Принципы, этапы и методы политического прогнозирования.
Общие принципы, на которых строится политическое прогнозирование, обусловлены самой природой политической реальности. Большую роль здесь играют индивидуально-личностное начало, иррациональные компоненты и стохастические процессы. Поэтому при прогнозировании надо уметь:
- интегрировать, обрабатывать и анализировать разноплановую разнокачественную информацию - как собственно политическую, так и социальную, экономическую, социокультурную и т. д.;
- учитывать факторы альтернативности и вероятности, то есть понимать, что нет жесткой предопределенности развития политических процессов и цель прогнозирования - это установление «веера» основных вариантов и расчет их вероятности;
- ориентироваться в междисциплинарных технологиях, обеспечивать эффективное воздействие экспертов разных направлений;
- использовать и сочетать в работе различные методики, добиваться более полного и всестороннего охвата исследуемого фрагмента политики;
- соотносить используемый при прогнозировании инструментарий с самим процессом принятия и реализации политических решений.
Кроме следования этим общим принципам необходимо ясно представлять те специфические условия, в которых протекают исследуемые процессы и принимаются решения.
В основе прогнозирования лежат три способа формирования информации о будущем, которые определяют необходимость использования тех или иных методов прогнозирования:
- мнение, оценка перспектив развития процессов или ситуаций на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными последствиями;
- условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерность развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны;
- модель состояния в будущем того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желаемым изменениям ряда условий, параметров и того подобного, о перспективах развития которых достаточно хорошо известно.
На выбор методов и возможностей прогнозирования существенное влияние оказывают способы разработки прогнозов, среди которых различаются: экспертный опрос (анкетирование, интервьюирование); экстраполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса); моделирование (построение поисковых и нормативных моделей).
В зависимости от конкретного исследования по прогнозированию политической ситуации определяются используемые в нем методы. Классификация прогнозов может осуществляться по следующим основаниям.
1. Круг исследуемых вопросов: тематические, комплексные.
2. Направленность выводов: ретроспективные, диагностические, прогностические.
3. Период упреждения: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет), дальнесрочные (20 и более лет).
Программно-целевой критерий: поисковые (прогноз, определяющий возможное состояние явления в будущем). Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»); нормативные (прогноз, определяющий пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемого в качестве цели.
Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»); плановые (такой прогноз отвечает на вопрос: «Как и в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?»); программные (прогноз отвечает на вопрос: «Что конкретно необходимо для достижения желаемого?»); проектные (прогноз отвечает на вопрос: «Как конкретно сделать и как это может выглядеть?»); организационные (прогноз текущих решений). Такой прогноз отвечает на вопрос: «В каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?».
Прогнозирование как сложное аналитическое исследование состоит из ряда этапов. Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.
Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточняются задания, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируются цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала проводится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.
При анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться методические принципы. Так, принцип системности требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных элементов.
Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов. В системном анализе используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов прогнозирования. Первый подход называется объектным, второй - функциональным.
Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше. Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого рассчитывать на точность политического прогноза вряд ли возможно.
Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь, переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.
Пятый этап - построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, а также историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.
Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.
Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.
Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направления и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.
Восьмой этап - выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требуют, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.
Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.
Десятый этап - новая предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и начало нового цикла исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).
По оценкам отечественных и зарубежных ученых и специалистов в настоящее время насчитывается более 150 методов прогнозирования. По степени формализации их можно условно разделить на формализованные и интуитивные.
К формализованным методам прогнозирования относятся:
- группа методов экстраполяции: метод наименьших квадратов; метод экспонентного сглаживания; метод вероятного моделирования; метод адаптивного сглаживания и др.;
- группа системно-структурных методов: методы функционально-иерархического моделирования; метод морфологического анализа; матричный метод; метод сетевого моделирования; метод структурной аналогии и др.;
- группа ассоциативных методов: методы имитационного моделирования; метод историко-логического анализа и др.;
- группа методов опережающей информации: методы анализа потока публикаций и др.
К интуитивным методам прогнозирования относятся:
- группа методов индивидуальной экспертной оценки: метод интервьюирования экспертов; метод анкетирования экспертов; метод самостоятельной подготовки экспертом оценок и др.;
- группа методов коллективной экспертной оценки: метод анкетирования представителей социальных групп на основе квотно-пропорциональной выборки; методы «комиссий»; методы «мозговых атак»; метод «Дельфи» и др.;
- группа методов аналитических документов: методы написания сценариев политической ситуации и др.
Прогнозирование можно условно разделить на три стадии: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются применяемыми методами.
На подготовительной стадии прогнозирования используются следующие методы: изучение документов, опрос (анкетный, интервью), наблюдение, моделирование и т. д.
На основной стадии прогнозирования используются следующие методы: логический и исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, статистики и т. д.
На заключительной стадии прогнозирования используются следующие методы: описательный, сравнительный, эксперимент, моделирование, математические методы, методы кибернетики, методы социологии, методы психологии и т. д.
Методы, применяемые для изучения социально-политической ситуации, также можно условно разделить на три вида: сравнительно-исторические, эмпирические, системные.
Сравнительно-исторические методы позволяют субъектам исследования изучать социально-политические объекты, факты и явления в их динамическом состоянии, на различных этапах развития. Это необходимо для анализа неоднократно повторяющихся явлений и очень важно для изучения социально-политических процессов, происходящих в сравнительных исторических ситуациях. Практически невозможно понять место и роль политических партий в современных политических процессах, тщательно не изучив их генезис и развитие.
Эмпирические методы способствуют более глубокому исследованию общественного мнения и политической культуры людей, влияния различных социальных фактов на политические процессы, системному анализу больших и малых общественных структур, структурно-функциональному изучению политических институтов и т. д. Для эмпирических исследований широко используются социологические исследования (анкетный опрос, интервьюирование, контент-анализ, включенное и исключенное наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.).
Системные методы позволяют изучать политические процессы и явления в целом и социально-политическую ситуацию в частности как комплексный процесс, выявлять наиболее важные элементы и подсистемы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность, возможность воздействия на ход развития всей ситуации.
Рассмотрим более подробно некоторые методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).
Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:
- для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек в зависимости от сложности объекта);
- перед тем как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т. е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);
- в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление «руководящего» мнения должно быть исключено;
- обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.
Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.
Коллективная генерация идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.
Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
Второй этап - составление проблемной записки участника «мозговой атаки». Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.
Третий этап - генерация идей. Она начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений не допускается (говори свое), не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.
Запись высказываемых идей лучше вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.
Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников «мозговой атаки», число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило: рассматривать каждую систематизированную идею только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки не отвергают идеи, а выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.
Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Метод сценариев. Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем (международных отношений, национальной экономики, области политики, социальных отношений и т. п.).
Следует заметить, что рассматриваемый метод в нынешних условиях является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России. В сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период.
Поэтому сценариями называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора.
Итак, прогнозирование является одной из составляющих любого познания, любой науки, в том числе политологии. Интерес к проблеме прогнозирования переживает в настоящее время в России очевидный подъем. Прогнозами занимаются аналитики-политологи, многочисленные аналитические институты, государственные деятели, журналисты и др. При прогнозировании актуальным является вопрос о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно распорядиться по-разному. Тем более это актуально для политологии, так как на знаниях, полученных в этой области, строятся конкретные политические решения, а затем действия, которые определяют развитие всего общества, жизнь реальных людей.