Политическая элита — обладающая законными полномочиями, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе
В конце XIX — начале XX вв. возникли теории элит. Их создатели — итальянские политологи В. Парето, Г. Моска, австрийский политолог Р. Михельс и другие ученые. Они доказали, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человеческая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, развития, упадка и смены элит В. Парето назвал «универсальным законом истории».
Существуют две апробированные жизнью системы рекрутирования (формирования и воспроизводства,) элит: антрепренерская (открытая, демократическая) и гильдий (закрытая, порождающая бюрократизм, консерватизм и конформизм).
Основные функции политической элиты:
► принятие политических решений и контроль их исполнения;
► формирование и представительство групповых интересов;
► политическое проектирование.
Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выполняют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционированными государством или общественными объединениями.
Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски):
► «правящая элита» — группа, управляющая обществом от имени государства;
► «потенциальные элиты» — группы, стремящиеся к власти;
► «селекторат» — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
► «самодеятельные элиты» — группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
► «элиты в политике» — авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;
► «группы вето» — группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
► «связанная группа» — неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.
Относительно самостоятельный субъект политического процесса — государственная бюрократия. Часть ее (реально участвующая в принятии управленческих решений, а также обладающая властными полномочиями) входит в состав правящей политической элиты.
В политическом процессе участвуют политические лидеры.
Политический лидер — авторитетная, обладающая профессионально-нравственными качествами личность, способная объединять и мобилизовать людей (социальные группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых целей.
Как свидетельствует исторический опыт, политические лидеры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития.
Функции политического лидерства:
► организационно-управленческая;
► коммуникативная;
► мобилизационная;
► интегративная.
В политологии выделяются три типа лидерства (классификация М. Вебера): традиционный (вожди племен, монархи,);рационально-правовой (демократический, закрепленный законами страны), харизматический (основывается на вере приверженцев в выдающиеся качества и способности лидера).
Для общества предпочтительнее рационально-правовое лидерство.
Харизматические лидеры в кризисные периоды общественного развития, как правило, играют активную мобилизующую роль в социальных преобразованиях. И если в этих условиях гражданами преувеличиваются заслуги лидера, формируется культ (обожествление индивидуальных качеств) его личности, то лидер неизбежно превращается в диктатора, политического волюнтариста, способного поставить под угрозу безопасность граждан, общества и государства.
В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрастающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обострением глобальных проблем человечества. Эти тенденции проявляются:
► в более высоких, чем прежде, требованиях к политической культуре, профессионализму и индивидуальным качествам лидеров;
► в повышении ответственности лидеров не только за благополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового сообщества;
► в концентрации внимания национальных лидеров на разрешении политических, социально-экономических и духовных проблем, от которых зависит стабильность общества, безопасность и благосостояние граждан, реализация прав и свобод человека.
* * *
Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий и политическом участии — средстве выражения и реализации политических интересов.
Действия субъектов политики могут быть различных типов (см. рис. 3.5).
Позитивные действия обеспечивают непрерывное совершенствование политической системы, ее динамичное прогрессивное развитие.
Негативные действия порождают кризисные тенденции, социальные конфликты, неэффективность управления государством и обществом.
Инерционные действия направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти. Их мировоззренческую, социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологические догмы, ложные идеалы и ценности.
Рис. 3.5. Типы политических действий |
Рис. 3.6. Формы политических действий |
Творческие действия обеспечивают совершенствование политической системы на основе инноваций, демократической культуры, научно обоснованных управленческих решений.
Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.
Организованные действия отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики.
Легальные действия согласуются с законами государства.
Нелегальные действия противоречат правовым нормам политических отношений.
Субъекты политического процесса используют разнообразные формы политических действий (см. рис. 3.6).
Реформаторские формы действий направлены на осуществление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель — обновление, совершенствование, качественное преобразование политической и других систем общества.
Революционные формы действий нацелены на коренные, радикальные перемены в общественной жизни, в характере и содержании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.
Формы политического участия — индикатор реального уровня и характера развития народовластия, участия граждан в управлении государственными и общественными делами.
Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам государства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности перед обществом.
Преступные действия направлены против конституционного строя, демократии, государственности и национальной безопасности конкретных стран или мирового сообщества. Такими формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против личности, подавление свободомыслия в обществе посредством физического устранения популярных политиков.
Особую опасность в настоящее время представляет международный терроризм — целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, применяющих насильственные средства и методы (угрозы, шантаж, убийства, похищения людей, взрывы в общественных местах, захват зданий и заложников, провоцирование вооруженных столкновений и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Терроризм является разновидностью политического экстремизма, который использует методы насилия и террора.