Теории происхождения государства и права. Основные причины и общие закономерности.
Вопросы к экзамену по ТГП
1.ТГП как наука: предмет, методы, функции. Значение ТГП в системе высшего юр образования.
ТГП – юрид. наука - сис- ма всесторонних знаний о гос-ве и праве, отраж-х закономерности их возникновения, функционирования и развития
Для ТГП в качестве объекта выступают гос-во и право, которые в то же время исследуются и др. науками (как юрид., так и неюрид. - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).
Предметом науки ТГПвыступают общ.вопросы происхождения, становления, развития и функционирования гос-ва и права.
Стр-ру ТГП как науки составляют:- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общ. вопросах происхождения, становления, развития и функционирования гос-ва и права.
Функции ТГП представляют собой осн.направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.
Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.
С помощью онтологической ф-ции (онтология - учение о бытии) ТГП познает суть гос.-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть гос-во и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.
Гносеологическая ф-ция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающ.научному познанию гос-ва и права.
С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии гос.-правовых институтов, в частности в условиях соврем. рыночных реформ.
Прогностическая ф-ция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в гос.-правовой действительности, в определении тенденций развития гос.-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет и методологическую функцию, т.е. создает си-му понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юрид.науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.
Оценочно-нормативная (или методологическая)ф-ция науки состоит в том, что наука формулирует правила, рекомендации, советы для целесообразной деят-ти человека в той или иной ее сфере. Юр. наука в целом формулирует такие нормативные(методологические) положения, как принципы (правила) научного исследования гос.о-правовой действительности, различ. рода правила практической, целесообразной деят-ти в обл. правотворчества, правоприменения, реализации права в широком смысле этого слова.
Осуществляя идеологическую функцию, ТГП приводит в си-му идеи и взгляды о гос-ве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании гос.-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальн.проблем гос.-правового строительства, в обеспечении научности гос-го управления и правового регулирования.
Все названные ф-ции ТГП взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.
ТГП выполняет указанные ф-ции применительно к предмету исследования, опираясь в т.ч на данные других юрид.х и неюрид. наук.
Метод ТГП - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощ. кот. изучаются и постигаются общ. закономерности происхождения, становления, развития и функционирования го-ва и права.
Методы исследования, используемые наукой, в т.ч. и юрид-й, подразделяются на всеобщие, общенаучные, применяемые большинством наук, и частнонаучные, свойственные группе наук,частноправовые.
Всеобщие методы- это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универс. принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связан. друг с другом и с иными обществ. явлениями) и диалектику (материалист-ю и идеалист-ю; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).
Общенаучные методы - это приемы, кот. не охватывают все научн.познание, а примен-ся лишь на отд-х его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента, диалектический метод, метод формальной логики и др.
Анализ означает условное разделение сложного гос.-правового явления на отд-е части. Так, многие категории ТГП формируются путем раскрытия их существ. признаков, свойств, качеств.
Формально-логический метод используется при систематизации нормативно-правовых актов, классиф-ии юр.норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деят-ти органов гос-ва и т. п. Он позвол. придать четкую формальную определ-ть качественно различным правов. явлениям, определить их место и роль в го-но-правовой надстройке.
Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основн. чертами:
Признанием в качестве определяющего фактора общ.жизни материальных, производст-х
отношений. Рассмотрением всех объект-х явлений как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутр. противоречиям.
К частнонаучным методам, используемым юрид. науками, в том числе ТГП, относятся системно-структурный метод,метод сравнит-го правоведения, конкретно- социологический, метод интерпретации, логико-языковый, статистический, кибернетический,математический
Системно-структурный метод. Использ-е метода обусловлено тем, что гос-правовые явления характ-ся двусторон.структурной орг-цией. С одн.стороны, каждое из них имеет внутр. структуру, внутр.строение (целостность изучаем.объекта, его элементы, определ. порядок орг-ции, связи между ними), с др.- каждое из них выступает как элемент суперструктуры (гос-во — элемент политич. сист-мы общества; право- элемент правовой си-мы, си-мы нормативн.регулирования; отрасль права- элемент системы права; гос. орган-"элемент мех-ма государства).
В ходе системно-структурного анализа вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы полит. си-мы общества; отрасли, институты при анализе си-мы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структ. анализе; структ. подразделения гос.органа), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характ-ка. Но одного лишь обособления элементов структуры недостаточно. При системно-структурном анализе важно выявить связи между ее элементами, кот. придают структурно-организованному объекту качество единства, целостности.
Конкретно-социологический метод исследования. С его помощью можно выявить степень эффек-ти функционирования всех ветвей гос. власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социолог. исследования содействуют разработке ключевых вопросов ТГП, для изучения кот. они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.В рамках конкретно-социолог. метода использу-ся такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
Конкретно-социологический (позв. с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактич. поведении субъектов в го-но-правовой сфере);
Логико- языковый метод исследования.В качестве средств воздействия на поведение людей, а следовательно, и на их отношения выступают различн. рода идеальные объекты, облеченные в языковую, в подавляющем большинстве документальную форму. Отсюда следует, что сама природа правов.регулирования неизбежно требует знания логики и языка. Эти знания необходимы для анализа текстов законов и иных юрид.документов. На знаниях о языке основаны многие правила толкования и правила юрид. техники. Во многих языковых феноменах правового регулирования (нормах, индивид-х решениях, принципах, оценках и т. п.) проявляется прагматическая ф-ция языка, закл. в том,чтобы вызвать у адресатов, к кот.они обращены, определен. реакции, склонить их к определ. поведению.Для наук, имеющ.дело со знаковыми, языковыми си-ми (а таковой в определ.смысле является и юрид.наука), важно различие 2х уровней языка: языка и метаязыка. В качестве объектного языка (языка 1ступени) здесь выступает язык права, а в качестве метаязыка (языка второй ступени)- язык юрид.науки, практики и обыденный язык. В научных исследованиях, в решении практически-юрид-х вопросов, в обыденных рассуждениях о праве находит отражение язык права. Терминология метаязыка во многом зависима от терминологии языка права.
Статистический (позвол.получить количеств.показатели того или иного гос.-правового явления);
Кибернетический (позволяет с помощью си-мы понятий, законов и технич.средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характер-ми В настоящ. время математ-е методы применяются не только в криминалистике или судебн.экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действит-ти и т.п.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:формально-юриди-й и сравнительно-правовой.
Формально-юридический (позв.определить юрид. понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.). Рассматриваемый метод сост. в исследовании использ-х в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридичэ приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.
Сравнительно-правовой метод позв-т сопоставить различн.правовые си-мы либо их отдельные элементы - законы, юрид.практику и т.д. - в целях выявления их общ. и особ. свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.
К специальным относится метод гос-го и правового моделирования. Суть его заключ. в том, что между различн. го-ми и правовыми явлениями имеется определ. сходство, а потому, зная св-ва и признаки одного из них (модели), можно с достаточной ст. точности судить о других
Значение ТГП в системе высшего юр образования:ТГП - одна из немногих юрид.научных дисциплин, кот.непосредственно связана с формированием профес-го правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивид.правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юрид.мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.
ТГП дает обучаемым первичные представления об основ-х понятиях юриспруденции, без кот.невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.
Качественное знание исходных понятий ТГП позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным гос.-правовым явлениям обществ. жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.
Теории происхождения государства и права. Основные причины и общие закономерности.
Существует множ-во теорий происх-я гос-ва и права. Множеств-ть этих теорий объясняется различными историч.и социальными условиями, в кот-х жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, кот. они занимали. К наиболее известным относят следующие теории:
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящ.время эта концепция представляет офиц. доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, гос-во является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных орг-ций, а народ должен бесприкословно повиноваться всем велениям гос-ной воли, как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, гос-во - наилучшая форма человеч.общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естест-е продолжение власти отца (патриарха), кот.заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что гос-тво произошло от права собств-ка на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматич.распростр-ся и на проживающ.на ней людей. Подобн.образом обосновывается феод-й сюзеренитет.
4. Договорная (Спиноза, Т.Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, го-во возникло в рез-те общественного договора о правилах совместн.проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни го-а, ни права. В догосударственном состоянии в условиях "золотого века" (Ж..-Ж. Руссо) или "войны всех против всех" (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естеств-ми правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального "порока" люди объединились и заключили м/ду собой договор о том, что часть своих прав, присущ.им от рождения, они передают гос-ву как органу, представляющ. их общ. интересы. а гос-во в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Стороники этой теории утверждают, что го-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, "мы можем признать главн., основные части, действительные краеугольные камни го-ва, - в племенах, кот.мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается го-во. Они и только они предшествуют го-ву". Теория преподавала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одн.народов другими. По мнению представителей данной теории, го-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом орг-ции и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны др.сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщ.гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л,И. Петражицкий). Возникновение го-ва объясняется св-ами человеч.психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями кот.можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на историч.примеры зависимости человеч. сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и др. лидеров.
7. Марксистская (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, гос-о есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы м/ду ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и го-во.
Сущ.и иные, менее известные теории происхождения го-ва. Не все они могут претендовать на абс. достоверность. Каждая из них является лишь опред.й ступенькой к познанию истины.
8.Ирригационная (гидравлическая) (немецкий ученый Э. Виттфогель). Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско- бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.
На основе вышеизложенных теорий можно определить основные причины возникновения государства:
Божественная сила (Теологическая теория) Сила разума, сознания (Договорная теория).
Факторы психики (Психологическая теория) Биологические факторы (Органическая теория).
Социально-экономические факторы (Марксистская теория) Военно-политические факторы (Теория насилия).
Данные теории послужили фундаментом для становления современной теории государства и права, основанной на объективных законах развития общества, на основных закономерностях возникновения, развития, видоизменения и совершенствования государства и права.
При рассмотрении проблем происхождения государства и права не следует смешивать два весьма сходных между собой, но в то же время не идентичных вопроса, а именно - вопрос о закономерностях образования государства и права с вопросом о причинах их возникновения. Закономерность, отражая внутренние, глубинные связи государства и права с окружающей их материальной, социальной и иной средой, обусловливающей процесс их зарождения, становления и дальнейшего развития, свидетельствует об объективной данности исторической предопределенности рассматриваемого процесса в любом зарождающемся и развивающемся обществе. В то же время причинность (причины) возникновения государства и права указывает на те конкретные материальные, социальные и иные объективные факторы-условия, которые непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс.
Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века- каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина- идейные позиции автора.