Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР
· все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР) стали республиками;
· все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона;
· Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области;
· Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию;
· 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения;
· с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;
· до 2017 года определен статус Севастополя, оставашийся ранее неопределенным как города, не входящего в состав Российской Федерации (в соответствии с «большим договором» 1997 года). В соответствии с Конституцией РСФСР, принятой 12 апреля 1978 года, городами республиканского подчинения РСФСР являлись Москва и Ленинград; Севастополь в тексте Конституции не упоминался. В соответствии с Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) РСФСР», Законы РСФСР и иные акты государственных органов РСФСР, принятые до 12 апреля 1978 года, сохраняют свое действие, поскольку они не противоречат Конституции РСФСР 1978 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, в составе Российской Федерации находятся города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург; законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; Севастополь в тексте Конституции не упоминается. В соответствии с Конституцией УССР, принятой 20 апреля 1978 года Севастополь — город республиканского подчинения в Украинской ССР; в соответствии с Конституцией Украины 1996 года Севастополь входит в состав Украины;
· были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую;
· Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области;
· Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край;
· Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю;
· Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край;
· Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области;
· Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край
Самое большое в мире количество субъектов федерации создаёт значительные проблемы в управлении страной. Поэтому логичным выглядит процесс объединение регионов России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра.
Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами.
В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края.
Население шести упразднённых автономных округов на начало 2007 года составляло 0,3 % от населения России.
К 2008 году процессы дальнейших объединений приостановились и уже не представляются некоторым политикам однозначно целесообразными и необходимыми.
Процесс иногда именуют парадом объединений по аналогии с предыдущей политической кампанией административных переустройств территорий СССР и РСФСР — парадом суверенитетов.
В истории РСФСР были также исторические периоды аналогичных укрупнений регионов — в 20-е, и в 40-е—50-е годы XX века, между которыми происходили обратные процессы разукрупнения регионов
2. На территории России выделяются 11 экономических районов. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией, структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны:
1. Северный экономический район РФ (население 4,7 млн. чел (2010), площадь 1466,3 тыс. км2). Перспективы устойчивости экономики регионов, входящих в Северный экономический район РФ, заключаются в имеющихся возможностях наращивать добычу ценнейших природных ресурсов, развивать топливно-энергетический комплекс. Потенциал такой территории определяется минерально-сырьевой базой, динамикой цен на внешних рынках, ситуацией и платежеспособностью регионов-потребителей, экологической безопасностью геологоразведочных и эксплуатационных работ и др.
2. Северо-Западныйэкономический район РФ (население 8,5 млн. чел (2007), площадь 210,8 тыс. км2). Перспективы устойчивости экономики областей Северо-Западного экономического района связаны с реализацией их особого геополитического положения, развитием инфраструктуры, транспорта и связи, осуществлением конверсии мощностей ВПК, перестройкой структуры лесоперерабатывающего комплекса, увеличением доли изделий высокой готовности в общем объеме производимой продукции.
3. Центральный экономический район РФ (население 30,5 млн. чел (2010), площадь 486 тыс. км2). Текущие и перспективные проблемы устойчивости регионов Центрального экономического района специфические. Здесь нет возможности наращивать генерирующие мощности, затруднен сбыт продукции отраслей специализации на внешних и внутренних рынках. Стагнация обрабатывающей промышленности, затянувшаяся сверх меры, сохранилась и в начале XXI столетия.
Устойчивость экономики здесь во многом обусловлена наличием столицы, привлекательной для инвесторов. Стабилизацию производства в ней специалисты обусловливают поддержкой предприятий посредством предоставления налоговых и кредитных льгот и других мер; созданием условий для получения работающими достаточных доходов; надежностью инфраструктурных систем города; комплексным решением транспортных проблем; переключением финансовых ресурсов на стимулирование секторов экономики, гарантирующих надежную отдачу от затрат и формирующих благоприятные условия для иностранных инвесторов, и др.
4.Центрально-Черноземныйэкономический район РФ (население 7,9 млн. чел (2008), площадь 167,7 тыс. км2). В этом экономическом районе имеются уникальные запасы железных руд, создан мощный промышленный потенциал, развитый агропромышленный комплекс. Поэтому потенциал улучшения социально-экономической обстановки здесь включает реструктуризацию оборонных отраслей и гражданского машиностроения; стабилизацию горно-металлургического комплекса и предприятий химической промышленности; устойчивое энергоснабжение района, в том числе посредством развития атомной энергетики; укрепление агропромышленного комплекса; улучшение условий жизни населения, обеспечение его экологической безопасности и др.
5. Волго-Вятский экономический район РФ (население 7,5 млн. чел (2010), площадь 265,4 тыс. км2). В этом экономическом районе отсутствуют высокоэффективные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы, поэтому устойчивость экономики можно обеспечить посредством:
· относительного сокращения потребления топлива и энергии;
· стабилизации и развития агропромышленного производства и улучшения социально-экономических условий жизни на селе;
· развития предприятий путем их технологического перевооружения и реконструкции;
· повышения конкурентоспособности продукции.
6. Поволжскийэкономический район РФ (население 16,2 млн. чел (1987), площадь 536,4 тыс. км2). Данный район является крупным регионом, с промышленной и сельскохозяйственной специализацией. Переход к устойчивому экономическому росту здесь возможен за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов, развития экспорта (предприятиями химической и нефтехимической промышленности), наращивания мощностей машиностроения, а также конверсии предприятий ВПК.
Гарантами оживления экономики являются развитие сырьевой базы нефтяной промышленности, доразведка и ввод в эксплуатацию новых месторождений, сокращение потерь попутного газа и др.
7. Северо-Кавказскийэкономический район РФ (население 17,7 млн. чел (1987), площадь 355 тыс. км2). Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов. Здесь имеются уникальные природные ресурсы и благоприятные климатические условия. Рекомендуется реструктуризация экономики региона со снижением доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, а также развитием производства оборудования для аграрного сектора, мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности, стройиндустрии.
8. Уральскийэкономический район РФ (население 19,5 млн. чел (2010), площадь 824 тыс. км2). Район отличается значительным промышленным и научным потенциалом, наличием высококвалифицированных кадров, достаточных природных ресурсов. Однако большинство субъектов Федерации, входящих в этот экономический район, являются дотационными.
Износ производственных фондов достиг критического уровня. Потенциал устойчивости экономики региона определяется прежде всего перспективами модернизации производственных комплексов, конверсией предприятий ВПК, осуществлением крупных инвестиционных проектов. В перспективе рационально также осуществлять производство электроэнергии темпами, превосходящими среднероссийские, доведя ее до 15,5% всей электроэнергии, производимой в стране.
9. Западно-Сибирскийэкономический район РФ (население 14,6 млн. чел (2006), площадь 2427,2 тыс. км2). На этот экономический район приходится большая часть добычи нефти, более 90% природного газа. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасса в значительной степени гарантирует энергетическую безопасность Российской Федерации и обеспечивает большую часть валютных поступлений.
Повышение устойчивости, темпов и качества развития региона, согласно оценкам специалистов, обусловлено:
· обеспечением топливно-энергетического комплекса (ТЭК) высокоэффективным оборудованием, в том числе посредством развития партнерства предприятий ВПК, машиностроения, структур нефтяной и газовой промышленности;
· внедрением технологий глубокой переработки топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов;
· вводом мощностей по добыче и производству железной и свинцовой руды;
· стабилизацией производства электроэнергии и покрытием ее дефицита посредством перегона из Восточной Сибири;
· развитием машиностроительного комплекса темпами, превышающими средние по РФ;
· усилением специализации региона по выпуску прогрессивных полимерных материалов.
10. Восточно-Сибирскийэкономический район РФ (население 8,4 млн. чел (2010), площадь 4123 тыс. км2). Он обладает уникальными месторождениями цветных металлов — никеля, меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд, угля, в том числе коксующегося, и др. Здесь производится 17% всей вырабатываемой в стране электроэнергии, 74% алюминия и т.д.
В силу ряда причин регионы Восточной Сибири не могут ориентироваться на крупные инвестиции извне. Проблемы наращивания потенциала устойчивости функционирования экономики предстоит разрешать с учетом того, что, по прогнозам, в ближайшие несколько лет в хозяйственном комплексе усилятся диспропорции — степень изношенности основных фондов и увеличится отставание региона от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы.
11. Дальневосточныйэкономический район РФ (население 5,5 млн. чел. (2009), площадь 6215,9 тыс. км2). Продолжительное время данный район находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустриального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возможна, если удастся провести комплекс неотложных мер по существенному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно-энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимизация межбюджетных отношений и т.п.
Дальнейшее наращивание экономического потенциала связано с использованием резервов:
· относительное снижение энергетической и транспортной составляющих в себестоимости производимой продукции, в том числе посредством развития собственного ТЭК и доведения его доли в общем объеме потребляемого топлива и энергии до 30-40% в 2005 г. против 7-8% в 1990-х гг.;
· увеличение рыбодобычи и морепродуктов;
· развитие транспортной инфраструктуры, в том числе повышение эффективности портов и портового хозяйства, пропускной способности железных дорог, расширение и улучшение сети автодорог и др.;
· форсирование организации финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хозяйственной деятельности в регионе;
· многократное расширение сети предпринимательского сектора, прежде всего для производства товаров и услуг;
· приостановление оттока населения и др.
Исследователи с тревогой отмечают ослабление связей Дальневосточного региона с Центральной Россией и Сибирью. Ориентация Дальнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион может, конечно, дать некоторые выгоды дальневосточникам, однако чрезмерное развитие этих тенденций чревато политическими и иными издержками в долгосрочном плане и для Дальнего Востока, и для России в целом.
Калининградская область (население 0,9 млн. чел. (2010), площадь 15 тыс. км2) не входит в состав экономических районов, имеет особые геополитические условия. За последние годы экономическая ситуация здесь существенно ухудшилась.
Этот полуанклав не имеет общей границы с остальной территорией России и в наибольшей степени интегрирован в экономику других республик бывшего СССР. Область на 80% зависит от поставок основных продуктов питания, медикаментов, горючесмазочных материалов из Литвы, Германии и государств Скандинавии. При неконтролируемом изменении курса доллара во второй половине 1998 г. регион оказался перед реальной угрозой массового голода. Однако принятые меры со стороны Центра РФ по поставке в Калининградскую область продовольствия из других регионов России предотвратили эту угрозу. Вместе с тем в случае ориентации на продовольственную безопасность области за счет местного производства следует учитывать, что затраты на производство продовольственных ресурсов в самой области значительно выше, чем в странах-поставщиках (Литва, Германия, страны Скандинавии и др.). Поэтому угрозы продовольственной безопасности Калининградской области сохраняются и могут усилиться, так как политики и предприниматели Калининграда, Германии и других государств весьма активно лоббируют идею создания здесь «Балтийской Республики» — под совместным протекторатом РФ, Германии и Европейского союза, наподобие Триеста, Танжера и т.п., выступают за восстановление старых названий этой местности и т.п.
Однако твердая и последовательная политика России, направленная на территориальную целостность и неприкосновенность границ РФ, сдерживает их претензии.
В целом Калининградская область обладает достаточным потенциалом саморазвития, особенно в промышленности и социальной сфере: здесь крупный морской порт, развитая сеть транспортных коммуникаций; уникальные запасы янтаря (80% мировых), поваренной соли, месторождения нефти, бурого угля, торфа, строительных материалов. Стабилизация и обеспечение устойчивости социально-экономической ситуации в этом регионе связаны с созданием собственной энергетической базы, реконструкцией рыбохозяйственного комплекса, организацией экспортно-ориентированных производств, реструктуризацией целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности, развитием туризма, улучшением жизнеобеспечения населения и др.
Приведенные данные, характеризующие потенциал устойчивости и перспективы устойчивого развития экономических районов, содержат ориентиры для региональной макрополитики — федерального Центра и межрегиональных ассоциаций, субъектов Федерации и т.п. Все это объективно позволяет ослабить угрозы, обусловленные геополитическими, национально-государственными и другими причинами, развертывающимися в значительном временном интервале и требующими постоянных совместных усилий государства и регионов для преодоления их негативных последствий.
Администрация Президента осуществляет контроль в отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации. В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов.
Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании Указа Президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000. Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.
Таким образом, выделяют:
· Центральный федеральный округ;
· Южный федеральный округ;
· Северо-западный федеральный округ;
· Дальневосточный федеральный округ;
· Сибирский федеральный округ;
· Уральский федеральный округ;
· Приволжский федеральный округ;
· Северо-Кавказский федеральный округ.
№ | Название округа | Площадь | Население (на 01.01.2009) | Субъектов РФ | Административный центр |
Центральный федеральный округ | 652,800 | 37 121 812 | Москва | ||
Южный федеральный округ | 416,840 | 14 686 261 | Ростов-на-Дону | ||
Северо-Западный федеральный округ | 1,677,900 | 13 462 259 | Санкт-Петербург | ||
Дальневосточный федеральный округ | 6,215,900 | 6 460 094 | Хабаровск | ||
Сибирский федеральный округ | 5,114,800 | 19 545 470 | Новосибирск | ||
Уральский федеральный округ | 1,788,900 | 12 254 976 | Екатеринбург | ||
Приволжский федеральный округ | 1,038,000 | 30 157 844 | Нижний Новгород | ||
Северо-Кавказский федеральный округ | 159,860 | 8 215 263 | Пятигорск |
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.