Политическая власть как социальное явление. 3 страница
Лекция 9.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
План:
1.Сущность, структура, функции и типология политической культуры.
2.Функции и типология политической культуры.
3.Механизмы формирования и проявления политической культуры.
Изучая данную тему следует, обратить внимание на её важность. Несмотря на очевидную значимость феномена политической культуры для понимания мира политического, в нашей литературе она не получила должного освещения. Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политологию американскими политологами в середине 50-х годов. С тех пор они получили широкое распространение в мировой политической науке (Г. Алмонд, С. Верба, С. Пай). Политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, критерием её зрелости, конечной детерминантой политики и основополагающим объяснительным принципом. Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в деятельности политических субъектов; это также система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства в ряде сменяющих друг друга поколений. Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъектностью. Политическая культура в некотором роде одушевляет формальные политические институты. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу - систематическую структуру ценностей и рациональных доводов. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Фундаментальные компоненты национальной культуры оказывают большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом.
При изучении данной темы следует уяснить сущность самой категории «политическая культура». Для этого необходимо исследовать термин «культура» и его взаимосвязь с категорией «политическая культура».
Термин «культура» на первых порах означал функцию, связанную с приобретением знаний и опыта. Культура - это особого рода объективная действительность, которая в отличие от природной действительности имеет субъективный источник происхождения. Культура - это способ и результат человеческой деятельности, который отражает личное и общественное бытие во всей гамме её составляющих. В зависимости от сферы общественной жизни и вида человеческой деятельности выделяют основные виды культуры: экономическую, социальную, политическую и духовную. В зависимости от особенностей сферы общественной жизни осуществляется синтез культуры и соответствующей сферы, в данном случае - политической. Культура в политической сфере жизнедеятельности общества связана с политическими отношениями и видами политической деятельности субъектов. В исследовании и определении феномена политической культуры нужно учитывать механизмы её формирования, реализации, а также исходные теоретические императивы познания. Политическая культура - это стабильное соответствие способа и результата поведения субъекта ценностям, знаниям, нормам, принципам, которые функционируют в отрасли политики.
Существует мысль, что термин «политическая культура» введен в научный оборот немецким учёным эпохи Просвещения У.Г. Гердером. Научное понятие политической культуры связано с деятельностью американских учёных Г. Алмонда и С. Вербы, написавших труд «Культура гражданственности», который стал на Западе классическим. Под политической культурой понималась совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников политической системы, которые лежат в основе политических действий и придают последним определённое значение. Под политической культурой в отечественной литературе понимали состояние самосознания социальных групп и наций, систему социальных норм, процесс формирования и реализации сил социального субъекта. Существуют и другие определения, например, что политическая культура есть реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определённой системе политических отношений и политической деятельности. Это определение включало в себя зафиксированный в привычках и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, соответствующие оценки явлений общественной жизни и знания о них, политические позиции, которые проявлялись в конкретных социальных действиях. Это определение опиралось на анализ политической культуры в единстве с элементами сознания, поведения и действий субъектов.
Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормативную систему, которую разделяет большинство населения в политическом обществе. Существует тесная связь между политическим поведением и политической культурой. Политическая культура представляет самостоятельную подсистему мира политического. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей политической системы и действующего в каждый данный период политического режима. Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависит от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической культуры.
Важное место среди ценностей политической культуры принадлежит политический символике. Политическая символика выступает своеобразным связующим элементом политической культуры. Символы можно изображать условно, графически, человеческими или иными фигурами. На поведение людей более сильное влияние оказывает система символики, ориентирующая человека на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы не связаны с реальной действительностью. Они не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение индивидов. Символы строятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамёна, флаги, гербы. Центральное место занимают гимны, являющиеся официально патриотическими символами. Каждая страна имеет свой флаг, независимость, суверенитет, место в мировом сообществе. Флаг и гимн выражают эмоциональное воплощение нации. Гербовыми изображениями часто выступают растения и животные. Национально-государственные символы и идеалы связаны между собой и являются элементами политической культуры. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа.
Немаловажную роль в формировании и функционировании политической культуры играет религия. Религия - часть национальной и исторической традиции данного народа. Она пронизывает его культурное наследие. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. Она тесно связана с культурной традицией. Зачастую религиозные ценности и понятия, особенно в условиях кризисов, переходных этапов развития общества, оказывают на значительную категорию людей облагораживающее воздействие. Наглядное представление о всплеске интереса к религиозной вере, религиозности дает рост религиозного сознания, открытие воскресных школ и др.
Простая констатация факта существования того или иного комплекса элементов сама по себе не снимает вопроса о том, как эти элементы реализуются в конкретном политическом процессе, поведении различных групп. Это особенно важно учесть при оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов. Но все же каждой политической системе свойственна собственная модель политической культуры. Политическую культуру, сложившуюся в нашей стране, можно определить как политическую культуру тоталитарного типа Советская власть, как власть демократически избираемых Советов, реально просуществовала очень непродолжительное время. Уже в середине 20-х годов установилась партийно-демократическая олигархическая диктатура, разрушившая Советы как политический институт народовластия. Эпоха "массовых военных насильственных решений" сформировала и соответствующую ей политическую культуру, игнорирующую право и закон (неправовая культура) в интересах партийно-государственных структур и возглавляющих их вождей (авторитарно-вождистская культура). Эта культура была ориентированна не на человека, не на гражданина, а на государство, партию. Это так называемая этатистская культура, которая основывалась на жестком подчинении, подавлении всяких проявлений автономии, лишенная толерантности и ориентации на политический плюрализм. Происходившие позже изменения не носили принципиального характера, поэтому сформировавшаяся в 20-е-ЗО-е годы политическая культура в главных и важнейших своих характеристиках сохранилась до настоящего времени. Нашу сегодняшнюю политическую жизнь практически всецело определяет именно она, что очень во многом объясняет провал некоторых перестроечных преобразований.
О низком уровне политической культуры нашего общества свидетельствуют многочисленные факты, начиная от неумения вести себя на собрании, митинге и завершая просчетами на заседаниях Верховного Совета. Объясняется это также маргинальностью, разнобойностью и несоразмерностью социальной структуры, хотя официальная пропаганда всегда подчеркивала единство общества, его монолитность. Маргинальность повлияла на разброс уровней политической культуры. В этом веере условий заметен низкий уровень информированности значительной части трудящихся, неосведомленность по части политических событий. Следует отметить в нашем обществе неразвитость традиций демократизма, что влекло за собой крайности - от жесткого подавления инакомыслия до разгула анархизма. Имели место этатические ориентации, которые обозначали привычку к тому, что все вопросы решало государство, а потому не было необходимости проявлять какую бы то ни было политическую самостоятельность в мыслях и действиях.
Попытки преодолеть эти недостатки обнаружили широкий спектр политических культур, среди которых можно выделить радикальную политическую культуру, отрицательно относящуюся к официальным ценностям. Ее носители - "неформалы". Обнаружена также реформистская политическая культура, которая характеризовалась высоким уровнем политической активности и её носителем являлась интеллигенция. Имела место у нас оппортунистическая политическая культура, субъекты которой отрицательно относились к официальным лидерам. Наконец, можно назвать лояльную политическую культуру, характеризующуюся низким уровнем официальной политической активности. Ее носители - масса населения. Каждая из перечисленных культур выражает интересы определенного слоя общества и неизбежно страдает односторонностью, совокупно представляя все ту же тоталитарную культуру. В последние годы тоталитарная политическая культура, сложившаяся в нашей стране, начала постепенно разрушаться и терять силу. Но о её окончательном распаде говорить не придется ни сегодня, ни завтра, поскольку все зависит от времени, которое потребуется на формирование новой политической культуры демократического типа.
Сегодня украинское общество испытывает острую потребность в политической культуре, ориентированной на уважение к человеку как высшей ценности, на толерантность, т. е. терпимость другого мнения, позиции, на политический плюрализм.
Новая политическая культура должна быть ориентирована не столько на государство, сколько на гражданское общество, а поэтому ее важнейшими параметрами должны быть плюрализм и толерантность.
Носителем новой политической культуры может стать новое поколение, но при условии, что оно будет формироваться в соответствующих условиях. Необходимо также сформировать гражданское общество. На переходном этапе эволюции украинского государства необходимо как минимум совершенствование политической культуры, которое предполагает глубокое обновление идеологии путем освобождения её от догматизма, учет достижений мировой цивилизации, возрождение в сознании людей социально-нравственных ценностей: свободы, достоинства личности, справедливости, бережного отношения к политическому и культурному прошлому, к опыту, прогрессивным традициям народа. Украинское общество нуждается в перестройке политических структур общества с перспективой развития самоуправления народа, радикальных изменениях в способах политической деятельности, которые предполагают овладение гражданами, организациями, обществом всеми присущими высокой политической культуре методами и механизмами. Большое значение может иметь использование зарубежного опыта Политическая культура каждой страны оригинальна и неповторима, потому что обусловлена исторически сложившимися традициями, обычаями, ценностями, но она также имеет черты и элементы, присущие другим культурам. И это общее можно взять на вооружение.
С целью совершенствования политической культуры в Украине могут быть использованы различные средства До недавнего времени они все сводились только к значению коммунистической идеологии. Считалось, что должное воспитание, формирование политической культуры личности и всего общества способна обеспечить лишь она и действующие под ее контролем партийная пропаганда, пресса, наглядная агитация. После 1985 г. все изменилось. Появились и оказывают большое влияние на политическую культуру такие средства как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, дающие значительный материал для размышлений и выработки иной линии политического поведения. Многопартийность привносит свои особенности в формирование политической культуры.
Формирование политически зрелого человека реально при свободе политических убеждений, когда индивид сам определяет свою политическую позицию и политическое поведение. В этом случае политическая культура может явиться важным фактором формирования не только политически зрелого человека, но и более совершенных политических отношений. Она же сможет регулировать эти отношения, отношения по поводу господства и подчинения, то есть власти. Посредством политической культуры осуществится воздействие на властные отношения в конкретном обществе. Единство политики и культуры, при учете их своеобразия и нетождественности, выразится в понятии "политическая культура".
Политическая культура - это совокупность средств, связей, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Политическая культура как часть общей культуры, является продуктом жизнедеятельности людей. Культура представляется в единстве духовного, предметного и функционального бытия. В духовной форме она фиксируется в представлениях об окружающем мире, в идеях, религиях, научных теориях и др. В предметной форме выступает как орудия труда, технология производства, архитектура, произведения литературы и искусства. В функциональной форме политическая культура проявляется в способах деятельности человека. Политическая культура в наибольшей мере связана с духовной и функциональной формами. В силу того, что она является неотъемлемой частью общей культуры слоев, групп, классов, она непосредственно связана с деятельностью социальных общностей в политической сфере.
Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, степень цивилизованности способов функционирования политических институтов. Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в привлечении, приобщении людей к политической системе и политической деятельности. Постичь политическую жизнь любого общества можно только посредством постижения его политической культуры. Именно через политическую культуру проявляются особенности конкретной политической системы, господствующего политического режима, политического сознания, поведения социальных общностей и политических лидеров.
Важнейшим компонентом любой политической культуры являются такие ценности как политические знания и представления, которые придают значимость, смысл поступкам субъектов политического действия, ориентируют эти действия в быстротекущем мире политики. Решающее значение для реализации, воплощения политической культуры в реальные политические отношения имеют идеологические принципы, которые становятся принципами организации политической жизни. Когда это происходит, то появляются политические институты с их политическими отношениями, возникающими и функционирующими на основе норм. Так, например, возникают партии, различные виды государственной службы, государственных органов, гражданство, правосудие, средства массовой информации. Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного субъекта определяется мерой включения их идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой политической культуры является степень ее институционализации, которая в конечном счете реально обеспечивает возможность воздействия её на политические процессы, их регуляцию.
В политическую культуру включаются не только достижения, нормы, идеалы, к которым люди стремятся в политике, но и средства, которые они используют для достижения, реализации этих идеалов. Именно в средствах осуществляется решающий критический переход от идеи к политической практике. Средства деятельности вообще служат важнейшим культурным феноменом и они в значительной степени определяют уровень развития культуры данного общества Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике, сколько тем, как и какие средства они используют для достижения своих целей и идеалов. Политическая культура общества измеряется наличием в нем таких средств как демократические институты управления, обеспечение гласности, доступность получения информации, плюрализм партий, мыслей, мнений, право на дискуссии, полемику, уважительное отношение к оппонентам, свободу собраний, митингов, демонстраций. Политическая культура личности измеряется широким участием масс в политической жизни, неприятием интриг и махинаций в политике. Все это должно характеризовать общество данного государства в целом, отдельный в государстве регион, общность, политическую партию, общественную организацию. При этом специфика политической культуры общества состоит в том, что средства достижения идеалов в нем имеют наиболее типичное проявление и оно выражается в обобщенных категориях, как например, "общество высокой культуры", "закрытое общество", "открытое общество" и т.д. Политическая культура региона должна сочетать общегосударственные, региональные интересы, находить пути, средства, методы преодоления местничества, ведомственности и централизма. Политическая культура социальной общности состоит в поиске средств гармонизации интересов во избежание конфронтации. Политическая культура партии, общественной организации состоит в том, чтобы иметь четкий регламент работы, учитывать состав аудитории, уметь слушать оппонента, не допускать против него грубых выпадов, соблюдать элементарную порядочность в процедуре голосования.
В состав политической культуры входит также обширная группа компонентов, с помощью которых осуществляется организация политической жизни, поддерживается ее устойчивость. К ним можно отнести традиции, передающиеся от поколения к поколению, модели политического поведения, а также процедуры политических акций. Все это играет весьма заметную роль в политическом процессе и действии. Традиции являются средством консервации устоявшихся элементов политической культуры. Условно межрегиональную передачу политической культуры от поколения к поколению можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на соответствующие нормы и образцы политического поведения.
Необходимым условием существенных преобразований политической культуры является накопление в обществе мощных изменений, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление, а также внедрение новых образцов и норм политического поведения.
Политическая культура, являясь важной составной частью духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании, в том числе и в его идеологических формах. Политическое сознание является одной из форм реализации политической культуры наряду с неосознанными реакциями ориентировочного порядка и импульсивными поведенческими актами. Будучи гражданином определенного государства, проживая в определенном его регионе, будучи принадлежным к определенной социальной, национальной общности, к определенной партии, организации, человек несет в себе, в большей или меньшей степени, характерные черты политической культуры, присущие субъектам политики в целом. Вместе с тем, личность имеет и свойственные ей характеристики политической культуры.
Политическая культура личности имеет этапы восприятия действительности и практических действий. В частности, когнитивный, убежденческий и поведенческий этапы.
Когнитивный этап связан с информированностью человека о политических событиях в обществе, пониманием сущности проводимой в государстве политики, знанием конституции, своих прав и обязанностей, знанием форм и способов участия граждан в политических процессах, пониманием сочетания коллективных и личных интересов.
Убежденческий этап политической культуры связан с ценностными ориентациями, с наличием четко выраженного мировоззрения, политических принципов, готовностью отстаивать свои убеждения, решимостью бороться с бюрократизмом, нарушениями конституционных прав, нетерпимостью по отношению к невыполнению гражданских обязанностей, нацеленностью на действия, соответствующие прогрессу общества
Поведенческий этап политической культуры связан с практической деятельностью, участием в работе общественных организаций, управленческих органов, использованием сообразно моменту определенных форм политической деятельности, конкретной причастностью к осуществлению политики в определенной сфере, владением навыками политических дискуссий, умением выходить из конфликтных ситуаций с наименьшим уроном. В политической культуре личности большую роль играют эмоции: обычно, чем глубже осознанны политические ценности, тем сильнее они пронизаны чувствами и тем решительней отстаиваются они на практике. В этом плане велика роль идеологии, являющейся основой, установкой, убеждением и действием.
Уровень политической культуры определяют такие факторы как политическая образованность (обыденная и научная), интеграция профессиональных, общегуманитарных, политических знаний, степень осознания своих политических прав и обязанностей, умение применять знания в конкретной действительности, творческое отношение к изменяющейся обстановке и способность прогнозировать последствия коллективных и личных действий.
Ценность понятия политической культуры состоит в том, что оно позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования. Эта причины кроются в коллективной и индивидуальной культуре, в сочетании в них общего, группового, социального, всеобщего, общечеловеческого, собственного и единичного аспектов. Будучи продуктом коллектива, политическая культура формируется, усваивается и проявляется каждым индивидом отдельно. В его поведении превращается в культуру природное, спонтанное, бесконтрольное, становясь цивилизованным. Поведение - это способ существования культуры, без которого она невозможна. Но воплощенная в поведении культура есть еще и отношение к аналогичным воплощениям другого индивида или другой группы. Сочетание всех этих начал порождает поведение, политические отношения, политическую культуру. Что касается политической культуры в Украине, то основная задача государства и общества - это всевозможное ее повышение до европейского уровня. Многочисленные современные факты свидетельствуют о недостаточности уровня политической культуры в Украине во всех сферах ее проявления - от общества до личности (противоречивость принятия решений высших властей, нарушения конституционных положений, некорректность отношений в парламенте, махинации при голосовании и т.д.). Причины этого кроются как в инерции традиций прошлого, так и в недостатках, связанных с неопределенностью общественного устройства. К причинам, которые тормозят развитие политической культуры в Украине, прежде всего относятся отчужденность граждан от политической жизни, неразвитость традиций демократизма, груз командно-административных методов управления, отсутствие правдивой информации, забвение прежних и отсутствие новых средств воспитания.
Для изменения ситуации необходимо определить пути повышения политической культуры Украины как независимого, самостоятельного государства Необходимо вовлечение граждан в активную политику, провозглашение и реализация идей демократии, которые делают пока что свои первые шаги, развитие народовластия, общественного самоуправления; необходима ориентация на самостоятельность, инициативу, предприимчивость, свободу слова, открытость информации, объективную оценку исторического и политического прошлого. Совокупность этих мер будет способствовать повышению политической культуры общества.
Важно также отметить, что политическая культура выступает как способ реализации политических интересов и политической деятельности субъектов. Политическая культура - это такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень политической активности и политической зрелости субъектов. Политическая культура общества, личности определяется единством политического сознания и деятельности субъектов. Её определяют такие качества, как организаторские способности, умение мобилизовать людей на решение политических задач, компетентность, профессионализм, умение пойти на компромисс и др. Становление демократической политической культуры предусматривает преодоление девальвации политических понятий, символов, ценностей. Большая роль в этом отводится политологии.
Существует мысль, что необходимо активно изучать опыт политической жизни стран Запада. Исследования показывают, что категориальный аппарат западной политической науки освоен в нашей стране слабо и лишь на 1/3 применяется в нашем политическом лексиконе. Часто это похоже на слепое копирование политической науки Запада в наших условиях. Реальный взгляд на политическую культуру, которая досталась нам в наследство от прошлого времени, не даёт иллюзий к будущим изменениям. Но это поможет трезво оценить особенности современной политической жизни. Сегодня наиболее важной политической проблемой остаётся отсутствие у миллионов людей потребности в политической культуре. Преодоление отчуждённости руководящих структур от народа - объективное условие формирования демократических структур политической системы свободной, независимой Украины, а следовательно, и условие формирования политической культуры нового общества. К тому же, не следует забывать, что собственный политический опыт может дать самые важные уроки и стать базой становления новой демократической политической культуры в Украине.
Воспринимая политическую информацию, мы нередко замечаем, что дебаты в парламенте проходят бурно, не всегда корректно и тогда думаем и говорим: «Культуры им не достаёт...» Политическая культура нужна не только в высоких политических сферах, но и всему обществу, ведь в политическую жизнь вовлекаются всё больше людей. И в этих условиях крайне важно добиваться от всех отдачи политической активности, ибо многим недостаёт кому культуры общения, а кому именно культуры деятельности. В связи с этим возникает задача создания условий для делового участия в управлении государственными и общественными делами как политиков, так и широких масс. Это возможно только при условии осознания проблем своей эпохи и при наличии определённой культуры.
Наличие множества политических культур, со свойственной им дифференциацией по классам, социальным, профессиональным слоям предопределяет поляризацию и конфронтацию политико-культурных явлений. В особенности это касается политических культур антагонистических классов и государств с противоположными социально - экономическими структурами. Политическая культура выступает одновременно и как средство взаимодействия, интеграции людей и как средство их разобщения, дезинтеграции, потому что политика есть область реализации публично -властного аспекта господства и подчинения в обществе. Происходит эта реализация через функциональные свойства политической культуры. Каждый из компонентов политической культуры является носителем не одного, а нескольких функциональных свойств. Сами эти функциональные свойства сохраняются постоянно. Познание политической жизни любого общества невозможно без углублённого изучения его политической культуры. Именно она во многом объясняет итоги, характер и особенности конкретной политической системы, господствующий в обществе политический режим, политическое сознание и поведение общественных групп, а также динамику и направление политических процессов.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их восприятие явлений внутренней и международной политики, на оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, на определение человеком своего места в политической жизни общества. Политическая культура открывает широкие перспективы для политического прогнозирования, разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих решений. От уровня и состояния политической культуры зависит восприятие населением разрабатываемого политического курса, добровольное или по принуждению согласие с ним. От состояния политической культуры зависит будет ли население относится к политике правительства как к чему то такому, что выражает его значение, либо проявляет к нему полное безразличие, а может и враждебность, пассивное или активное сопротивление. Учёт степени зрелости и характера политической культуры позволяет предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения, предусмотреть определение меры, обеспечивающие подготовку решений и их эффективную реализацию.