Б. Организационные формы конституционного судопроизводства
г) вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
По-видимому, нет в мире страны, в которой бы утверждение плюралистической демократии не сопровождалось спорами о мере полезности политических партий и их способности аккумулировать и выражать действительные интересы народа. Нередки утверждения о том, что многопартийность есть социальное зло, разрастание которого ставит под угрозу народовластие и служит закабалению индивида взамен государства различными общественными структурами.
Представляется, однако, что споры эти беспредметны, поскольку существование политических партий, иных общественных объединений, массовых движений есть социологический факт, и проявления его подлежат научному осмыслению. Только в России накануне выборов 12 декабря 1993 года и референдума по проекту новой Конституции было официально зарегистрировано около 130 различных партий и движений, которые претендовали на самостоятельное место в политической системе общества. К весне 1995 года в стране действовали более 250 общефедеральных общественных объединений и профсоюзных организаций, учредительные документы которых были зарегистрированы Министерством юстиции РФ и уставами которых предусматривалось участие в выборах в общефедеральные законодательные органы государственной власти.
Итак, многопартийность. Что это? Социальное зло? Или, напротив, благо? Ответ может дать только сама жизнь. Сделать какой-либо категорический вывод на основе абстрактно-теоретических изысканий, даже если они опираются на опыт других стран, невозможно. Ответ зависит от множества обстоятельств, которые в каждой стране различны и неповторимы. Например, в Великобритании существование двух сильных партий способствовало установлению и сохранению контроля над монархией и сделало возможным парламентаризм. А в Швейцарии именно раздробленность и относительная слабость партий явились факторами столь успешного развития плебисцитарной демократии.
\Ш. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: 173 КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ_____________________
Партии и их деятельность, рассматриваемые как общественное явление по существу не изучены. Социальные науки в России находятся в самом начале этого пути. Такая работа требует совокупных усилий всех общественных наук, включая философию, социологию, историю, психологию, юриспруденцию и пр.1 Особенность этой проблемы в юридической науке заключается в том, что партии и иные общественные объединения рассматриваются в качестве субъектов правоотношений – конституционных, гражданских, административных, трудовых и пр., носителей определенных юридических прав и обязанностей. Причем мера вторжения государства в сферу внутренней организации и деятельности общественных объединений часто выступает как мера политической свободы, критерий ее реальности или фиктивности.
Для Конституции и конституционного права безразлично количество политических партий, их численный и социальный состав, идеология и пр. Они ограничиваются установлением фундаментального принципа конституционного строя Российской Федерации – идеологического многообразия и в качестве формы его материализации – многопартийности. Следствием многопартийности выступает равенство общественных объединений перед законом. Согласно статье 13 Конституции в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признание идеологического многообразия сопровождается признанием политического многообразия, то есть многопартийности, которая является структурированным выражением идеологического многообразия, его оформлением в виде различных политических партий, объединяющих граждан в зависимости от их социальной и политической ориентации.
Конституция устанавливает организационные и функциональные параметры существования общественных объединений. Принципы организации общественного объединения не должны противоречить требованиям демократии и прав человека в том виде, в каком они выражены в Конституции. Цели и деятельность общественных объединений должны быть тождественны конституционному строю, то есть они не могут быть направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера-
!См.: Дмитриев ЮЛ., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 1992; Дмитриев Ю.А., Златопольский АЛ. Гражданин и власть. М., 1994; Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. М., 1995; Ааакьян СЛ. Политический прлюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
174 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: