Изменения в государственном и общественном устройстве России в 1906-1907гг

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения.

Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями.

Был принят новый демократический избирательный Закон . Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна — рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий.

23 апреля 1906 г. были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции (из них было изъято определение “неограниченное” самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой.

Главные задачи императора - пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Реформы П. А. Столыпина

Основные даты и события: 1906—1911 гг. —деятельность Столы­пина в качестве главы правительства; 1906 г. — деятельность I Государственной думы; 1907 г. — деятельность II Государст­венной думы; 9 ноября 1906 г. — закон, разрешающий крес­тьянам выход из общины; начало проведения аграрной рефор­мы Столыпина.

Потребность в реформах для России :

-требовалось устранить пережит­ки, мешавшие поступательному развитию страны (помещичье землевладение, самодержавный строй, сословные привилегии и др.).

- необходимо было успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.

Значительный шаг на этом пути был сделан в 1906 г., ког­да были приняты Основные законы Российской империи, внесшие изменения в компетенцию органов государственной власти. Царь сохранял свое положение в качестве главы зако­нодательной и исполнительной власти. Он обладал исключи­тельными правами по изменению основных законов государ­ства, представлял страну на международной арене, имел право роспуска Государственной думы и назначения членов Госу­дарственного совета. Однако теперь полномочия императора были несколько ограничены. Законодательная деятельность отныне осуществлялась во взаимодействии императора, Госу­дарственного совета и Государственной думы, без согласия к0торых закон не мог быть принят. Царь продолжал издавать указы, но без одобрения Думы они не вступали в действие.

В 1906 г. новым министром внутренних дел и председате­лем Совета министров был назначен П. А. Столыпин у него было две задачи:

— жесткой ру­кой подавить революционные выступления и подготовить проект реформ;

— создать условия для формирования средних слоев городского и сельского насе­ления, что позволило бы гарантировать общественное спокой­ствие и процветание страны.

Столыпин отчетливо понимал, что подавить революционные выступления можно только ре­шительными действиями властей. Для борьбы с революцион­ным насилием и террором были введены военно-полевые суды. Власть объясняла эти жесткие меры необхо­димостью борьбы с терроризмом.

На Столыпина посыпались обвинения в установлении диктатуры. Однако намеченный результат был достигнут — волна насилия в стране пошла на спад.

9 ноября 1906 г. царь утвердил предложенный Столыпи­ным указ, начавший аграрную реформу. Главным ее содержа­нием было разрушение крестьянской общины и предоставле­ние крестьянам права самим решать свою дальнейшую судьбу. Для ликвидации малоземелья крестьян Столыпин предложил начать широкомасштабное переселение всех, кто нуждался в земле, в восточные районы страны, где были обширные не­заселенные пространства. Для поддержки переселенцев предполагалось предоставлять им ссуды через Крестьянский банк и оказывать помощь в землеустройстве.

Столыпин разработалпроекты:

- социальной реформы (она должна была несколько смягчить положение рабочих),

-перестройки системы образования (предполагалось в течение 15—20 лет обеспечить всеобщее начальное образование),

-кор­ректировки национальной политики (введение земского само­управления в западных губерниях) Однако выполнить за­думанное Столыпину было не суждено. В сентябре 1911 г. он погиб в Киеве от руки террориста. Вместе с ним исчезли и многие из его начинаний.

Значение реформ Столыпина: удалось найти вариант решения проблемы малоземелья крестьян, при этом не посягнуть на помещичье землевладение как один из видов частной собственности. Определенный результат дала и пересе­ленческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства, уже через несколь­ко лет после их создания, показали себя эффективными произ­водителями товарного хлеба. Вместе с тем аграрная реформа не могла полностью снять все противоречия, образовавшиеся в сельском хозяйстве к этому времени.

Наши рекомендации