Взаимодействие с потребителями государственных услуг
Ориентированность системы управления на результат
· Планирование деятельности органов исполнительной власти
· Планирование регионального развития
· Планирование деятельности подведомственных организаций
· Управление региональными программами
· Управление ведомственными целевыми программами
· Оценка эффективности бюджетных расходов
Внутренняя организация деятельности
· Анализ функций органов исполнительной власти
· Регламентация деятельности органов исполнительной власти
· Управление реформированием исполнительной власти
· Противодействие коррупции
· Управление кадрами и оплата труда государственных служащих
Взаимодействие с потребителями государственных услуг
· Инвентаризация государственных услуг (создание реестра)
· Использование информационных технологий для предоставления государственных услуг
· Внедрение технологий «одного окна»
· Открытость органов исполнительной власти
[ААС11] По каждому пункту были сформированы вопросы, которые позволяют проследить степень зрелости и развития процессов. В качестве примера можно привести раздел «Планирование деятельности органов исполнительной власти» – предполагающий ответы на следующие вопросы:
№ | Пример вопроса | Пример вариантов ответа |
| Да во всех органах | |
Да в ряде органов | ||
Нет | ||
| Да во всех органах | |
Да в ряде органов | ||
Нет | ||
| Да во всех органах | |
Да в ряде органов | ||
Нет | ||
| Да | |
Нет | ||
| Да во всех органах | |
Да в ряде органов | ||
Нет |
Если варианты ответа на первый вопрос – положительны, это означает что система планирования, нацеленная на результат, находится в стадии начального развития. Если варианты ответа на остальные вопросы тоже положительны, это говорит о развитии данной системы, высокую степень зрелости и проработанности. Подобным образом были представлены вопросы по другим блокам. Некоторые вопросы позволяют охарактеризовать управленческие инструменты, определяя их правовой статус. Некоторые вопросы затронули экспертные количественные оценки, описывающие состояние государственной службы.
Проводя анализ качества государственного управления в субъектах Российской Федерации можно:
· дать оценку начального состояния качества услуг:
· расставить приоритеты административной реформы по каждому субъекту Российской Федерации;
· Улучшить региональное развитие.
Таким образом можно сделать вывод о том, что данная система оценивания может применяться с другими программами и к другим органам власти.
Основным направлением повышения эффективности деятельности государственных служащих, является создание комплексной и объективной системы различных индикаторов, которые показывают меру достижения поставленных задач и целей, выполнение должностных обязанностей, что в свою очередь позволяет сконцентрировать внимание государственных служащих на основных приоритетах органов власти. Для достижения данных целей целесообразно применять показатели результативности (Performance Measures).
Показатели результативности отражают результат деятельности достижения поставленных целей. Данные показатели можно применять как для оценки деятельности государственных служащих, так и для оценки деятельности органов государственной власти.
На уровне органов государственной власти применимы интегральные показатели результативности деятельности, которые отражают основные экономические и политические параметры деятельности, которые затем делятся на уровень структурных подразделений и в окончание доходят до уровня государственных служащих. Наглядно всю структуру отражает схема:
[ААС12]
В настоящее время существует большое количество методов декомпозиций и способов построения систем показателей результативности деятельности, но наибольшую известность и популярность получил метод «сбалансированной системы показателей» (Balanced Scorecard – BSC) и определения «ключевых показателей результативности» (Key Performance Indicators – KPI). Если в системе BSC больше внимания уделяется взаимосвязи отдельных показателей результативности между собой с целью максимизации оценки их совокупного влияния на конечный эффект, то система KPI построена на выборе наиболее важных показателей результативности, в максимальной степени характеризующих конечный эффект.[ААС13]
Существует большая трудность при построении комплексных систем показателей результативности. При ориентирование на конечный результаты, которые отражают социальный и экономический эффект приводит к сложности определения конечного вклада отдельного государственного служащего в достигнутый результат. Следовательно для того, чтобы оценка была эффективна, необходимо формировать как можно более четкие показатели. Также не следует забывать о внешних эффектах, на которые государственный служащий не может оказать влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности государственных служащих в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного государственного служащего по отношению к определенному фактору.
Еще одной из трудностей является выбор оптимального числа критериев оценки качества и результативности деятельности государственных служащих. Если критериев недостаточно то со стороны служащих переносится все внимание на деятельность, которая в конечном итоге будет измерена показателями, тем самым забывая об остальных должностных обязанностей. Если же критериев будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большего количества показателей могут превысить положительный эффект от практического применения показателей результативности.
Исходя из этого показатели результативности деятельности государственных служащих должны отвечать некоторым критериям:
· Соотносится с целями и задачами органов государственной власти;
· Показывать вклад каждого отдельного государственного служащего в достижение конечных задач и целей;
· Всецело показывать выполнение приоритетных должностных обязанностей государственных служащих;
· Формулироваться таким образом, чтобы максимально воспроизводить влияние государственного служащего на динамику показателей результативности.
Показатели результативности могут выражаться как в качественной, так и в количественной форме. В общем виде требования должны удовлетворять основным критериям:
· Полнота;
· Чёткость;
· Непротиворечивость;
· Комплексность.
При постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых определяются критерии качества деятельности. В свою очередь показатели результативности должны обладать следующими свойствами:
· Конкретность;
· Измеряемость;
· Достижимость;
· Релевантность;
· Привязанность к определенному периоду времени.
[ААС14] Необходимо разделять результаты деятельности государственных служащих на конечные и непосредственные. Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. Исходя из этого можно сказать о том, что конечные результаты показывают деятельность государственного служащего с точки зрения общества, в свою очередь непосредственные результаты отражают эффективность деятельности государственного служащего с точки зрения власти.
Можно выделить распространенные показатели результативности деятельности государственных служащих:
Показатель результативности | Описание | Примеры |
Показатели входящих ресурсов | Показатели, характеризующие затраты на осуществление определенной деятельности и (или) набор требований к профессиональным и личным навыкам государственного служащего | · Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы · Наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка · Затраты на командировки |
Показатели процессов | Характеризуют сроки и нормативы выполнения определенной деятельности | · Средняя продолжительность согласования одного проекта нормативного правового акта/документа · Количество дней отклонения от графика проведения проверок · Среднее время ожидания потребителя услуги в очереди |
Показатели непосредственных результатов | Характеризуют объем проделанной работы | · Процент рассмотренных жалоб · Число активных проектов на текущую дату · Доля проектов документов, оформленных с нарушением установленных требований |
Показатели конечных эффектов (Outcome measures) | Характеризуют степень достижения целей и задач органов власти и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг | · Число погибших в автокатастрофах на дорогах, прошедших инспекцию не более года назад · Сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей · Доля инвалидов, прошедших программы социальной реабилитации |
Показатели влияния | Характеризуют эффект воздействия государственного служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу | · Сумма средств, сэкономленных при внедрении предложения · Число граждан, удовлетворенных качеством и своевременностью оказания услуги · Процент принятых поправок в законопроект |
Обобщенные показатели результативности государственного органа характеризуют эффективность деятельности органа исполнительной власти, они формируются субъектами бюджетного планирования в бюджетных докладах и являются ориентирами при определении показателей результативности для конкретных государственных служащих[ДК15] .
Таким образом, обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти должны характеризовать достижение целей и задач, общих для широкого круга субъектов бюджетного планирования; специфические показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти должны характеризовать достижение целей и задач, характерных для определенного субъекта бюджетного планирования.
Затем, на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов в соответствии с законодательством должны быть разработаны показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Эту систему показателей можно разработать для каждого конкретного гражданского служащего путем изменения формулировок показателей результативности деятельности государственных органов с учетом максимизации степени влияния гражданского служащего на данный показатель.
Следовательно, согласно законодательству, для государственных служащих устанавливаются также два типа показателей: обобщенные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности и специфические показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Под обобщенными показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимаются типовые показатели (процессов), общие для многих гражданских служащих. Ими могут выступать показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и так далее.
Под специфическими показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности понимаются индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели (непосредственного результата и конечного эффекта), связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности государственного служащего[ДК16] .
Ими могут выступать показатели, характеризующие определенный функционал гражданских служащих, связанный с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.
В целом, согласно терминологии законодательства, можно выделить следующие группы показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих[ДК17] :
· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, характеризующие эффективность и результативность деятельности государственного органа (показатели конечного эффекта);
· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, характеризующие качество принятия и исполнения управленческих и иных решений (показатели непосредственного результата);
· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, характеризующие правовое, организационное и документационное обеспечение исполнения указанных решений (показатели процессов).
[ААС18]
Продолжение следует……
[ААС1]Стоит видимо сначала перечислить эти показатели. Может быть сделать табличку «Наименование индекса – время появления – организация разработчик – цель расчета – что-нибудь еще»
[ААС2]Предлагаю представить в виде рисунка – ориентированного графа. См. например, мою диссертацию. Такую же схему применить и ко всем иным индексам.
[ААС3]Сделать таблицу – что за источники и организации. Может быть вынести это в приложение
[ААС4]Рассмотреть в том же формате, что и предыдущий индекс
[ААС5]Во всем этом надо четко выделять элементы, связанные с эффективностью государственного управления. Это хорошо можно показать именно на картинках
[ААС6]Для подтверждения этого надо взять десятка полтора программ и свести по ним информацию в таблицу, в том числе где есть оценка эффективности, а где нет
[ААС7]Надо попытаться придумать какой-то общий шаблон оценки разделов оценки эффективности, чтобы можно было их сравнивать несмотря на всю специфичность
Сделать в виде таблиц
[ААС8]Как конкретно??? КУДА КОНКРЕТНЕЕ ТО
[ДК9]http://www.maxwell.syr.edu/gpp/about/goals.asp
[ААС10]Обязательно рассмотреть указы Президента РФ и связанные нормативные акты об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ И органов местного самоуправления городских округов и муниципальных образования
[ААС11]Кто автор??? Откуда все это???ССЫЛКА БУДЕТ
[ААС12]Исправляем орфографии J
[ААС13]Это очень интересно, но слабо применимо – хочу это развивать, но не знаю как пока
[ААС14]Как это привести к математике
[ДК15]Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
[ДК16]В соответствии с проектом указа Президента РФ «О показателях эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и особом порядке оплаты труда по отдельным должностям федеральной государственной гражданской службы»
[ДК17]В соответствии со статьей 50 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004
[ААС18]Предлагаю усилить и разнообразить работу математикой – должно смотреться солидно!