Технология использования социологических методов
В журналистике
В журналистской практике всегда использовались социологические методы, поскольку они позволяют получить количественную информацию и анализировать ее.
Первый вариант использования социологии в журналистике – использование итогов социологического опроса. В информации, касающейся опроса, должен быть указан автор - социологическое агентство, проводившее исследование, репрезентативная выборка - сколько человек и каких категорий опрошено и обязательно сформулированы вопросы, без этого информация потеряет корректность. Например, социологическое агентство может задавать два вопроса: «Считаете ли вы возможным избрание В.В. Путина Президентом на третий срок?» или «Считаете ли вы В.В. Путина отцом нации, способным руководить страной еще четыре года?». В первом случае речь идет скорее о действиях избирателя, пойдет ли он в очередной раз голосовать за В.В. Путина, во втором – скорее об имидже президента: соответствует ли его имидж на сегодняшний день определению «отец нации». Для социологов в формулировке вопроса подмечено это тонкое различие. Для журналиста, использующего итоги этого социологического опроса, может быть важно только – доверяют ли граждане России В.В. Путину настолько, чтобы избрать его Президентом на следующий срок. И этот вопрос они могут интерпретировать так: «Доверяют В.В. Путину как человеку, способному руководить страной еще четыре года – 80 % граждан». В итоге это ведет к искажению информации, а значит – непрофессионально.
Другой случай использования социологических методов – когда журналист проводит опросы по собственной инициативе. Если это происходит на уровне мнений – беседы с несколькими людьми на одну тему – это разновидность жанра «интервью». Другое дело, если журналист намеревается сделать статистические, социологические выводы из своего опроса, тогда он должен использовать в своей работе определенные социологические подходы. Так, он должен опросить достаточно большое число людей (не ограничиваясь сбором мнений двух, трех или даже десяти человек), использовать принцип репрезентативности. В социологии выработаны определенные принципы отбора респондентов: «1. Простой случайный отбор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений представителей разных социальных групп, отражающий разброс в генеральной совокупности. Более точную выборку дает формирование равных по численности квот. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны параметры отбора, которые с высокой степенью вероятности обеспечивают соблюдение значимых для исследования характеристик. 2. Метод «снежного кома». Метод представляет собой модификацию социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, подходящих по тем или иным признакам для включения в выборку. 3. Двухступенчатая выборка. Суть его в том, что из первоначально сформированной обширной выборки респондентов по определенным критериям отбирается подвыборка, которая и является основным объектом исследования»[45].
Кроме того, вопросы в журналистском социологическом исследовании должны быть составлены корректно. Социологи, иллюстрируя некорректность постановки вопросов, часто приводят в пример «эффект картошки». В одном из опросов как варианты ответа на вопрос: «Какой овощ вы едите?» – было перечислено все, кроме картошки. В результате оказалось, что картошку в России никто не ест.
Есть социологические особенности и в технике проведения беседы. Так под формализованным интервью в социологии понимают стандартизированное и структурированное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации.
В неформализованном интервью вопросы не закреплены жестко, а лишь намечены тематически и определяются тeмой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т. д. Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов.
Различают также фокусированные интервью, которые большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования и разворачивается работа с фокус-группой по установленной программе. К достоинствам фокус-групп относится то, что благодаря особой организации групповой беседы, когда ее участники могут не только свободно высказывать мнения по поводу предложенной им темы, но и определенным образом воздействовать друг на друга, журналист получает ценную информацию обо всех поведенческих и эмоциональных реакциях респондентов.
Достаточно часто журналисты используют в своей практике экспертный опрос, потому что с помощью экспертов можно выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Особое значение в данном случае приобретет подбор экспертов. Экспертом считают лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности. Для оптимизации работы экспертов журналисты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть применены такие общенаучные процедуры, как систематизация, типологизация, классификация, группировка, оценивание, измерение, предпочтение и др.
К социологическим методам относится также уже упоминавшийся метод контент – анализа. Контент-анализ – анализ содержания текстового документа или множества документов путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков.
Этот метод требует четкого выделения единиц счета (принцип формализации), без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными, а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
Работа с документами
Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в обществе, зафиксированные сведения самого разного характера: от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Журналист может встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем.
Существует многообразная классификация документов:
1) по форме изложения
– статистические;
– вербальные;
2) по общей значимости
– официальные;
– неофициальные;
3) по способу фиксации информации
– письменные документы;
– иконографические (картины, кино- и фотодокументы);
– фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, CD-диски и др.).
Работа с документами включает в себя поиски документа, его освоение и проверку. Чтобы найти документ журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, представление о структуре органов власти, в которых готовятся официальные документы, о том в каком отделе официальных структур можно получить тот или иной документ.
Освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. При этом надо иметь в виду, что документ содержит в себе не только специально внесенные в него сведения, но и такие, которые составитель не намеревался в него закладывать, например, сообщение об условиях его создания, о личностных особенностях составителя.
Проверка документа предполагает установление его подлинности, т.е. что он действительно создан тем автором и при тех обстоятельствах, которые названы или предполагаются в тексте; достоверности, т.е. что сведения, изложенные в нем соответствуют действительным событиям; и надежности, т.е. достаточно ли сведений, содержащихся в этом документе для серьезных выводов.
При первом знакомстве с документом, определяя его подлинность, журналист выясняет:
· подготовлен ли документ компетентным и уполномоченным для этой цели лицом;
· не искажены ли фамилии должностных лиц;
· соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);
· подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.
Желательно также установить дату появления документа и его номер.
Важно, знакомясь с текстом, отделять события от его оценок. Используя отдельные фрагменты текста в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует.
Делая извлечения из документа, журналист:
– фиксирует точное название документа, его дату, автора и место издания;
– заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
– помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
– по завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.
Личными документами можно распоряжаться только с разрешения их владельца.
Во всех случаях журналисту может потребоваться помощь специалистов, способных выступить в качестве экспертов в изучении документов.