Вопрос 5: Земское страхование виноградников

Мероприятия по виноградарству практико­вались земствами Таврической, Херсонской, Бессарабской, Подольской, Киевской, Екатеринославской, Харьковской, Самарской, Са­ратовской и ряда других губерний.

Главная задача земств заключалась в содей­ствии восстановлению погибших и погибаю­щих от филлоксеры виноградников культура­ми на американских филлоксероустойчивых подвоях. В целях снабжения населения поса­дочным материалом земства либо выписыва­ли его из-за границы (так, например, земства Бессарабской губернии в течение только од­ного 1913 г. распространили около 2 млн. виноградных саженцев из Франции), либо устраивали собственные питомники амери­канских лоз (так, например, Аккерманское земство содержало 3 питомника с ежегодным отпуском свыше 200 тыс. привитых саженцев; Бендерское и Оргеевское – по одному; Хер­сонское губернское – 3, отпуск 1913 г. - 679 тыч. саженцев).

Для ознакомления населения с основными техническими приемами культуры привитого винограда земства устраивали чтения-беседы и курсы, закладывали показательные виног­радники, производили различные показатель­ные работы в местных виноградниках. Органи­зация показательных виноградников приняла довольно значительные размеры. Так, напри­мер, в Ананьевском уезде в 1913 г. насчитыва­лось 40 земских показательных виноградни­ков, в Бендерском - 90, в Бежецком - 68, в Кишиневском - 62, в Сорокском - 45. Среди земских курсов преобладали практические курсы прививки виноградной лозы, устраива­емые с целью насаждения кустарного произ­водства привитых саженцев. В большом коли­честве такие курсы устраивались в уездах Аккерманском (например, в 1912 г. - 14 кур­сов, в 1913 - 9), Бендерском (7 и 16) и Кишиневском (19 и 30). Борьба с вредителями виноградников велась путем показательных опрыскиваний, организации прокатных пунк­тов с пульверизаторами и продажи ядов и опрыскивателей.

Из мероприятий опытного характера следу­ет отметить организацию опытно-показатель­ных виноградников, отдельных опытов на вызревание американской лозы подвоя, больших опытных виноградников, лабораторий по ви­ноградарству и виноделию. Рядом земств предпринимались также меры к развитию виноделия, заключающиеся в устройстве кур­сов виноделия, в снабжении виноделов чис­той культурой дрожжей, изготовляемой в спе­циальных лабораториях, и т.д.

В виде опыта обязательное взаимное зем­ское страхование виноградников от филлок­серы было введено с 1891 года во всех уездах Бессарабской губернии, за исключением Измаильского.

Страховой капитал образовывался из взно­сов, поступающих в определенном размере и в назначенные губернским земским собрани­ем для страхования (как по нормальной, так и по специальной оценкам) сроки. Капитал этот мог быть использован только на потребности страхования.

Обязательному страхованиюподлежали, начиная с известного возраста, все виноград­ники (как в уездах, так и в городах), заключа­ющие в себе не менее определенного числа виноградных кустов, кому бы они ни принад­лежали. Участки, бывшие под виноградника­ми, освобождались от страхового сбора пос­ле удостоверения местной земской управы о полном уничтожении на таких участках виног­радных кустов.

Низший предельный возраст и наименьшее число виноградных кустов, дающее право на изъятие виноградников от обязательного стра­хования, определялось губернским земским собранием. Виноградники, не подлежащие обязатель­ному земскому страхованию, поступали в зем­ское страхование по желанию владельцев и с согласия страхового управления. Не застра­хованные в земском страховании виноградни­ки разрешалось страховать в других страхо­вых учреждениях и в частных страховых обще­ствах.

Владельцы виноградников, подлежащих обязательному страхованию, могли страхо­вать свои виноградники или по нормальной оценке, или же по специальной. В соответствии с этим определялся размер страховых сумм и сбора.

При застраховании по нормальной оценке страховые суммы назначались губернским земским собранием на определенные сроки, с учетом заключений уездных земств. За еди­ницу оценки принимался погон (400 кустов).

Виноградники, стоимость которых не дос­тигала размера страховых сумм (определяе­мых губернским земским собранием по нор­мальной оценке), принимались на страх не иначе, как по действительной их стоимости, определяемой специальной оценкой. Таким же образом, по специальной оценке, исчисля­лась страховая сумма для виноградников, поступающих в добровольное земское стра­хование.

При застраховании по специальной оценке высшие пределы для страховых сумм за погон устанавливались также губернским земским собранием.

С поступлением застрахованных виноград­ников к другому владельцу все права и обяза­тельства по страхованию переходили к нему.

Страховой сбор с виноградников устанав­ливался губернским земским собранием на покрытие расходов, указанных в Положении о взаимном земском страховании виноградни­ков, в процентном отношении к оценке. Раз­меры страховых сумм могли быть изменяемы не раньше, как по истечении года от срока последнего страхового платежа с предуве­домлением о том страхователей заблаговре­менно. Раз внесенный в установленном разме­ре страховой платеж не возвращался.

Страховые платежи назначались:

1) на вознаграждение владельцев застрахо­ванных виноградников и других лиц, пострадавших по случаю применения обяза­тельных мер борьбы с филлоксерою;

2) на расходы по лечению от филлоксеры виноградников;

3) на устройство питомников американских и лучших европейских виноградных лоз;

4) на ознакомление населения со способами борьбы с вредителями виноградников;

5) на другие мероприятия, направленные к улучшению виноградарства, и

6) на издержки по управлению страхованием.

Суммы, остающиеся за покрытием этих рас­ходов, обращались в страховой запасный ка­питал. Свойство и размер издержек на управ­ление страхованием, а также размер издер­жек по лечению от филлоксеры виноградных кустов и по другим (помимо вознаграждения) перечисленным выше потребностям, опреде­лялись порядком, для земских расходов установленным. Назначаемые на лечение виног­радных кустов суммы вносились в казначейство и поступали в ведение местного прави­тельственного филлоксерного учреждения.

Вознаграждение выдавалось на руки вла­дельцу в размере застрахованной суммы за каждый уничтоженный куст. За срезанный, но не уничтоженный куст вознаграждение выда­валось в уменьшенном размере, установляемом земством не менее как на годовой срок (при определении размеров страховых сумм). За порчу же, при истреблении филлоксеры, находящихся в винограднике плодовых дере­вьев и кустарников выдавалось особое воз­награждение – в размере, определяемом также губернским земством.

Убытки, причиненные при истреблении фил­локсеры владельцам соседних участков зем­ли, хотя бы и не находящихся под виноград­ными садами, подлежали также возмещению из страхового капитала на основаниях, уста­навливаемых губернским земским собрани­ем.

Следующая в вознаграждение сумма (за исключением ряда случаев, предусмотренных Положением) выдавалась без всяких вычетов, причем ее нельзя было без согласия владель­ца обращать на пополнение казенных или частных взысканий.

Страховое вознаграждение не выдавалось в следующих случаях:

1) если не было заявлено губернской земской управе или местному исполнительному органу о высыхающих кустах винограда и если при этом оказалось, что кусты высох­ли от филлоксеры;

2) если не были исполняемы все правила и распоряжения, установленные соответствующими учреждениями для предупрежде­ния распространения филлоксеры, и если будет доказано, что зараза занесена по вине садовладельца;

3) если виноградник вовсе не обрабатывался в течение двух лет.

Если садовладелец утаил от страхования целый виноградник или часть его, то с него взыскивался двойной страховой сбор за все то время, в течение которого виноградник оставался свободным от обложения.

Страховой запасный капитал, образуемый из остатков страховых платежей, назначался для покрытия издержек в случае недостаточ­ности текущих платежей. Но если и этого капитала не хватало на покрытие издержек по страхованию, то губернская земская управа с разрешения земского собрания производила краткосрочное позаимствование из свобод­ных специальных капиталов земства без ущер­ба для их прямого назначения, при условии возмещения этого позаимствования по воз­можности из первых же поступлений страхо­вого сбора.

Взнос и взыскание страховых платежей про­изводились порядком, установленным для взноса и взыскания податей и повинностей, один раз в год, в срок, определенный губер­нским земским собранием.

Въездных и губернской земских управах велись особые от других земских сборов счета суммам, поступившим от сборов с виноградовладельцев. Казначейства доставляя губернской земской управе ежемесячно краткую ведомость о поступивших и выданных суммах взаимного страхования виноградни­ков от филлоксеры.

Казначейства в первой половине января каждого года доставляли губернской управе ведомость о приходе, расходе и остатке сумм взаимного страхования виноградников от филлоксеры с разделением поступления пла­тежей по нормальной оценке от поступления по специальной оценке.

Для выдачи страхового вознаграждения, а также и пособия на лечение виноградных кустов от филлоксеры составлялся акт осо­бой оценочной комиссией.

Оценочная комиссия собиралась сразу (и не позже как через два дня) по получении уездной земской управой извещения от ме­стного эксперта об открытии филлоксеры. Комиссия определяла на месте размер пло­щади виноградника и число кустов, предназ­наченных к уничтожению, лечению или срезке, а также и размер следуемого владельцу воз­награждения. При этом комиссия удостове­рялась также в том, выполнил ли владелец виноградника все те обязательства, несоб­людение которых влечет за собой лишение права на страховое вознаграждение.

Уездная управа по получении акта оценоч­ной комиссии о размере страхового вознаг­раждения, следуемого владельцу виноград­ника, уничтоженного или поврежденного по распоряжению филлоксерных учреждений, а также о размере пособия на лечение соответ­ствующих частей виноградника в течение трех дней выносили решение о выдаче причитаю­щейся суммы немедленно, не дожидаясь нача­ла работ. Если сумма вознаграждения не пре­вышала 100 руб., следуемых отдельным ли­цам, то управа выдавала такую сумму сразу (кому следует) и сообщала о том губернской земской управе, представляя все необходи­мые оправдательные документы для проверки правильности выдачи. Если же сумма вознаг­раждения была более 100 руб. на каждого хозяина, то на выдачу ее нужно было иметь разрешение губернской земской управы. Во всяком случае, выдача следуемого вознаграж­дения производилась в течение не более двух­недельного срока со времени выдачи копии с акта оценочной комиссии.

О поступлении и расходе сумм взаимного страхования виноградников от филлоксеры составлялся на основании ведомостей казна­чейств в начале каждого года подробной отчет о ходе страхования за год и о состоянии страховых капиталов. Отчет этот печатался в газете "Губернские ведомости".

Жалобы на неправильные действия уездных земских управ, волостных и сельских управле­ний по делам страхования приносились губер­нской земской управе.

Жалобы на губернскую земскую управу по страховым делам рассматривались губернс­ким земским собранием, решение которого считалось окончательным, исключая споры о вознаграждении за убытки, причиненные при истреблении от филлоксеры. В этих случаях недовольное решением собрания лицо имело право или начать иск общим порядком граж­данского судопроизводства, или по взаимно­му согласию с губернской земской управой обратиться к третейскому суду.


Наши рекомендации