Общество | В широком смысле слова общество - это часть материального мира, обособленного от природы, но тесно связанная с ней, включает в себя все способы взаимодействия людей. |
| С точки зрения конкретно-исторического подхода обществом называют человечество на определённом этапе исторического развития (например, античное общество, древневосточное общество, средневековое общество, общество нового времени, современное общество). |
| С точки зрения типологического подхода, общество классифицируется как аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). |
| С точки зрения системного подхода, общество - это " динамическая система", которая находится в постоянном развитии, но в то же время сохраняет свою сущность. |
| Общество включает в себя все сферы жизнедеятельности людей: экономическую, политическую, социальную, духовную. |
Природа | Материальный мир вселенной, основной объект изучения естественных наук. Слово "природа" часто употребляется в значении "естественная среда обитания"(всё, что не создано человеком) |
| Взаимосвязь природы и человека может быть гармоничной, а может быть конфликтной. |
| Примеры взаимосвязи общества и природы: · человек не только социальное, но и биологическое существо · из природной среды общество черпает ресурсы для своего развития · деградация природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни |
Социальный институт | Исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей, которая способна стабилизировать развитие общества. |
| Социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций, обычаев. |
| Социальный институт обладает некоторыми учреждениями (например, социальный институт "образование" включает в себя детские сады, общеобразовательные школы и высшие учебные заведения). |
| Социальными институтами являются семья, школа, армия, церковь, государство, производство и т.д. |
Эволюция | Это медленное, постепенное качественно-количественное изменение, приводящее с течением времени и при определённых условиях к глубоким качественным сдвигам. |
| Эволюционное развитие общества считается гармоничным, природосообразным. Негативные эффекты в этом случае сведены к минимуму. Например, эволюция гражданского общества. |
| Эволюционный процесс развития общества может прерываться революциями. |
Революция | Это быстрый, скачкообразный процесс изменения жизни общества. |
| Революция может быть социальной (меняет социальную структуру общества). |
| Революция может быть научно-технической (технологический прорыв). |
| Это коренное, глубокое, качественное, скачкообразное изменение состояния развивающегося объекта или переворот в какой-либо отдельной области культуры (науке, искусстве, технике, быту, педагогике и т.п.) |
Революция и эволюция | С философской точки зрения - два естественных, диалектически обоснованных способа развития любых природных, социокультурных, психофических и иных систем. |
Прогресс | Процесс развития общества по восходящей линии: от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. |
| Примером общественного прогресса является переход от первобытности к цивилизации или переход от однопартийной системы к многопартийной. |
| Прогресс противоречив: прогрессу в одной сфере может соответствовать регресс в другой (например, прогресс в технологии может сопровождаться регрессом экологии). |
Прогрессивное общество | Это общество, не только обеспечивающее человеку высокую степень его личной свободы, совместимой с ответственностью, реализацию его творческих способностей, но и создающее условия для гармонизации всех жизненных связей в пределах общей экосистемы. |
Регресс | Контрразвитие; процесс развития общества по нисходящей линии от сложного к простому (элементарному), от совершенного к несовершенному. |
| Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией. |
| Примером регресса можно считать снижение уровня жизни во время войн и стихийных бедствий. |
| Содержание регресса составляют процессы деградации, распада, увеличения энтропии, понижения уровня самоорганизации системы, утраты ею способности к выполнению тех или иных жизненно важных функций. |
Энтропия | Предрасположенность системы, организма к потере внутренней энергии, гибкости связей и потенциала системного существования, упорядоченной жизнедеятельности, к переходу на более низкие ступени развития, к распаду, к социальной, органической и физической смерти. |
Глобализация | Процесс глобальной экономической, социальной, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации государств и народов. |
Глобализация В ней: (Интеграция )- | Сплочение, слияние, системное соединение отдельных частей и образований в единое целое ( как пример - интеграция стран мира с различным уровнем развития экономики в мировой рынок). |
| Глобализация является характерной чертой современного общества, которая стала очевидной со второй половины XX века. |
| Проявлениями (компонентами) глобализации считают: · развитие, внедрение и использование высоких технологий; · формирование и функционирование мировых рынков (товарных, финансовых, технологических, информационных); · деятельность транснациональных монополий(ТНМ) и транснациональных корпораций (ТНК); · развитие и внедрение новейших информационных систем (ИНТЕРНЕТ); · появление международных финансовых организаций: Международный валютный фонд - МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация - ВТО; · современный транспорт делает мир доступным. |
| Последствия глобализации | Позитивные: · возникновение социокультурного единства человечества; · стимулирующее влияние на экономику (снижение издержек за счёт эффекта экономии на масштабах; возможность разрабатывать новые технологии) | Негативные: · утрата национальных особенностей; · навязывание образа жизни; · создание препятствий для развития национального производства; · локальные проблемы становятся глобальными | |
| Глобализация - процесс не только объективный, обусловленный стечением исторических обстоятельств, но и субъективно направляемый теми мировыми элитами, в чьих руках сосредоточены реальная власть и реальные капиталы. |
| В современном обществе всё большую силу проявляет движение антиглобалистов. Движение является экстремистским; наиболее активно проявляет себя во время крупных международных саммитов(встреча, переговоры правительственных делегаций двух или нескольких стран на высшем уровне; встреча и переговоры глав государств). |
Глобальные проблемы | Совокупность жизненно важных проблем человечества, которые встали перед ним со второй половины XX века и от решения которых зависит не только социальный прогресс, но и само существование жизни на Земле. |
| К глобальным проблемам относят: ü экологические, т.е. связанные с отрицательным воздействием человека на природу; ü энегргоресурсные; продовольственные; ü углубления разрыва между уровнем жизни населения развитых и развивающихся стран (север - юг); ü демографические; ü задолженности развивающихся стран; ü предотвращения ядерной войны (войны и мира); ü наркомании, распространения СПИДа, новых заболеваний; ü увеличения преступности; ü международного терроризма; ü проблемы, связанные с "массовизацией" культуры и функционализацией человека; ü государственного эгоцентризма; ü возрастания роли бюрократии; |
| Основные направления разрешения глобальных проблем: ü формирование нового планетарного сознания человека через широкое информирование людей о глобальных проблемах; ü наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете; ü международное сотрудничество всех стран по решению глобальных проблем |
Человек | Это биосоциальное существо |
| Качества, которые человек получает от природы, определяются понятием "наследственность". Качества, которые человек формирует в обществе, определяются понятием "личность". |
| Примеры биосоциальной сущности человека: ü наследственная черта homo sapiens - противостоящий большой палец руки позволяет изготавливать орудия труда и пользоваться ими; ü наследственная черта homo sapiens - большой мозг и сложная нервная система - являются основой абстрактного мышления; ü наследственная черта homo sapiens - сложный механизм голосовых связок позволяет сформировать членораздельную речь; ü наследственная черта homo sapiens - пластичность врождённых инстинктов - является основой способностей к творчеству. Наследственных качеств homo sapiens существенно больше, но именно эти лежат в основе отличий человека от животного. |
| Основные отличия человека от животного: ü человек обладает мышлением и членораздельной речью; ü человек способен к сознательной, целенаправленной, творческой деятельности; ü человек преобразует окружающую среду, творит вторую природу - культуру; ü человек способен изготавливать и использовать орудия труда. |
Индивид | Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств; это каждый представитель рода homo sapiens |
| Образно индивида определяют как "человеческий атом". |
Индивидуальность | Неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей. |
| Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Индивидуальность может стать основой успешности человека в жизни. |
Личность | Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. |
| Личность формируется в обществе; формируется постепенно; процесс этот принято называть социализацией. |
Социализация | Процесс усвоения индивидом норм и ценностей той или иной социальной среды, социума, всей культуры общества, в результате чего происходит формирование личности. |
| В процессе социализации выделяют три фазы: Ø фаза адаптации (приспособления, подражания); Ø фаза индивидуализации (писка собственной уникальности); Ø фаза интеграции (соединение: человек находит своё место в обществе). |
| На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации: Ø семья Ø школа Ø государство Ø СМИ Ø ближайшее окружение (друзья, соседи, одноклассники и др.) |
Истина | Соответствие знаний действительности |
Объективная истина | Такое содержание знаний, которое не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта. |
Абсолютная истина | Это знания, которые не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием познания. |
Относительная истина | Это знание, которое приближённо и ограниченно воспроизводит действительность(носит характер вечно незавершённого, промежуточного результата познания). |
Мировоззрение | Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. |
| Сформированное мировоззрение - это критерий, указывающий на зрелость личности. |
| Выделяют три основных типа мировоззрения: Ø обыденное (характерна опора на собственный опыт); Ø научное (характерен исследовательский подход); Ø религиозное (основой является вера) |
Деятельность | Активность, свойственная именно человеку, обладающая следующими свойствами: она сознательная и целенаправленная, преобразующая окружающий мир, орудийная и конкретно-историческая. |
| Деятельность имеет следующую структуру: мотив, цель, задачи, действия, результат. В структуре деятельности выделяют объект (пассивное начало) и субъект (активное начало). |
| Деятельность человека многообразна: ü в зависимости от объекта деятельность может быть практической (преобразует реальные объекты природы и общества) и духовной(преобразует сознание людей); ü в зависимости от возраста человека ведущей деятельностью может быть игра, учение, общение, труд; ü в зависимости от сферы деятельность может быть политической, экономической, социальной, культурной, духовной; ü в соотношении с социальными нормами деятельность может быть законной и незаконной, моральной и аморальной; ü в зависимости от степени новизны деятельность может быть шаблонной и творческой; ü в зависимости от способа проявления деятельность может быть внутренней и внешней; ü деятельностью является познание. |
Мышление | Процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, умозаключениях. Мышление неразрывно связано с языком. |
| Мышление имеет личностный характер, поскольку личностными качествами человека определяется его интерес к тем или иным проблемам, отбор способов их решения. |
| Типы мышления: Ø образное мышление (его сущность заключается в решении наглядных конкретных задач практическими методами); Ø понятийное или теоретическое мышление (его сущность заключается в решении теоретических задач); Ø знаковое мышление (его сущность заключается в создании искусственных знаковых систем, что обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук) |
Сознание | Высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов |
Познание | Деятельность, в процессе которой человек отображает реальный мир в своём сознании, в результате которого приобретает новые знания |
| Познание имеет два уровня: Ø сенситивное или чувственное познание (осуществляется органами чувств); Ø рациональное познание (осуществляется посредством мышления) |
| Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания выступает интуиция (в этом случае возникает возможность непосредственного достижения истины в результате озарения) |
| Основные виды познания ü научное ü социальное ü художественное |
Сенситивное (чувственное) познание | Познание, осуществляемое органами чувств. Формы сенситивного познания: ощущение, восприятие и представление. |
| Особенности сенситивного познания: ü непосредственность ü наглядность ü предметность ü воспроизведение внешних сторон и свойств объекта познания |
Рациональное познание | Познание, осуществляемое посредством мышления. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. |
| Особенности рационального познания: Ø опора на результаты сенситивного познания Ø абстрактность и обобщённость Ø выделение внутренних закономерностей и свойств объекта познания |
Социальное познание | Процесс изучения общества человеком. Главная его особенность: совпадение объекта и субъекта познания. |
Ощущение | Отражение реальных свойств объекта познания, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. |
| Как правило, ощущение возникает в виде информации от одного органа чувств (например, незнакомый звук вызывает ощущение опасности). |
Восприятие | Это целостный чувственный образ объекта познания, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. |
Представление | Это целостный чувственный образ объекта познания, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. |
| Как правило, представление возникает в виде образа, который может быть перенесён. |
Понятие | Мысль, выделяющая общие и особенные свойства объекта познания |
| Понятиями являются все слова в языке, несущие смысловую нагрузку, поскольку каждому из них можно дать определение. |
Умозаключение | Мысленная связь нескольких суждений для выделения нового суждения |
| Умозаключение может быть: ü индуктивным (от частного к общему) ü дедуктивным (от общего к частному) ü полученным по аналогии (уподобление) |
Практика | Система материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности |
Научное познание | Вид познания, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний |
| Особенности научного познания: ü объективность ü системность ü обоснованность(проверяемость) ü развитие понятийного аппарата(категориальность) ü универсальность |
| Уровни научного познания: ü эмпирический(формами познания являются научные знания, эмпирические законы) ü теоретический( формами познания являются проблемы, гипотезы, теории) |
| Методы научного познания - это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и др. |
Гипотеза | Утверждение, предполагающее доказательство. Гипотеза считается научной, если она потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям. |
| Недоказанная и непроверенная гипотеза называется открытой проблемой |
Теория | Это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений. |
Художественное познание | Представляет собой "мышление образами", воплощённое в различных формах искусства и фольклора. Художественный образ является основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. |
| К средствам художественного познания относятся звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный, сценический образ, благодаря которым постигается внутренний мир человека, закономерности и противоречия его становления как личности. |
Способности | Индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённого вида деятельностью или являющиеся условием успешной деятельности. |
| Качественно высокий уровень развития способностей называется талантом, высший - гениальностью. |