Личность складывается в результате социализации
Социализация - процесс усвоения индивидом системы норм и образцов поведения, присущих культуре определенной социальной группы и общества в целом.
Индивид, прошедший социализацию:
- усваивает жизненные цели, санкционированные общественной моралью;
- стремится к достижению социально значимых целей, используя общеразделяемые стратегии поведения;
- предсказуемым образом реагирует на типовые ситуации и адекватно воспринимает поведение других;
- становится равноправным членом общества
ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ РАССМАТРИВАЕТСЯ ДВОЯКО:
1 Социализация = «инкультурация», т.е. приобщение индивида к нормам определенного общества.
Индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствия с ожиданиями окружения. Исследователь обращает внимание на институты передачи традиции, механизмы формирования ценностных установок, стратегии адаптации и приспособления к нормам культуры
2. Социализация = «интериоризация» или перенос вовнутрь социального контроля
По окончании социализации социальные нормы не навязываются более со стороны, но ощущаются индивидом изнутри, воспринимаясь в качестве его собственных желаний. Этот внутренний регулятор контроля и составляет личность индивида.
Теория социализации Э. Дюркгейма:
- Индивид является двойственным существом, биологическим по рождению и социальным по образу жизни;
- Нормы, внушаемые индивиду в процессе воспитания, имеют целью контроль над инстинктом и сдерживание страстей;
- Социальные порядки позволяют снимать или канализировать избыточное психологическое напряжение в безопасные виды деятельности.
ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА:
- Дети испытывают потребность в тесном контакте с другими людьми, прежде всего родителями;
- По мере воспитания они приучаются сдерживать эти стремления и отчуждаются от родителей;
- Родительские стандарты поведения способствуют самоидентификации индивида;
- Избыточное напряжение сублимируется, т.е. переводится в плоскость культурных отношений
Личность представляет собой единство трех сфер:
1) Оно - бессознательная сфера, где сосредоточены первичные биологические инстинкты;
2) Эго - сознание и самосознание личности, которое контролирует поведение человека;
3) Супер-Эго - та часть личности, которая управляет эго
Социализация приучает разумную часть личности (эго и супер-эго) контролировать бессознательные влечения (оно).
Теория «зеркального Я» Дж. Мида и Ч. Кули:
- Социализация детей осуществляется в виде игры и подражания взрослым;
- Индивид социализируется, когда видит себя также точно, как его воспринимают другие
Дж. Мид выделяет три стадии:
1) Начальная (2-6 лет), контроль осуществляют взрослые;
2) Средняя (8-14 лет), контроль осуществляют абстрактные персонажи;
3) Завершающая (16-20 лет), самоконтроль
Выделяют две разновидности процесса социализации:
- Первичная - период детства и юношества;
- Вторичная - продолжается в зрелости и старости
Переход от одной стадии социализации к другой связан с биологическими, культурными и социальными изменениями: - Детство; - Юность; - Зрелость; - Старость
Агенты социализации - группы, которые обеспечивают обучение нормам и освоение социальных ролей:
- семья;
- группы сверстников;
- школа и другие образовательные учреждения;
- общественные организации и группы интересов
Десоциализация и повторная ресоциализация - разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением новых ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Отмечается на войне, в концентрационных лагерях, в заключении и т.д.
Социальная жизнь выглядит упорядоченной. Объяснение происхождения порядка является приоритетной задачей.
Существует 3 основных подхода объяснения происхождения порядка:
- утилитаристский - порядок отвечает интересам всех членов общества и потому поддерживаете: ими (А. Смит, И. Бентам);
- культурный - существуют общеразделяемые культурные нормы и ценности, посредством которых люди находят общий язык (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс)
-политический - порядок поддерживается посредством властных институтов и легитимного принуждения (К. Маркс, М. Вебер)
Политические дисциплины рассматривают порядок как результат деятельности институтов социального контроля.
Институты социального контроля выполняют 2 функции:
- поощряют законопослушное поведение;
- пресекают нарушения норм.
П. Бергер выделил 4 сферы контроля:
- политико-юридическая, представленная государственным аппаратом и формальными правовыми нормами;
- моральные установки, обеспеченные как формальными структурами, так и неформальными группами;
- профессиональные требования, навязываемые трудовой средой;
- семейные связи и отношения с ближайшим окружением
Действие системы социального контроля основано + на апелляции к представлениям о ценностях и нормах.
Социальные нормы - это типовые стандарты и образцы общественно одобряемого поведения.
СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ:
- контроль через социализацию индивида и интериоризацию культурных норм;
- контроль посредством внешних ограничений, позитивных или негативных
В результате социализации создается такой механизм контроля, при котором индивиды выполняют свои роли бессознательно, такой порядок воспринимается ими как естественный.
Результат социализации:
- нормативная или конформная личность, которая наиболее полно воплощает ценности данного общества;
- девиантная личность, которая представляет собой вариативный набор черт, отклоняющихся от идеала
Девиация» (лат. отклонение) - действия, не соответствующие общим нормам, причем, как положительные, так и отрицательные.
В более узком смысле под девиацией понимается негативное отклонение от нормы.
Структура современного общества включает:
70 % людей без каких-либо отклонений (конформная личность);
30 % людей с какими-либо отклонениями (девиантная личность);
Из них 10 % людей имеют негативные отклонения (делинквентная личность)
Мертон считает причиной девиации разрыв между целями общества и средствами их достижения.
Модель социализации | Отношение к общим целям | Следование общим нормам | ||||
Конформизм | «+» | «+ | ||||
Инновация | «+» | «-» | ||||
Ритуализм | «-» | «+ | ||||
Эскайпизм | «-» | «-» | ||||
Мятеж | «-» | «-» | ||||
Санкции по мере эффективности:
- неформальные позитивные санкции - выражение поддержки, личного признания и одобрения;
- формальные позитивные санкции - публичное одобрение, продвижения по службе, награждение медалями и т.д.;
- неформальные негативные санкции - выражение огорчения, бойкот и т.д.;
- формальные негативные санкции - штраф, арест, конфискация имущества, смертная казнь и др.
Важнейшим из установленных правил являются законы. Их отличают:
- универсальный характер;
- принцип верховенства по отношению к прочим нормам;
- публичный характер применения;
- особый порядок принятия
Социальный контроль через принуждение используется, когда традиционные механизмы социализации утрачивают свою эффективность.
Особенно часто принуждение используется в больших и сложно устроенных сообществах.
Делинквентность является негативной разновидностью девиации (вандализм, преступления)
Маргинальное - потеря одной идентичности без приобретения другой.
Десоциализация- потеря навыков и свойств личности, обретенных в процесс воспитания (старики, маргиналы)
Ресоциализация - потеря прежней личности и приобретение новой, возникшей на базе новых обстоятельств условий (эмиграция, тюрьма).
Ресоциализация- потеря прежней личности и приобретение новой, возникшей на базе новых обстоятельств и условий (эмиграция, тюрьма
Э. Лемерт разработал концепцию «девиантной карьеры» преступника:
- стигматизация;
- социальная изоляция вследствие закрепления стигмы;
- поиск поддержки в девиантной субкультуре;
- закрепление девиации в поведенческой форме;
- девиантная самоидентификация