Словарь понятий и терминов

Actasenatus (actadiurnipopuliromani) — одно из названий рим­ской протогазеты.

Album — забеленная стена в античном городе, предназначенная для объявлений.

Siquis («если кто», лат.) — жанр средневековых рукописных объяв­лений, начинающихся этими словами.

Авторская сигнатура — личная подпись, часто сочетающая вербаль­ные и изобразительные знаки.

Агораном— уполномоченный магистратом блюститель порядка на рыночной площади (агоре).

Амулет — предмет, обладающий сверхъестественной силой, охраняю­щий, по убеждению его обладателей, от житейских невзгод.

Альдины— книги, выпущенные итальянским издателем Альдом Ма-нуцием.

Астином— уполномоченный городского древнегреческого магист­рата, отвечающий за порядок в полисе.

Афиша — рекламный жанр, специализирующийся на письменном (позднее — печатном) оповещении широкой аудитории о предстоящих зрелищах или иных общественнозначимых событиях.

Афишные тумбы — специальные сооружения цилиндрической фор­мы, предназначенные для наклейки рекламных текстов.

Блазонирование— процедура изучения герольдами гербов, принад­лежащих участникам предстоящего турнира, с целью всеобщего опове­щения о родовитости и заслуженности каждого из состязающихся.

Вербальная часть вывески — словесный текст.

Вестники — уполномоченные правительством информаторы о важ­нейших государственных новостях.

Витринный жанр — рекламирование товаров посредством их при­влекательной выкладки в витринах магазинов.

Водяной знак (филигрань) — отличительные знаки бумагоделатель­ных цехов, которыми помечались листы бумаги. Видны только на про­свет.

Вторая информационная революция — период формирования пись­менности. Датируется примерно б тысячелетием до н. э.

Вывеска — наглядное стационарное обозначение места расположе­ния социально значимого предприятия: торгового, образовательного, административного, зрелищного.

Выставка— публичная демонстрация изделий промышленности, продуктов сельского хозяйства, произведений искусства и других объек­тов, сосредоточенная на отведенном для этого пространстве и продол­жающаяся определенное время.

Выставка-продажа — относительно локальная распродажа товаров, представленных на выставке.

Выставка-ярмарка — совмещение на одной территории и в одно и то же время выставки и широких торговых операций.

Газетная реклама — словесные тексты и изображения рекламного содержания, публикующиеся на газетных страницах.

Генезис— происхождение, зарождение чего-либо.

Герольд — глашатай в средневековой Западной Европе и распоря­дитель на рыцарских турнирах.

Глашатай — профессионал устного информирования и рекламиро­вания.

Граффити — надписи делового, политического, бытового характера, нанесенные на стенах зданий, сосудах и т. п.

Девиз — краткое изречение, выражающее жизненную позицию его носителя.

Декорация витрин — профессиональная специализация, появивша­яся во второй половине XIX века, одна из предшественниц современ­ного дизайна, отклик на возросшие эстетические требования к оформ­лению витрин.

Демонстративное оформление — украшение яркими, останавлива­ющими внимание атрибутами.

Демонстративная функция знаков — наглядная, оперативная пере­дача информации от коммуникатора к коммуниканту.

Динамичная демонстрация товара — показ товара в процессе его дей­ствия или использования.

Донатор— заказчик произведения искусства, оплачивавший работу.

Еженедельные новости — вид ранних регулярно выходивших печат­ных изданий.

Живописная вывеска — привлечение внимания жителей города к рекламируемым объектам посредством росписи стен.

Жюри — группа сведущих лиц, уполномоченных вынести решение по какому-либо вопросу.

Заклинка — краткое рифмованное высказывание, содержащее похва­лу предлагаемому товару.

Знак— материальный чувственно воспринимаемый объект, высту­пающий в познании и общении людей в качестве представителя дру­гих предметов, свойств, событий.

Ивановская площадь — одна из площадей на территории Москов­ского Кремля.

Изобразительная реклама — ответвление массовой информации, осуществляемое посредством картин, рисунков, набросков, ориентиро­ванных на зрелищное восприятие аудиторией с целью побудить ее к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.

Императивные обороты — высказывания, содержащие приказ, на­стойчивое требование.

Интернациональная выставка — одновременная демонстрация из­делий производства и искусства различных государств.

Информацио ный бюллетень — малогабаритное печатное издание, с нерегулярным сроком н выхода.

Индульгенция — в католической церкви папская грамота об отпу­щении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Каталог— рекламный жанр, сформировавшийся в начале периода книгопечатания и содержащий перечисление видов товара, имеющих­ся в продаже.

Качественный подход к рекламным текстам — данный подход опи­рается на приемы психологического воздействия и экспрессивную на­сыщенность произведения, в отличие от количественного подхода, пред­полагающего расширение описательных элементов в рекламном тексте.

Клеймо — знак, выжженный на коже животного, удостоверяющий его принадлежность определенному хозяину. Впоследствии знак, налагае­мый на товары с целью их регистрации.

Клейнод — цеховая эмблема, нашивавшаяся на одежду.

Коробейничество — распространение по деревням товаров, преиму­щественно галантерейных и мануфактурных, при помощи разносчиков.

Ксилография — процесс печатания гравюр с резных деревянных досок.

Комплексные информационные агентства — конторы или фирмы, которые предоставляют различные виды информационных и реклам­ных услуг.

Конная рекламная процессия — старинный способ рекламирования посредством фургонов, боковые части которых были оклеены крупно­габаритной рекламой, а на центральном помосте нередко располагались объемные муляжи рекламируемых товаров. Фургоны выстраивали два-три в ряд для внушительности и возили по улицам города.

Конклюзия — художественно оформленное приглашение на при­дворные торжества или академические диспуты в XVII—XVIII веках.

«Крики улиц» — устная реклама уличных торговцев и ремесленни­ков.

Культурно-просветительные аспекты выставки — обогащение эру­диции, знаний, кругозора посетителей выставки после ознакомления с ее экспонатами.

Культурологическая концепция рекламы — концепция, рассматри­вающая рекламную деятельность как одно из коммуникативных ответв­лений массовой информации в общечеловеческом разделении труда, как явление, соотносящееся с различными аспектами культуры и чело­веческой жизнедеятельности.

Летучий листок — текст, написанный или напечатанный на отдель­ном листе бумаги, нередко содержащий рекламную информацию.

Литография — тиражирование изображений, вырезанных на камен­ной основе.

Логотип — словесная часть товарного знака.

Лобное место — возвышение на Красной площади в Москве, где со­вершались казни.

Люди-«сэндвичи» — способ рекламирования при помощи двух до­сок с рекламными текстами, одна из которых помещалась на груди че­ловека, а другая на спине. Носителям такой рекламы предписывалось постоянно находиться в движении.

Лубок — яркая разноцветная картинка, печатавшаяся с деревянной гравированной доски.

Малые рекламные жанры — открытки, вкладыши, программки, при­гласительные билеты и т. п.

Маркетинговая концепция рекламы — концепция, рассматривающая рекламную деятельность преимущественно как фактор экономической сферы общества, как необходимый компонент бизнеса и товарооборота.

Массированная рекламная кампания — комплекс мероприятий, предполагающий максимально широкий охват рынка соответствующего товара и частоту во времени распространения рекламных текстов.

Медаль — знак отличия, который выдается людям, добившимся зна­чительных результатов в своем деле. Имеет вид круглой металличе­ской пластинки с различными изображениями.

Межличностные объявления — объявления о событиях в семье, по­иске друга, будущей супруги, попутчика в путешествие.

Настенная живопись — картины, изображенные красками на город­ских стенах.

Оберег— предмет, который, по убеждению его владельца, способен защитить его от разных бедствий.

Обманная или «дутая» реклама (puff-реклама) — мошенническое высказывание относительно товара, зрелища, услуги и т. п., обращен­ное к человеку или группе людей, не имеющее под собой фактического основания.

Объявления типа «wantandtype» — стандартный вариант объяв­лений в западноевропейской и американской прессе, который начинал­ся со слов «I want» — «желательно».

Объявления «noquastion» — тип газетных объявлений, в которых хозяева просили похитителей вернуть утраченные вещи с обязатель­ством «не задавать вопросов».

Открытка — однолистное полиграфическое издание установленного формата, одна сторона которого является рисунком, репродукцией или фотографией, а другая может быть использована для письма или рек­ламного текста.

Офеня— разносчик-продавец лубочных листов и книг.

Патентная лихорадка — ажиотажный спрос на лекарства, качество которых было заверено государственным патентом, во многом вызван­ный интенсивной рекламой

Первая информационная революция — длительный исторический этап, определяемый культурологами как период формирования члено­раздельной устной речи. Датируется примерно 50 тысячелетием до н. э.

Персона — личность, обладающая общественной значимостью.

Печать— небольшой ручной предмет с резным обратным изображе­нием каких-либо знаков для воспроизведения их оттискиванием на соответствующем материале. Применяется для удостоверения принад­лежности вещи или документа определенному владельцу.

Письменная реклама — ответвление массовой информации, осуще­ствляемое посредством рукописания с целью побудить читателей к опе­ративной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.

Плакат— рекламный жанр, представляющий собой крупноформат­ное многокрасочное изображение на актуальную общественно-поли­тическую или коммерческую тему с кратким словесным текстом. Пла­каты тиражируются полиграфическим способом и вывешиваются на улицах или в общественных помещениях.

Предметно-символическая вывеска — обозначение рекламируемо­го места посредством предметов, ассоциирующихся с предлагаемыми услугами.

Предплакатные формы демонстративности — рекламные изображе­ния в виде рисунков, лубков, гравюр.

Прейскурант— справочник цен на товары.

Прибаутка— высказывание, содержащее игру слов, их забавное со­четание.

Проспект— список книг или иных изделий, планируемых к выпуску в ближайшее время.

Прямая реклама (directmail), рассылаемая по почте на основании списков, содержащих адреса и фамилии потребителей, предположитель­но заинтересованных в рекламируемом товаре.

Средневековый плакат (poster) — плакат, преимущественно выве­шивавшийся на почтовых станциях.

Прото — предшествование основному объекту исследования.

Просветительская роль рекламы — обогащение знаний и кругозора участников массовой аудитории посредством информации, содержа­щейся в рекламных текстах.

Профессиональная рекламная деятельность — специализация, воз­никающая в ходе разделения труда, предполагающая распространение массовой информации, побуждающей к оперативному отклику.

Публичные писцы — специалисты, зарабатывавшие составлением прошений и других документов для желающих на площадях средневе­ковых городов.

Развитый полноценный рекламный текст — текст, обладающий ве­дущими факторами необходимого воздействия на массовую аудиторию: информационной содержательностью, эмоциональной насыщенностью, суггестивной составляющей.

Разукрашивание тротуаров — способ рекламирования, при котором изображения рекламируемых товаров и словесные комментарии к ним рисовались красками на тротуарах.

Раус— рекламное представление цирковых артистов, проходившее на балконах ярмарочных балаганов.

Реклама— ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессив­но-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побу­дить их к нужным, с точки зрения рекламодателя, выбору и поступку.

Рубричная реклама — краткое рекламное предложение, занимающее обычно один абзац и публикуемое в подборку с другими подобными предложениями на специальных газетных страницах.

Рекламная акция — комплекс взаимодействующих коммуникатив­ных средств, подчиненных достижению желаемой рекламодателем ре­акции аудитории.

Рекламный вкладыш — небольшой прямоугольный отрезок картона или плотной бумаги с кратким рекламным текстом, который вклады­вается в упакованный товар, чтобы стать напоминанием о достоинствах производителя или продавца.

Рекламная иллюстрация в газете — первоначально гравированные оттиски штриховых рисунков, а с середины XIX века также и отпечат­ки фотоизображений, дававшие наглядное представление о реклами­руемом товаре.

Рекламная кампания — совокупность текстов и мероприятий, под­чиненных цели широко оповестить о новом товаре или выдающемся событии.

Религиозные процессии — торжественные многолюдные шествия, посвященные религиозным праздникам.

Римская протогазета — оповещение граждан Древнего Рима о но­вых событиях посредством текстов, написанных краской на выбелен­ных стенах.

Рыцарский герб — отличительный знак, который выбирали рыцари и передавали по наследству.

Самоидентификация — рациональное или интуитивное отнесение людьми себя к тому или иному сообществу, статусу, социальному ран­гу, вариант самооценки.

Самопрезентация — демонстративное предъявление личностью себя окружающим.

Саморегулирование рекламы — процесс упорядочения деятельно­сти рекламных агентств и иных рекламистов со стороны профессиона­лов, которые входят в эту систему.

Самореклама — демонстративное поведение личности или группы.

Сигнальная функция знаков — воздействие некоторых разновидно­стей знаков, предполагающее мгновенную реакцию коммуниканта.

Синкретизм — совмещенность, сплав различных, впоследствии рас­слоившихся типов деятельности и типов текстов. Состояние, характер­ное для духовных продуктов на ранних стадиях культуры.

Социальная реклама — составление и распространение рекламных текстов, содержащих популяризацию ведущих общественных ценно­стей.

Средневековая гравюра — отпечатки рисунков, вырезанных на де­ревянных или металлических досках и смазанных специальным со­ставом.

Стационарные зазывалы — профессиональное подразделение торгов­цев, находившихся обычно у входа в лавку и завлекавших туда посети­телей.

Стиль «reasonwhy» — творческое направление в североамерикан­ской рекламе, предполагающее обстоятельное изложение доводов («ре­зонов») в пользу рекламируемых товаров.

Суггестивный аспект коммуникации — влияние текста на подсозна­ние коммуниканта, достигающее эффекта внушения.

Сфрагистика — наука о печатях.

Театральные зазывалы — глашатаи, сопровождавшие бродячие труп­пы артистов и призывавшие жителей посетить зрелища.

Тевтонский стиль — творческое направление в немецком искусстве, опирающееся на сюжеты и образы национальной старины.

Титульный лист — первая выходная страница книги, на которой по­мещены заглавие, фамилия автора, год и место издания.

Товарный знак (фабричная марка) — условное обозначение, запе­чатленное словом, изображением, звуком или предметом, подлежащее правовой защите и служащее для различения производителей товаров и услуг, а также коммерческих распространителей.

Торговая реклама — ответвление массовой информации, призван­ное стимулировать максимально оперативный сбыт товаров.

Тотем— предмет, растение или одушевленное существо, восприни­мавшиеся первобытными людьми в качестве божества и племенного родоначальника.

Третья информационная революция — ситуация, связанная с изоб­ретением печатного станка и началом массового тиражирования печат­ной информации.

Урбанизм — исторический этап в развитии человечества, характери­зующийся формированием многонаселенных городских поселений.

Упаковка— способ предохранения и расфасовки товара, исполняю­щий в случае необходимости также и рекламную функцию.

Устная реклама — ответвление массовой информации; осуществля­ется посредством живого человеческого голоса с целью побудить аудито­рию к оперативной, нужной, с точки зрения рекламодателя, реакции.

Фотореклама — рекламные изображения ситуаций, людей и товаров, исполненные фототехническими средствами.

Художественный плакат — плакат, исполненный профессиональным художником по критериям высокого искусства.

Цветной буклет — вид печатной рекламы, представляющий собой сфальцованный в один или несколько раз лист бумаги с цветными ил­люстрациями.

Чрезмерная визуальность — нарушение соответствия между изоб­разительной и словесной частями рекламы в пользу изображения.

Шрифтовая вывеска — стационарное обозначение места расположе­ния социально значимого предприятия посредством слов, начертанных разнообразными шрифтами, иногда специально изобретаемых для этой цели.

Штамп— инструмент, посредством которого создается оттиск необ­ходимого текста на соответствующем материале.

Экслибрис — декоративный знак, обычно художественно выполнен­ный, который прикрепляют к своим книгам библиофилы, чтобы удос­товерить этим свою собственность.

Эмблема — символическое изображение, являвшееся отличительным знаком купеческих объединений, ремесленных цехов, отдельных лиц.

Эмблематика— мастерство составления и трактовки эмблем.

Эмблематика цеховая — набор отличительных знаков, присвоенных различными торговыми и ремесленными объединениями.

Экспансия рекламы — процесс, начавшийся в промышленно-разви-тых странах во второй половине XIX века: интенсивное вытеснение рекламой иных информационных материалов в средствах массовой информации.

Экспрессивный аспект коммуникации — эмоционально насыщенное высказывание.

Этикетка— ярлык на чем-либо с фабричным или торговым клеймом, содержащий краткую информацию о существе данного объекта.

Ярмарочный фольклор — устное народное творчество на темы куп­ли-продажи.

Библиография

Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988.

Богачева Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из ис­тории развития. — Министерство торговли СССР, Международный совет по рекламе. — М., 1969.

Веригин А. Русская реклама. СПб.: Изд-во газеты «Русский труд», 1898.

Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. — М.: Прогресс, 1986.

Голан А. Миф и символ. — М.: РУССИЛИТ, 1993.

Иванов Е. Меткое московское слово. М.: Московский рабочий, 1989.

Красноречие русского торжка // Из истории русской фольклори­стики. — Ленинградский государственный университет, 1978.

Лакиер А. Б. Русская геральдика. М.: Книга, 1990.

Макашина Л. П. Русская реклама: отечественная практика (1703-1918) — Уральский государственный университет. — Екатеринбург, 1995.

Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX веков. — М.: Со­ветский художник, 1976.

Народная картинка XVII-XIX веков. Материалы и исследования. — СПб.: Дмитрий Булганин, 1996.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселе­ния и зрелища. Конец XVIII — нач. XX века. — Л.: Искусство, 1988.

Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Л.: Изд-во Акаде­мии художеств, 1926.

Очерки по истории и технике гравюры. — Гос. музей изобразитель­ных искусств. — М., 1941.

Павлинская А. П. Товарный знак. — Л.: Художник РСФСР, 1974.

Плиский Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. — Изд. Щепанский. — СПб., 1894.

Повелихина А. В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и ху­дожники авангарда. — Л.: Аврора, 1992.

Сергеенко М. Е. Помпеи. — АН СССР. — М.-Л., 1949.

Торговая реклама и упаковка в России XIX-XX вв. — Гос. истори­ческий музей. — М., 1993.

Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Из истории западноевропейс­кого, русского и советского искусства. — М.: Советский художник, 1987.

Увлекательный мир московской рекламы XIX — начала XX века. — Музей истории г. Москвы. — М., 1996.

Ученова В. В. Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М.: Смысл, 1994.

Ученова В. В. Старуш М. И. «Философский камешек» рекламного творчества. — М.: Максима, 1996.

Хайн. Т. Все об упаковке. — СПб.: Азбука, 1997.

Чередниченко С. И. История и теория рекламы. — Московский экстерный гуманитарный университет. — М., 1992.

Bamicoat J. A consise History of Posters (1870-1970). — London, 1972.

Boorstin D. Advertising and American civilisation // Advertising and Society — N. Y., 1974.

Buchli H. 6000 Jahre Werbung. B. 1-4. — Berlin, 1962-1967.

Cronau R. Das Buch der Reklame. — Leipzig, 1887.

Goodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 Years. — N.Y., 1990.

Elliott В. A History of English Advertising. — London, 1962.

Henry J. Advertising as a philosopnhical system // Up the Mainstream. A Critique of ideologie in American Polities and everyday life. — N. Y., 1974.

Paneth E. Entwiclung der Reklame vom Altertum bis zum Gegenwart. — Miinchen und Berlin, 1926.

Presbrey F. The History and Development of Advertising. — N. Y., 1968.

Sampson H. A History of Advertising from the earliest Times. — London, 1874.

Наши рекомендации