Политические идеи мыслителей Беларуси эпохи Средневековья и Возрождения (Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега).
На формирование общественно-политических идей Беларуси значительное влияние оказала ее историческая судьба: пребывание в составе ряда государственных образований, сравнительно позднее обособление белорусского этноса. Отсутствие собственной государственности у белорусов сдерживало развитие политической мысли.
Элементы политических идей можно найти в произведения Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Они одними из первых пытались обосновать идею единства восточнославянских земель.
Оригинальные мысли в русле общественно-политической традиции эпохи Возрождения высказывал в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им книгам Франциск Скорина. Он считал закон основной существования общества. Политический идеал Скорины – гуманная и сильная власть.
В XVI столетии в Беларуси имело место распространение утопических идей всеобщего политического, имущественного и соц. равенства. Представитель Реформации Якуб из Калиновки доказывал, что истинным христианам не нужно иметь правительство, делиться на господ и подданных.
С ним был не согласен Сымон Будный. Опираясь на библию, он доказал необходимость гос. власти и социального неравенства. Идеалом общества он считал мирное сосуществование различных соц. групп на основе христианских ценностей.
Прогрессивные общественно-политические идеи эпохи Возрождения вошли в Статут ВКЛ 1588г., одним из составителей кот. был Лев Сапега. Главенствующей в его взглядах явл. свобода, сущность которой он видел в правах человека на собственность, личную безопасность, религиозный и политический выбор. Эти права должны быть закреплены законом, а главная задача государства – гарантировать его соблюдение.
№ 5. Политическая мысль Нового времени (Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.)
Период Нового времени характеризовался укреплением национальных централизованных государств, буржуазными революциями в Голландии, Англии, Франции, США. В целом совокупность выдвинутых в то время соц.-политических идей выражала стремление к свободе, поэтому зародившееся тогда новое направление получило впоследствии название либерализм (от лат. – свободный).
Английский философ Томас Гоббс в своих работах «О гражданине» и «Левиафан» рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло на основе общественного договора. Гоббс считал, что при заключении общественного договора для обеспечения всеобщего мира люди добровольно передали часть своих прав монарху, сознательно ограничили свою свободу, возложили на него функции охраны мира и благоденствия. Гоббс был сторонником абсолютной монархии.
Начало разработки концепции естественных прав людей положил голландский юрист Гуго Гроций в труде «О праве войны и мира. Естественные права составляют, то что принадлежит людям в силу их природного бытия, дается им в связи с фактом рождения. Государственное право есть логическое продолжение права естественного.
Английский философ Джон Локк, будучи сторонником теории общественного договора, выдвинул идею разделения властей в государстве между различными органами, чтобы не допускать злоупотребления ею. Он предлагал выдвинуть законодательную, исполнительную и федеративную власть.
Учение о разделении власти было развито франц. философом Шарлем Луи Монтескье. В своем труде «О духе законов» он доказывал, что политическая свобода может реально существовать только при независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властях.
Жан Жак Руссо выражал интересы крестьянства и мелкой буржуазии. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Руссо доказывал, что «естественное состояние» общества до возникновения государства было не войной всех против всех, как у Гоббса, а самой счастливой эпохой, когда не было неравенства и существовала свобода.
Тем не менее, Руссо не считал возможным построить справедливое общество путем возврата к первобытности. Он предложил добиться всеобщей свободы и безусловного равенства юридических и имущественных прав. Руссо предлагал заключить новый общественный договор, устанавливающий республику. Русо был против принятия законов представительными органами власти, считал, что каждый гражданин должен иметь право влиять на законотворческую деятельность, поэтому важнейшие законы должны приниматься на референдумах всеобщим голосованием граждан.
Идеи о правовом государстве получили обстоятельную разработку в работах немецкого мыслителя Иммануила Канта. Все граждане государства должны обладать свободой при полном равенстве всех перед законом.
Идеальное состояние общества по Канту – мир между отдельными людьми и государствами. В трактате «О вечном мире» он разработал проект установления такого мира путем создания всемирной федерации самостоятельных равноправных государств.
Другой немецкий философ – Георг Вильгельм Фридрих Гегель впервые ввел в научный обиход понятие гражданского общества, показал его взаимосвязь с государством.
Гражданское общество – система негосударственных институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп людей. Государство представляет интересы общества в целом, гражданское общество выражает частные интересы отдельных граждан, соц. групп и слоев.
Реакцией на общественные потрясения, вызванные в Европе Великой французской революцией, и на связанные с ней идеи либерализма стал консерватизм.
Основатели консерватизма доказали, что человеческая природа изначально несовершенна, поэтому люди не в состоянии свободно, по своей воле достичь счастья, построить стабильное и благополучное общество.