Развитие русской социологической мысли
Процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития русского общества. Вплоть до XVIII в. возникающие социальные проблемы пыталась осмыслить с помощью религиозных формул. Светская социальная мысль начинает появляться только в процессе реализации реформ Петра Великого. Период правления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской социологии. Характерными чертами российской социологической мысли являются: публицистичность, гуманистическая ориентация, неофициальность социологических публикаций.
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов — отмена крепостного права, реформы земств и судебная реформа были непоследовательны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Произошло оживление общественной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. В России открыто звучит требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.
Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, «из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений».
Формирование социологии как науки в России происходило сразу в нескольких направлениях. Достаточно полно социологическая концепция русского исторического процесса была изложена представителями различных школ, направлений:
1. юридическая школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов);
2. генетическая социология (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Д.А. Столыпин);
3. политическая социология (П.Н. Милюков, М.Я. Острогорский, П.А. Сорокин);
4. школа субъективистов (Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков) оказала значительное влияние на создание современной социологии интеракционизма;
5. экономическая социология во многом определили (Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве);
6. ювенальная социология (С.Н. Трубецкой);
7. этносоциология (М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, П. А. Кропоткин).
Русские социологи всех школ и направлений стремились создать всеобъемлющую универсальную модель социального познания. Социологическая мысль развивалась как интегральная часть европейской культуры. На ее становление как самостоятельной науки об обществе большое влияние оказали различные концепции западных социологов.
Николай Яковлевич Данилевский(1822 – 1885гг.) - создатель первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Он одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа.
Лев Ильич Мечников(1838 – 1888гг.). В работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии. Мечников выделял три периода в истории цивилизации:
1) речной – со времен возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;
2) средиземноморский – от основания Карфагена;
3) океанический – после открытия Америки.
Мечников считал закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей с помощью добровольной кооперации.
Петр Лаврович Лавров(1823 -1900гг.) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».
Социология представлялась Лаврову наукой нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества. По его убеждению индивид является реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит игнорировать важные социальные явления.
Николай Константинович Михайловский(1842 – 1904гг.) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Отвергая эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера, он исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. Обратив внимание на то, какое влияние оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З. Фрейда.
Питирим Сорокин(1889 – 1986гг.) – самый выдающийся американский ученый русского происхождения. Социология, согласно Сорокину – наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов.
Главная особенность творчества Сорокина – глобализм, попытка осмысления социологических аспектов культуры. Его книги «Социальная и культурная динамика» (1937г.) и «Социальная мобильность» признаны мировой классикой. Сорокин отмечал кризисное состояние современной культуры и проанализировал его основные причины. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Сорокин – создатель теории стратификации, изложенной в сборнике его работ «Человек, цивилизация, общество».
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическаясоциология – изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она подразделяется на:
1) социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;
2) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;
3) социальную генетику.
Социология практическаяизучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Эта дисциплина, считал Сорокин, должна быть прикладной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человеку возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям.
Социология в советской России.С конца 20-х годов двадцатого столетия социологическая наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с тем, что в 1922 г. большая группа ученых была изгнана из России, среди которых был и П. Сорокин. Это отрицательно повлияло на развитие философии и социологии как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной социологией» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В политологическом словаре 1958 г. социология домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей неравенство наций. Подлинной наукой об обществе назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.
Эмпирические данные были сведены к официальной статистике, а социологическая теория - к историческому материализму. Лишь с середины 50-х годов XX в. советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. В первой половине 60-х годов появляются несколько профессионально выполненных эмпирических исследований, ориентированных на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Появились учебные пособия по методологии и методам социологических исследований. Начался новый теоретико-методологический этап в развитии российской социологии. Значительно расширили масштабы социологических исследований в нашей стране Т. Заславская, Б. Грушин, А. Здравомыслов, Ю. Левада, Г. Осипов, В. Ядов. Особое внимание ими уделялось социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи.
Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х – началу 90-х годов XX века. Во многих крупных вузах успешно функционируют социологические факультеты, кафедры, готовящие профессиональные кадры.