Словарь терминов и понятий по обществознанию

Основные термины и понятия раздела "Философия"

Общество В широком смысле слова общество - это часть материального мира, обособленного от природы, но тесно связанная с ней, включает в себя все способы взаимодействия людей.
  С точки зрения конкретно-исторического подхода обществом называют человечество на определённом этапе исторического развития (например, античное общество, древневосточное общество, средневековое общество, общество нового времени, современное общество).
  С точки зрения типологического подхода, общество классифицируется как аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
  С точки зрения системного подхода, общество - это " динамическая система", которая находится в постоянном развитии, но в то же время сохраняет свою сущность.
  Общество включает в себя все сферы жизнедеятельности людей: экономическую, политическую, социальную, духовную.
Природа Материальный мир вселенной, основной объект изучения естественных наук. Слово "природа" часто употребляется в значении "естественная среда обитания"(всё, что не создано человеком)
  Взаимосвязь природы и человека может быть гармоничной, а может быть конфликтной.
  Примеры взаимосвязи общества и природы: · человек не только социальное, но и биологическое существо · из природной среды общество черпает ресурсы для своего развития · деградация природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни
Социальный институт Исторически сложившаяся форма жизнедеятельности людей, которая способна стабилизировать развитие общества.
  Социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций, обычаев.
  Социальный институт обладает некоторыми учреждениями (например, социальный институт "образование" включает в себя детские сады, общеобразовательные школы и высшие учебные заведения).
  Социальными институтами являются семья, школа, армия, церковь, государство, производство и т.д.
Эволюция Это медленное, постепенное качественно-количественное изменение, приводящее с течением времени и при определённых условиях к глубоким качественным сдвигам.
  Эволюционное развитие общества считается гармоничным, природосообразным. Негативные эффекты в этом случае сведены к минимуму. Например, эволюция гражданского общества.
  Эволюционный процесс развития общества может прерываться революциями.
Революция Это быстрый, скачкообразный процесс изменения жизни общества.
  Революция может быть социальной (меняет социальную структуру общества).
  Революция может быть научно-технической (технологический прорыв).
  Это коренное, глубокое, качественное, скачкообразное изменение состояния развивающегося объекта или переворот в какой-либо отдельной области культуры (науке, искусстве, технике, быту, педагогике и т.п.)
Революция и эволюция С философской точки зрения - два естественных, диалектически обоснованных способа развития любых природных, социокультурных, психофических и иных систем.
Прогресс Процесс развития общества по восходящей линии: от простого к сложному, от несовершенного к совершенному.
  Примером общественного прогресса является переход от первобытности к цивилизации или переход от однопартийной системы к многопартийной.
  Прогресс противоречив: прогрессу в одной сфере может соответствовать регресс в другой (например, прогресс в технологии может сопровождаться регрессом экологии).
Прогрессивное общество Это общество, не только обеспечивающее человеку высокую степень его личной свободы, совместимой с ответственностью, реализацию его творческих способностей, но и создающее условия для гармонизации всех жизненных связей в пределах общей экосистемы.
Регресс Контрразвитие; процесс развития общества по нисходящей линии от сложного к простому (элементарному), от совершенного к несовершенному.
  Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
  Примером регресса можно считать снижение уровня жизни во время войн и стихийных бедствий.
  Содержание регресса составляют процессы деградации, распада, увеличения энтропии, понижения уровня самоорганизации системы, утраты ею способности к выполнению тех или иных жизненно важных функций.
Энтропия Предрасположенность системы, организма к потере внутренней энергии, гибкости связей и потенциала системного существования, упорядоченной жизнедеятельности, к переходу на более низкие ступени развития, к распаду, к социальной, органической и физической смерти.
Глобализация Процесс глобальной экономической, социальной, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации государств и народов.
Глобализация В ней: (Интеграция )- Сплочение, слияние, системное соединение отдельных частей и образований в единое целое ( как пример - интеграция стран мира с различным уровнем развития экономики в мировой рынок).
  Глобализация является характерной чертой современного общества, которая стала очевидной со второй половины XX века.
  Проявлениями (компонентами) глобализации считают: · развитие, внедрение и использование высоких технологий; · формирование и функционирование мировых рынков (товарных, финансовых, технологических, информационных); · деятельность транснациональных монополий(ТНМ) и транснациональных корпораций (ТНК); · развитие и внедрение новейших информационных систем (ИНТЕРНЕТ); · появление международных финансовых организаций: Международный валютный фонд - МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация - ВТО; · современный транспорт делает мир доступным.  
 
Последствия глобализации
Позитивные: · возникновение социокультурного единства человечества; · стимулирующее влияние на экономику (снижение издержек за счёт эффекта экономии на масштабах; возможность разрабатывать новые технологии) Негативные: · утрата национальных особенностей; · навязывание образа жизни; · создание препятствий для развития национального производства; · локальные проблемы становятся глобальными
  Глобализация - процесс не только объективный, обусловленный стечением исторических обстоятельств, но и субъективно направляемый теми мировыми элитами, в чьих руках сосредоточены реальная власть и реальные капиталы.
  В современном обществе всё большую силу проявляет движение антиглобалистов. Движение является экстремистским; наиболее активно проявляет себя во время крупных международных саммитов(встреча, переговоры правительственных делегаций двух или нескольких стран на высшем уровне; встреча и переговоры глав государств).
Глобальные проблемы Совокупность жизненно важных проблем человечества, которые встали перед ним со второй половины XX века и от решения которых зависит не только социальный прогресс, но и само существование жизни на Земле.
  К глобальным проблемам относят: ü экологические, т.е. связанные с отрицательным воздействием человека на природу; ü энегргоресурсные; продовольственные; ü углубления разрыва между уровнем жизни населения развитых и развивающихся стран (север - юг); ü демографические; ü задолженности развивающихся стран; ü предотвращения ядерной войны (войны и мира); ü наркомании, распространения СПИДа, новых заболеваний; ü увеличения преступности; ü международного терроризма; ü проблемы, связанные с "массовизацией" культуры и функционализацией человека; ü государственного эгоцентризма; ü возрастания роли бюрократии;  
  Основные направления разрешения глобальных проблем: ü формирование нового планетарного сознания человека через широкое информирование людей о глобальных проблемах; ü наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете; ü международное сотрудничество всех стран по решению глобальных проблем
Человек Это биосоциальное существо
  Качества, которые человек получает от природы, определяются понятием "наследственность". Качества, которые человек формирует в обществе, определяются понятием "личность".
  Примеры биосоциальной сущности человека: ü наследственная черта homo sapiens - противостоящий большой палец руки позволяет изготавливать орудия труда и пользоваться ими; ü наследственная черта homo sapiens - большой мозг и сложная нервная система - являются основой абстрактного мышления; ü наследственная черта homo sapiens - сложный механизм голосовых связок позволяет сформировать членораздельную речь; ü наследственная черта homo sapiens - пластичность врождённых инстинктов - является основой способностей к творчеству. Наследственных качеств homo sapiens существенно больше, но именно эти лежат в основе отличий человека от животного.
  Основные отличия человека от животного: ü человек обладает мышлением и членораздельной речью; ü человек способен к сознательной, целенаправленной, творческой деятельности; ü человек преобразует окружающую среду, творит вторую природу - культуру; ü человек способен изготавливать и использовать орудия труда.
Индивид Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств; это каждый представитель рода homo sapiens
  Образно индивида определяют как "человеческий атом".
Индивидуальность Неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей.
  Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Индивидуальность может стать основой успешности человека в жизни.
Личность Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
  Личность формируется в обществе; формируется постепенно; процесс этот принято называть социализацией.
Социализация Процесс усвоения индивидом норм и ценностей той или иной социальной среды, социума, всей культуры общества, в результате чего происходит формирование личности.
  В процессе социализации выделяют три фазы: Ø фаза адаптации (приспособления, подражания); Ø фаза индивидуализации (писка собственной уникальности); Ø фаза интеграции (соединение: человек находит своё место в обществе).
  На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации: Ø семья Ø школа Ø государство Ø СМИ Ø ближайшее окружение (друзья, соседи, одноклассники и др.)
Истина Соответствие знаний действительности
Объективная истина Такое содержание знаний, которое не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта.
Абсолютная истина Это знания, которые не могут быть опровергнуты дальнейшим развитием познания.
Относительная истина Это знание, которое приближённо и ограниченно воспроизводит действительность(носит характер вечно незавершённого, промежуточного результата познания).
Мировоззрение Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
  Сформированное мировоззрение - это критерий, указывающий на зрелость личности.
  Выделяют три основных типа мировоззрения: Ø обыденное (характерна опора на собственный опыт); Ø научное (характерен исследовательский подход); Ø религиозное (основой является вера)
Деятельность Активность, свойственная именно человеку, обладающая следующими свойствами: она сознательная и целенаправленная, преобразующая окружающий мир, орудийная и конкретно-историческая.
  Деятельность имеет следующую структуру: мотив, цель, задачи, действия, результат. В структуре деятельности выделяют объект (пассивное начало) и субъект (активное начало).
  Деятельность человека многообразна: ü в зависимости от объекта деятельность может быть практической (преобразует реальные объекты природы и общества) и духовной(преобразует сознание людей); ü в зависимости от возраста человека ведущей деятельностью может быть игра, учение, общение, труд; ü в зависимости от сферы деятельность может быть политической, экономической, социальной, культурной, духовной; ü в соотношении с социальными нормами деятельность может быть законной и незаконной, моральной и аморальной; ü в зависимости от степени новизны деятельность может быть шаблонной и творческой; ü в зависимости от способа проявления деятельность может быть внутренней и внешней; ü деятельностью является познание.
Мышление Процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, умозаключениях. Мышление неразрывно связано с языком.
  Мышление имеет личностный характер, поскольку личностными качествами человека определяется его интерес к тем или иным проблемам, отбор способов их решения.  
  Типы мышления: Ø образное мышление (его сущность заключается в решении наглядных конкретных задач практическими методами); Ø понятийное или теоретическое мышление (его сущность заключается в решении теоретических задач); Ø знаковое мышление (его сущность заключается в создании искусственных знаковых систем, что обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук)
Сознание Высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов
Познание Деятельность, в процессе которой человек отображает реальный мир в своём сознании, в результате которого приобретает новые знания
  Познание имеет два уровня: Ø сенситивное или чувственное познание (осуществляется органами чувств); Ø рациональное познание (осуществляется посредством мышления)
  Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания выступает интуиция (в этом случае возникает возможность непосредственного достижения истины в результате озарения)
  Основные виды познания ü научное ü социальное ü художественное
Сенситивное (чувственное) познание Познание, осуществляемое органами чувств. Формы сенситивного познания: ощущение, восприятие и представление.
  Особенности сенситивного познания: ü непосредственность ü наглядность ü предметность ü воспроизведение внешних сторон и свойств объекта познания
Рациональное познание Познание, осуществляемое посредством мышления. Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.
  Особенности рационального познания: Ø опора на результаты сенситивного познания Ø абстрактность и обобщённость Ø выделение внутренних закономерностей и свойств объекта познания
Социальное познание Процесс изучения общества человеком. Главная его особенность: совпадение объекта и субъекта познания.
Ощущение Отражение реальных свойств объекта познания, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Как правило, ощущение возникает в виде информации от одного органа чувств (например, незнакомый звук вызывает ощущение опасности).
Восприятие Это целостный чувственный образ объекта познания, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.
Представление Это целостный чувственный образ объекта познания, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.
  Как правило, представление возникает в виде образа, который может быть перенесён.
Понятие Мысль, выделяющая общие и особенные свойства объекта познания
  Понятиями являются все слова в языке, несущие смысловую нагрузку, поскольку каждому из них можно дать определение.
Умозаключение Мысленная связь нескольких суждений для выделения нового суждения
  Умозаключение может быть: ü индуктивным (от частного к общему) ü дедуктивным (от общего к частному) ü полученным по аналогии (уподобление)
Практика Система материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности
Научное познание Вид познания, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний
  Особенности научного познания: ü объективность ü системность ü обоснованность(проверяемость) ü развитие понятийного аппарата(категориальность) ü универсальность
  Уровни научного познания: ü эмпирический(формами познания являются научные знания, эмпирические законы) ü теоретический( формами познания являются проблемы, гипотезы, теории)
  Методы научного познания - это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и др.
Гипотеза Утверждение, предполагающее доказательство. Гипотеза считается научной, если она потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям.
  Недоказанная и непроверенная гипотеза называется открытой проблемой
Теория Это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.
Художественное познание Представляет собой "мышление образами", воплощённое в различных формах искусства и фольклора. Художественный образ является основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи.
  К средствам художественного познания относятся звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный, сценический образ, благодаря которым постигается внутренний мир человека, закономерности и противоречия его становления как личности.
Способности Индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённого вида деятельностью или являющиеся условием успешной деятельности.
  Качественно высокий уровень развития способностей называется талантом, высший - гениальностью.

Наши рекомендации