Личность формируется только в обществе в процессе социализации

Социализация – процесс становления индивида как члена данного общества, присвоение индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества. Социализация осуществляется как в процессе воспитания, так и под влиянием широкого круга стихийно воздействующих факторов (общения, искусства, средств массовой информации и культуры).

Одним из основных направлений социализации является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.

В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки.

Однако в понятие личность входят и индивидуальные черты. Здесь представляется необходимым определить такие понятия, как «Индивид» и «Индивидуальность».

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель HOMO SAPIENS (человек разумный), продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость [Ошибка! Источник ссылки не найден.,388]. ( (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека) К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, памяти, мышления, способностей, темперамента, воображения, характера личности.

По сути индивидуальность есть то, что отличает одного человека (индивида) от другого.

Хотя понятия «Индивидуальность» и «Личность» взаимосвязаны, в сущности своей выражают разные вещи. Личность есть выражение содержания и качества человека, а индивидуальность – формы, свойств и способов проявления этого содержания.

Большинство эпитетов, характеризующих как личность, так и индивидуальность, являются одними и теме же. Сравните: «яркая – бледная», «сильная – слабая» – они могут определить как личность, так и говорить об индивидуальности. Но «неординарная», «нестандартная», «выдающаяся» есть эпитеты, применимые только к личности, т. к. употребление их с понятием «индивидуальность» является тавтологией типа «масла масляного» – ведь индивидуальность сама по себе означает уже непохожесть, неповторимость и в своем роде уникальность какого-то человека.

Личность является продуктом общества, своеобразным результатом его культуры, а потому действует, развивается по его законам и подчиняется им.

Теперь обратимся к структуре личности. Существуют различные подходы и принципы к структурированию личности.

Известный психолог Константин Константинович Платонов определяет структуру личности как некую систему, состоящую их 4 подструктур.

Системообразующей подструктурой личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов, отношений личности, ценностных ориентаций и установок.

Второй подстуктурой личности является опыт. Под опытом понимают совокупность знаний, умений, навыков, а также привычки.

Третьей подструктурой личности являются особенности психических процессов. Можно выделить следующие психические процессы: внимание,

воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память.

4. Четвертой подструктурой личности являются психофизиологические свойства. К ним относят особенности темперамента, половые и возрастные особенности.

В виде таблицы структуру личности можно представить следующим образом (табл.1):

Таблица 1

Психологическая структура личности

Подструктура Содержание подструктуры Соотношение биологического и социального Вид формирования
Направленность Убеждения, мировоззрения идеалы, стремления, интересы, желания Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет Воспитание
Опыт Привычки, умения, знания, навыки Значительно больше социального Обучение
Особенности психических процессов Внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память Чаще больше социального Упражнение
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Определяющую роль играет биологическое, социального почти нет Тренировка

Становление и развитие личности происходит одновременно по всем четырем направлениям, однако в зависимости от возрастных периодов и особенностей, а также от социальных условий возможно доминирование какого-либо направления в течение определенного времени.

Тестовые методики

Личностный опросник Кеттелла

Инструкция: Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу "а", средняя – ответу "в", а клетка справа – ответу "с"). Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов в минуту. Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее, чем за полчаса.

Текст опросника

1. Все мои привычки хороши и желательны.

а) да в) трудно сказать с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) да в) иногда с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать пре­ступника:

а) бандитом в) святым с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро в) нечто среднее с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да в) иногда с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компа­ниях, несомненно, рады меня видеть.

а) да в) иногда с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами

в) затрудняюсь ответить

с) борьбой и баскетболом

10.Меня забавляет, когда то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) да в) иногда с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интере­суюсь всеми подробностями

а) всегда в) иногда с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми, и вовсе не обижаюсь.

а) верно в) не знаю с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) верно в) не знаю с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю де­лать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) верно в) иногда с) неверно

16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство других лю­дей.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно в) не знаю с) неверно

18. Иногда, хоть и кратковременно, у меня воз­никало чувство раздражения к моим родителям.

а) да в) не знаю с) нет

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям

в) не знаю

с) в своем дневнике

20. Я думаю, что противоположным по значению к слову "неточный" будет:

а) небрежный в) тщательный с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да в) трудно сказать с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условденную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их

а) верно в) не знаю с) нет

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затудняюсь ответить

с) любую работу надо выполнят тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да в) возможно с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

в) делают то и другое поровну

с) дают советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его

а) да в) иногда с) нет

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в кото­рые я твердо верю.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да в) не знаю с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то ябы предпочел:

а) играть в шахматы

в) трудно сказать

с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) да в) не знаю с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да в) трудно сказать с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да в) иногда с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да в) иногда с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) луна в) воздух с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внима­ние:

а) раздражает меня

в) нечто среднее

с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) жил бы, не стесняя себя ни в чем

в) не знаю

с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

в) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали

а) да в) иногда с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) не знаю

с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

а) да в) не знаю с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко.

а) да в) трудно сказать с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хо­чется плакать.

а) верно в) не знаю с) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров

в) не знаю

с) скрипичным соло или фортепьянной музыкой

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) воз­главляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никог­да не лишние в) трудно сказать с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) верно в) не знаю с) не верно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

а) всегда в) иногда с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу в) растению с) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко в)иногда с) часто

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть

в) не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слиш­ком много говорю.

а) скорее всего это так

в) не знаю

с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) не знаю

с) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастер­ство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к со­трудничеству.

а) да в) нечто среднее с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да в) не знаю с) нет

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, дол­жно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно в) не знаю с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

в) трудно сказать

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно в) иногда с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции (тревога, гнев, приступы смеха и т. д.) без оп­ределенных причин.

а) да в) иногда с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно в) не знаю с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удоб­ное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да в) иногда с) нет

71. Какая из следующих дробей отлична от других?

а) 3/7 в) 3/9 с) 3/11

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной при­чины.

а) да в) не знаю с) нет

73. Я предпочитаю отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) да в) иногда с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

75. На вечеринке мне больше нравится:

а) принимать уча­стие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

а) да в) иногда с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше всего встретиться:

а) с Колумбом в) не знаю с) с Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да в) иногда с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины в) не знаю с) быть кассиром

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да в) трудно сказать с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: " У него плохое настроение"

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести из­менения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) да в) не знаю с) нет

83. Я получаю большее удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да в) иногда с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

86. Мне легче не считаться с другими людь­ми, чем им со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто в) иногда с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каж­дые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают в) идут правильно с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто в) иногда с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим способом.

а) верно в) иногда с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют.

а) да в) не знаю с) нет

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

а) да в) иногда с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой.

а) да в) иногда с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спи­ной.

а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов.

а) да в) иногда с) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями

в) не знаю

с) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, определенным животным, местам и т. д.

а) да в) иногда с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да в) трудно сказать с) нет

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет сам за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) часто в) иногда с) редко

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

а) да в) иногда с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да в) иногда с) нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать в) видеть с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александ­ра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:

а) кузеном (двоюродным братом)

в) племянни­ком

с) дядей

Лист ответов

Ф.И.О. _________________________________ Возраст ___________

Группа ________ Дата обследования _______________

  А В С   А В С   А В С   А В С   А В С   А В С   А В С  
                                           
                                                         
                                         
                                                         
                                         
                                                         
                                           
                                                         
                                           
                                                         
                                           
                                                         
                                           
                                                Md        
                                    A        
                                                B        
                                    C        
                                                E        
                                    F        
                                                G        
                                    H        
                                                I        
                                    L        
                                                M        
                                    N        
                                                O        
                                    Q1        
                                                Q2        
                                    Q3        
                                                Q4        
                                             
                                                         
                                             
                                                                       

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Укажите, какие из данных особенностей поведения человека характеризуют его как индивида, а какие как личность.

5. Высокая скорость двигательных реакций;

6. Упрямство;

7. Эмоциональность;

8. Медленное запоминание;

9. Трудолюбие;

10. Подвижность;

11. Повышенная тревожность;

12. Самолюбие;

13. Лживость;

14. Низкая адаптация к темноте;

15. Принципиальность;

16. Хорошая координация движений;

17. Общительность;

18. Добросовестность

Задание 2. У К. Маркса есть такая мысль: "человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относится к самому себе как к человеку.

Основываясь на этом высказывании, уточните источники формирования этой особенности.

Задание 3. В отечественной психологии сложилось следующее представление о взаимоотношении биологического и социального начал в структуре личности: они образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу. В чем состоит указанное единство?

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятия "Личность", "Индивид", "Индивидуальность"

2. От чего зависит формирование личности?

3. Какие вы знаете подструктуры личности?

4. Какую роль играют социальные и биологические факторы в развитии личности?

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр "Академия", 1997 – 496с.

Дубровина И.В. и др. Психология/ Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Изд. центр "Академия", 1999 – 464с.

Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 141.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш.шк., 1984

5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. С. 5-50

ТЕМА 7.2.

Наши рекомендации