Изменения в полит. и гос. устройстве России в 1905-1907 гг

Выступления рабочих, крестьян, отдельных флотских экипажей летом 1905 г. сопровождались усилением давления на правительство со стороны либеральных кругов. В этих условиях была ускорена работа над проектом «булыгинской» Думы. 6 августа 1905 г. публикуются правительственные акты «Учреждение Гос. думы» и «Положение о выборах в Думу». Гос. дума провозглашалась представительным органом, избираемым на 5 лет на основе ценового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. От участия выборах устранялась значительная часть населения: женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, учащиеся, «бродящие инородцы», неоседлые народы и некоторые другие категории.

Предполагалось, что Гос. дума будет совещательным органом, нижней палатой по отношению к Гос. совету. Вместе с тем следует подчеркнуть, что «булыгинский» проект оставлял за Гос. думой право отклонения законов.

Опубликованный в конце лета 1905 г. вариант «булыгинской» Думы быстро устарел. Напряженность продолжала нарастать. 7 октября 1905 г. началась забастовка на Московском ж/д узле, которая вылилась во всероссийскую рабочую забастовку.

Первоначально забастовочное движение пытались подавить силой. Петербургский генерал-губернатор Д.Ф. Трепов издал приказ полиции и войскам: «Холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Однако основные вооруженные силы России были задействованы в русско-японской войне и находились на Дальнем Востоке. В «осажденном» Петергофе, где находился Николай II, осенью 1905 г. принималось судьбоносное для страны и династии решение. С.Ю. Витте упорно склонял царя к либеральным уступкам. В итоге под серьезным нажимом Н. II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать исторический манифест, означавший начало серьезной реформы гос. строя страны. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вместе с Манифестом Николая II 6 августа 1905, учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.

19 октября 1905 г. был издан Манифест о преобразовании Совета министров. По этому документу в России создавался правительственный орган во главе с председателем Совета министров (до этого Совет министров был совещательным органом при императоре и лишь координировал работу министерств). Председатель Совета министров получал право контролировать деятельность министерств. Первым председателем реформированного Совета стал граф С.Ю. Витте (1905-1906)

11 декабря 1905 г. был принят и избирательный Закон об изменении Положения о выборах в Гос. думу. Выборы проходили по 4 куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Число избирательных ступеней и нормы правительства были различны. В результате помещики избирали около 32% выборщиков, крестьяне – 42%, горожане – 22%. А рабочие – только 3%.

Гос. дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по «булыгинскому» проекту). Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Гос. советом и императором. Важной функцией Думы было утверждение гос. бюджета. Однако царский Указ от 8 марта 1906 г. свидетельствовал о том, что статьи военного бюджета, внешних займов, содержания императорского двора и ряд других, не являлись предметом обсуждения Думы.

Реформы Столыпина

Новый избирательный закон привел к кардинальному изменению состава III Гос. думы (1907-1912 гг.) изменившийся состав Думы предоставлял широкие возможности П.А. Столыпину для реализации планов своих реформ. После «успокоения» страны Столыпин выдвинул программу реформ, направленную на рост эк. развития России и её соц. стабилизацию. Особенностью преобразований было проведение их «сверху», зачастую силовым методом.

Реформы: 1. реорганизация системы местного самоуправления: центр перенести на уезд и на волость, чтобы управляли не выборные от крестьян и дворян, а назначаемые из центра; 2. судебная реформа: «демократизация» системы; 3. вероисповедальная реформа: наделение широкими правами представителей всех конфессий; 4. всеобщее начальное образование (8 лет); 5. рабочее законодательство (пенсии, пособии, расширение соц. пакета); 6. демократизация земского законодательства, предоставление больших прав земствам, введение земств повсеместно; 7. учредение новых министерств (труда, соц. обеспечения, здравохранения и т.д.).

Целью аграрной реформы стало разрушение общины с образованием крепкого хозяина – владельца земли, который должен был быть заинтересован в стабильности режима. Согласно Указу императора от 9 ноября 1906 г. и Закону от 14 июня 1910 г. разрешался свободный выход крестьян из общин с закреплением надельной земли, сведенной в один участок, в личную собственность. Отвод земли осуществлялся либо с переносом на нее домов и хоз. построек (хутор), либо с оставлением построек в деревне (отруб).

23 мая 1911 г. было опубликовано Положение о землеустройстве, которое форсировало создание отрубного и хуторского хозяйства. Важную роль в укреплении единоличных хозяйств сыграл Крестьянский банк. Скупая удельные, казенные, помещичьи земли, он после их дробления продавал участки земель на льготных условиях крестьян-единоличникам.

Составной частью реформы стала организация переселенческого процесса. В Сибирь и ряд других регионов за Уралом переехало 3,3 млн. человек, преимущественно малоземельных и безземельных крестьян. Проезд оплачивался казной, кроме этого выдавалась каждому ссуда в размере 150 руб. на двор. Но многим этого не хватало и часто они возвращались назад (к 1914 г. – 17%).

Итогом аграрной реформы стало то, что Россия увеличила производство зерна, уступая только США. Возникло около 400 тыс. хуторов.

Помимо аграрной реформы, Столыпин подготовил другие преобразования. Большое внимание уделялось образовательной программе, предусматривавшей всеобщее начальное образование в размере 4 классов. Гос. думой было утверждено увеличение расходов на образование в 3 раза.

Столыпин пытался проводить руссификацию нерусских народов империи. Он не скрывал своих националистических убеждений. При нем закрывались польскоязычные школы, на Украине шла насильственная руссификация прессы и ВУЗов. Большое значение придавалось мерам, направленным на усиление национальной целостности России.

14 марта 1911 г. Столыпин приступил к разработке проекта «национализации капитала» - системы покровительственных мер в отношении русских предприятий. Указ, введенный в обход Гос. думы и Гос. совета, ускорил изоляцию Столыпина от большинства членов Думы. Недовольство Столыпиным высказал и Николай II. Новые начинания Столыпина встречали серьезное сопротивление.

1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре выстрелом из револьвера Столыпин был смертельно ранен Д.Г. Богровым. 5 сентября Столыпин скончался.

Наши рекомендации