Развитие социологической мысли в России.

Основные направления в русской социологии

Главной особенностью развития социальной мысли в России является то, что длительное историческое время оно осуществлялось преимущественно в форме социально-философских, в том числе религиозно-философских концепций и направлений и во многом было лишено тех рационалистических основ, на которых базировалась социальная и политическая мысль европейского Просвещения. Только на рубеже XVIII – XIXвв. в России возникают первые попытки научного осмысления общественной действительности, отражавшие процесс идейно-политического размежевания русской интеллигенции и возникновения в ее среде двух основных течений – реформистского (А.Н.Радищев и декабристы) и консервативного (Н.М.Карамзин, С.С.Уваров). Наиболее ярким свидетельством этого размежевания стала философская и политическая дискуссия "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, И.Ф.Самарин, И.С.Аксаков и др.) и "западников" (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Кавелин и др.), во многом определявшая развитие общественной мысли в России на протяжении всего XIX века. Вместе с тем, невозможность открытого изложения социально-политических взглядов в условиях самодержавного строя определила особые формы этой дискуссии, вылившейся, преимущественно, на страницы литературных журналов и художественных произведений. В последней четверти XIXв. в России формируются также собственно научные школы – экономические, исторические, юридические, психологические и др. – в рамках которых в этот период и происходит быстрый рост социологического знания. В качестве ведущих направлений русской социальной мысли рубежа XIX – XXвв. выделяются:

- географическое направление, наиболее ярко представлено в работах Л.И.Мечникова и А.П.Щапова;

- историческое направление - В.О.Ключевский, П.Н.Милюков;

- юридическое направление - Б.Н.Чичерин, А.Д.Градовский, С.А.Муромцев, Н.М.Коркунов; В.И.Сергеевич;

- культурологическое направление - Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев;

- субъективно-психологическая школа социологии - П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В. де Роберти, С.Н.Южаков;

- анархизм как направление социально-политической мысли - М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин;

- марксистская школа, в рамках которой выделяются два основных течения:

а) ортодоксальный марксизм - А.А.Богданов, Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов-Ленин;

б) «легальный марксизм» - П.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев.

- экономическое направление - С.Ю.Витте. Д.А.Столыпин;

- этносоциология – С.Н.Трубецкой, П.Н.Савицкий;

- неокантианство - Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев, А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, В.М. Хвостов;

- социологический позитивизм - М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин, А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев.

Ниже мы рассмотрим научные взгляды некоторых представителей этих направлений и школ, внесших наиболее значительный вклад в развитие отечественной социологической мысли.

Географический детерминизм

Географический детерминизм – направление социальной мысли, представители которого в качестве приоритетных факторов развития общества рассматривали географические условия - климат, ландшафт, системы рек, плодородие почвы и т. д. Географический подход к объяснению социальных явлений использовали многие мыслители - Аристотель, Ж.Боден, Ш.Монтескье, Г.Т.Бокль, К.Ритер и др. Анализируя историю развития различных стран, они отмечали существенную зависимость социальной организации, культурных традиций населения от тех или иных природных условий. Исследования в данной области во многом помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии общества, объяснить естественные предпосылки становления определенного типа социально-экономического уклада. Принципы географического детерминизма нашли отражение в произведениях многих отечественных мыслителей - Л.И.Мечникова, А.П.Щапова; В.О.Ключевского, Л.Н.Гумилева и др.

Одним из наиболее известных представителей географического детерминизма как направления русской социологической мысли является Лев Ильич МЕЧНИКОВ (1838—1888), брат известного биолога и врача, лауреата Нобелевской премии И.И.Мечникова. В историю социологии Л.Мечников вошел как создатель оригинальной "океанической концепции" развития цивилизации, в которой он попытался обосновать роль водных ресурсов и путей сообщения в истории человечества. Свои взгляды Мечников изложил в книге «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества», которая была опубликована посмертно, в 1889г. и принесла автору мировое признание.

Мечникова интересовали основные проблемы того времени и прежде всего механизмы, критерии и перспективы социального прогресса. При раскрытии причин социального прогресса Мечников исходил из материалистических позиций. Вместе с тем, значительное влияние на него оказали взгляды основоположников социологии – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и прежде всего их учение о социальной солидарности. Не менее важную роль в формировании взглядов Мечникова сыграли идеи биологической эволюции, обоснованные в учении Ч.Дарвина.

Основой общественного прогресса Мечников считал развитие социальной солидарности, которая в его теории выступает мерилом исторической эволюции. Мечников полагал, что общество в своем историческом развитии проходит определенные стадии солидарности, которые он уподобляет процессам интеграции организмов в биологическом мире. По мере общественного прогресса солидарность вытесняет первичную борьбу за существование, господствующую в природе.

Мечников выделяет различные типы солидарности в зависимости от того, основывается она на принуждении или добровольной кооперации людей. Степень свободы людей при кооперации он называет главным показателем социального прогресса. Вместе с тем, он подчеркивает, что исторически солидарность воплощалась в различных формах кооперации, содержание которых, в его теории, определяется природно-географическими условиями существования общества.

Мечников стремился изучить механизмы влияния природы на социальное устройство общества. В своей работе он пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. Именно природные, географические факторы, по его мнению, определяют развитие человечества от примитивных форм организации к современному, экономически развитому обществу, для которого характерно наличие разнообразных форм кооперации.

Социальный прогресс Мечников связывает с освоением водных просторов, которые он рассматривает как важнейший географический фактор. На Земле, считает он, постепенно происходит эволюция культурно-географической среды. Сначала она ограничена небольшими бассейнами нескольких культурно-исторических рек, затем постепенно расширяется и охватывает побережье морей; со временем цивилизация охватывает океанические просторы с тем, чтобы в конечном итоге распространиться на все обитаемые территории земного шара.

В соответствии с этими представлениями Мечников выделяет три последовательных стадии развития цивилизации. Первая из них - речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Месопотамии и других стран. Затем возникла Средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемещаться с континента на континент. С открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой, океанической цивилизации в масштабах всей планеты.

Мечников подробно анализирует роль великих рек в истории человечества. Он пишет, что «исторические реки», такие как Нил, Тигр и Евфрат, могли за короткий срок сделать плодоносными огромные области и прокормить миллионы людей. Вместе с тем, в силу своего нрава они могли уничтожить все созданное человеческим трудом, привести к разорению и голоду. Поэтому жизнь вдоль этих рек требовала от множества людей кооперированного труда. Мечников пишет: "Под страхом неминуемой смерти река-кормилица внушает населению солидарность и стремление объединять свои силы, хотя на самом деле отдельные группы населения не знали и даже ненавидели друг друга. Она принуждает каждого члена общества к исполнению части общественной работы, полезность которой познается впоследствии, а вначале бывает непонятна громадному большинству. Зачастую даже это большинство не в состоянии дать себе отчет о плане исполнения общей работы".

В долинах исторических рек сложились крупнейшие цивилизации древности - Древний Египет, Ассиро-Вавилонское царство, древние Индия и Китай. Другие же реки мира, даже более крупные, так и не смогли стать очагами цивилизации, поскольку условия жизни населявших их берега племен были слишком благоприятными и не требовали совместных усилий людей.

Отдавая приоритет географическим факторам в развитии человечества, Мечников вместе с тем отмечал, что социальные законы не сводимы к законам природы. Он, в частности, писал, что «основать социологию на дарвинском законе борьбы за существование также немыслимо, как разрешить вопрос о солнечных пятнах на основании пифагоровой теоремы». Мечников выступал против "географического фатализма", т. е. абсолютизации роли географических факторов., и отмечал не менее важное значение других факторов общественного развития. Он подчеркивал, что "надлежит помнить, что общая форма земли и моря, и вообще географические особенности влияют в истории человечества различным образом, сообразуясь с состоянием культуры, которого достигла данная нация".

При всей оригинальности и возможной спорности теории Мечникова в ней, в отличие от ряда других социальных и естественнонаучных концепций (социал-дарвинизм, геополитические теории и др.), не находится места для насилия, диктата, социальной или расовой розни. Напротив, она носит гуманистический, общечеловеческий характер, утверждает ценности социальной солидарности и свободного развития человека.

Наши рекомендации