднородна, дифференци­рована, имеет свои особенности на разных исторических эта­пах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выпол­няют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционирован­ными государством или общественными объединениями.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски):

► «правящая элита» — группа, управляющая обществом от имени государства;

► «потенциальные элиты» — группы, стремящиеся к власти;

► «селекторат» — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

► «самодеятельные элиты» — группы, проигравшие выбо­ры, но активно готовящиеся к очередным выборам (оп­позиция и сторонники политического режима);

► «элиты в политике» — авторитетные представители ин­теллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;

► «группы вето» — группы в составе правящей элиты, от ко­торых зависит окончательное принятие политических ре­шений;

► «связанная группа» — неформальное (анонимное, тене­вое) объединение, оказывающее активное влияние на по­литику властных институтов государства.

Относительно самостоятельный субъект политического процесса — государственная бюрократия. Часть ее (реально участвующая в принятии управленческих решений, а также об­ладающая властными полномочиями) входит в состав правя­щей политической элиты.

В политическом процессе участвуют политические лидеры.

Политический лидер — авторитетная, обладающая профес­сионально-нравственными качествами личность, способная объ­единять и мобилизовать людей (социальные группы, государ­ственные и общественные институты) на достижение социаль­но значимых целей.

Как свидетельствует исторический опыт, политические ли­деры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, пере­ломные периоды общественного развития.

Функции политического лидерства:

► организационно-управленческая;

► коммуникативная;

► мобилизационная;

► интегративная.

В политологии выделяются три типа лидерства (классифи­кация М. Вебера): традиционный (вожди племен, монархи,);ра­ционально-правовой (демократический, закрепленный закона­ми страны), харизматический (основывается на вере привер­женцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Для общества предпочтительнее рационально-правовое ли­дерство.

Харизматические лидеры в кризисные периоды обществен­ного развития, как правило, играют активную мобилизующую роль в социальных преобразованиях. И если в этих условиях гражданами преувеличиваются заслуги лидера, формируется культ (обожествление индивидуальных качеств) его личности, то лидер неизбежно превращается в диктатора, политического волюнтариста, способного поставить под угрозу безопасность граждан, общества и государства.

В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрас­тающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обостре­нием глобальных проблем человечества. Эти тенденции прояв­ляются:

► в более высоких, чем прежде, требованиях к политичес­кой культуре, профессионализму и индивидуальным ка­чествам лидеров;

► в повышении ответственности лидеров не только за бла­гополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового сообщества;

► в концентрации внимания национальных лидеров на раз­решении политических, социально-экономических и ду­ховных проблем, от которых зависит стабильность об­щества, безопасность и благосостояние граждан, реали­зация прав и свобод человека.

* * *

Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий и полити­ческом участии — средстве выражения и реализации политичес­ких интересов.

Действия субъектов политики могут быть различных типов (см. рис. 3.5).

Позитивные действия обеспечивают непрерывное совер­шенствование политической системы, ее динамичное прогрес­сивное развитие.

Негативные действия порождают кризисные тенденции, со­циальные конфликты, неэффективность управления государ­ством и обществом.

Инерционные действия направлены на сохранение традици­онных политических отношений и механизмов государствен­ной власти. Их мировоззренческую, социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологи­ческие догмы, ложные идеалы и ценности.

Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе - student2.ru Рис. 3.5. Типы политических действий

Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе - student2.ru Рис. 3.6. Формы политических действий

Творческие действия обеспечивают совершенствование по­литической системы на основе инноваций, демократической культуры, научно обоснованных управленческих решений.

Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.

Организованные действия отличаются высокой сознатель­ностью и целеустремленностью субъектов политики.

Легальные действия согласуются с законами государства.

Нелегальные действия противоречат правовым нормам по­литических отношений.

Субъекты политического процесса используют разнообраз­ные формы политических действий (см. рис. 3.6).

Реформаторские формы действий направлены на осущес­твление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель — обновление, совершенствование, качественное преоб­разование политической и других систем общества.

Революционные формы действий нацелены на коренные, ра­дикальные перемены в общественной жизни, в характере и со­держании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.

Формы политического участия — индикатор реального уро­вня и характера развития народовластия, участия граждан в уп­равлении государственными и общественными делами.

Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам госу­дарства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности перед обществом.

Преступные действия направлены против конституционно­го строя, демократии, государственности и национальной бе­зопасности конкретных стран или мирового сообщества. Таки­ми формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против лич­ности, подавление свободомыслия в обществе посредством физического устранения популярных политиков.

Особую опасность в настоящее время представляет между­народный терроризм — целенаправленная деятельность экстре­мистских организаций или отдельных личностей, применяю­щих насильственные средства и методы (угрозы, шантаж, убий­ства, похищения людей, взрывы в общественных местах, захват зданий и заложников, провоцирование вооруженных столкно­вений и др.) с целью запугивания правительств и мирных граж­дан. Терроризм является разновидностью политического экс­тремизма, который использует методы насилия и террора.

Наши рекомендации