Политическая власть как социальное явление. 2 страница

Понятие политической власти отличается от понятия государст­венной власти. Политическая власть - это способность класса, группы про­водить свою волю с помощью политики и правовых норм. Государствен­ная же власть - это форма общественной власти, которая носит классовый характер, опирается на аппарат принуждения, монопольное право издавать законы, взимать налоги и принуждает членов общества к выполнению сво­их установлений. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и с помощью других институтов политической системы - партий, общественно-политических организаций. Государство является политической организацией всего общества. Оно объединяет все население страны, защищает и выражает его интересы и волю. Государственная власть наиболее значима для общества

Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концен­трации воли множеств людей в одном субъекте. Политическая власть не тождественна любой общественной власти. Она существовала, как извест­но, не всегда. В примитивных обществах, социально не структурирован­ных, общая власть еще не носила политического характера, так как не су­ществовало проблем, которые вызывают к жизни политику - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где лю­ди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В прими­тивном обществе власть ограничена родственно-племенными связями. По­литическая же власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе при­надлежности человека, группы к данной территории, социальной катего­рии, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких раз­личий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осу­ществляется всегда меньшинством, элитой. Она возникает на основе про­цесса соединения воли множества людей и функционирования многих структур - учреждений, организаций, институтов. Политическая власть возникает на взаимосвязи. Людей, которые сосредоточивают в себе власть и организации, через которые власть концентрируется и реализуется.

Политическая власть является ядром политической системы общест­ва, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она опреде­ляет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на раз­витие всех других общественных систем - экономической, социальной, ду­ховной и др. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних людей осуществлять свою волю в отношении

других, повелевать и управлять этими другими людьми, но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличи­тельными признаками являются:

*верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общест­ва и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо во­обще устранить;

*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

*легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

*моноцентричностъ, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удер­жания и реализации власти.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобо­да есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое со­стояние не является внешне бездеятельным, то есть когда человек не под­чиняется никому сам и не подчиняет себе никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из лю­дей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т. к живя в обществе, человек не может быть свободным от него.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства власти. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направ­ляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен об­ладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. По­мимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать со­стояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти яв­ляется широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) при­каз (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение частной воли всеобщей воли власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия за отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения в соответствии со всеобщим интересом. От при­каза, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отно­шение к нему объекта (исполнителей) - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействие субъек­та и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Осознание зависимости субъекта власти от покорности на­селения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского непо­виновения, широко используемых в современном мире в качестве средства ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельст­вует, например, факт обретения независимости Индией в результате мас­совых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу как и руководство. Как от­мечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от мно­гих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располага­ет субъект, а также от его авторитета.

Качества объекта политического властвования определяются, преж­де всего, политической культурой населения. С этой точки зрения наи­большую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая ти­пы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питатель­ной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Какими же мотивами руководствуется субъект властвования и что заставляет ему подчиняться? Одним из важнейших внутренних побужде­ний к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за непо­виновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропор­циональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, посколь­ку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение не­гативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта вла­сти является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед ав­торитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, то есть отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора - неравенства. В основе подчинения одного че­ловека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, возни­кающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер меж­личностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает под­чинение конкретному человеку.

Эффективность власти определяется: 1/ воспроизводством интересов групп, на которые власть опирается; 2/ оптимальной организацией системы власти, то есть качественной конституционной системой власти, в которой действует принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 3/ оптимальным процессом принятия и проведения в жизнь по­литических решений; 4/ уровнем политической и правовой культуры на­селения. Следовательно, эффективность власти определяется ее авторите­том, устойчивостью и результатами, которые она даёт людям и обществу в целом. Власть считается эффективной с позиций стоимости правления, то есть если на ее поддержание требуется как можно меньше средств. Если власть в обществе оправдывает ожидания большинства членов общества, отдельных групп, имеющих влияние, если она создает социальный консен­сус, то это положение также свидетельствует об эффективности власти. Эффективной считается сильная власть, но не та, что жесткая, заставляю­щая молчать противников, но та, которая опирается на широкие соци­альные силы, способствуя процессам общественного саморазвития и со­здания порядка социального равновесия. Эффективность власти опре­деляется свободой слова, взглядов, передвижения, соблюдением законно­сти, правопорядка, возможностью получить работу, повысить качество социальной жизнедеятельности человека. Сила власти, её всемогущество не в том, что она часто прибегает к силе, а в том, что она обеспечивает ус­ловия безопасности, самореализации интересов своих членов общества, выработки государственных документов. Эффективная власть может не сразу давать положительные результаты, однако важнейшим признаком эффективности власти является способность обеспечить неуклонный про­гресс, поступательное продвижение общества вперед во всех сферах жиз­ни, и прежде всего, в экономике. Наличие оппозиции, которая выражает различное отношение к власти и при этом никто не рискует лишиться должности, наград, никто не преследуется, также являются критерием эф­фективности власти. Если народ не одобряет власть, проявляет свое недо­вольство в забастовках, митингах протеста, пикетировании, распростране­нии листовок, свободных разговорах и т.д. - это означает демократичность власти, ее силу и умение выстоять, обеспечив себе жизнеспособность в та­ких условиях. Эффективной может быть также власть недемократичная, авторитарная, диктаторская, которая может обеспечить высокий процент избирателей, которые придут к избирательным урнам или выполнят лю­бую волю власти. Утаивая информацию система власти, диктаторская власть может принудить к дешевому труду, заставляя создавать матери­альные ценности без стимулов, может манипулировать сознанием, застав­лять признавать власть по религиозным мотивам, охватывать всё общество единственной идеологией, единой идеей, которая " работает " на власть, убеждать массы в чрезвычайной ситуации, внушать людям об угрозе вой­ны, голода и др. и таким образом заставлять людей терпеть лишения, ми­риться с недостатками, жить обещаниями лучшего будущего, ради него жертвовать настоящим. Авторитет и устойчивость власти в различной сте­пени зависят от того, насколько она эффективна, какие реальные результа­ты даёт людям, обществу в целом.

Следовательно, эффективность власти можно рассматривать с различных позиций:

- с позиции стоимости правления, чем меньше средств требуется на под­держание самой власти, тем она эффективнее; - с позиции консенсуса в обществе, чем больше оправдываются ожидания большинства членов общества, отдельных групп имеющих влияние, тем она эффективнее;

- с позиции сильной власти - сильная, не значит жёсткая, заставляющая молчать противников, а та, которая опирается на общественные силы, спо­собствуя саморазвитию общества обеспечению порядка и социальному равновесию;

- с позиции прогресса экономики - эффективность власти может не сразу дать положительные плоды, однако её важнейшим признаком является способность обеспечить неуклонный прогресс общества, прежде всего его основы - экономики;

- с позиции гражданского мира - системой законов и действиями исполни­тельных органов власть призвана обеспечить социальное и национальное согласие, не допустить столкновений и, тем более, гражданской войны;

- с позиции самостоятельной политики. При всём при этом, политики раз­ных стран не должны действовать изолировано. Они могут заимствовать друг у друга опыт, но они призваны вершить самостоятельную политику;

- с позиции принятия власти народом. Это - итоговый и основной крите­рий эффективности власти, зависящий от свободы слова, взглядов, пере­движения, соблюдения законности, правопорядка, возможности получить работу, качество жизни и др.

Как оценивает народ власть, одобряет ли её или осуждает - это опреде­ляется следующим:

1) участием в выборах, ибо, чем меньше людей участвует в выбо­рах, тем менее авторитетна власть, хотя и абсолютизировать это нельзя. Диктаторский режим обеспечивает высокий процент тех, кто приходит к избирательным урнам.;

2) опросы общественного мнения, которые выявляют оценки населением властей, рейтинги отдельных политических лидеров.

Следовательно, власть проявляет себя через систему признаков и функций, в частности, волевую направленность, то есть господствующую власть, суверенитет власти, ее верховенство и неограниченность, автори­тарность, первозначность носителей власти, насилие и ответственность пе­ред народом. Сущность власти определяется тем, кому она служит и какую политику принимает. Содержание власти раскрывается тем, в чьих руках она находится и какими средствами осуществляется. Форма власти опре­деляется ее органами, аппаратом управления и методами осуществления политики и власти. Институт президентства эффективен в условиях поли­тического плюрализма и выступает как интегратор, центр политической власти. Власть не должна быть целью, но способом социальных измене­ний, направленных на благо общества. В связи с этим необходимы сбор, обработка, анализ, интеграция политической информации, необходимы политическая учеба, политическая грамотность, консультации. Это изменит сознание людей, их поведение и общественно-политические отноше­ния. Политические отношения определяются уровнем развития самого общества, которое должно дорасти до самоорганизации и стать над вла­стью с целью контроля и влияния на нее.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Каковы основные источники власти?

2. В чём выражается сущность власти?

3. Как определяется политическая власть?

4. Какие существуют формы власти?

5. В чём заключается легитимность власти?

6. В чём заключается содержание принципа разделения власти?

7. Каково содержание основных функций власти?

8. Какова структура власти?

9. Какие факторы относятся к властеобразующим ресурсам обще­ства?

10. Какие основные концепции власти?

ЛИТЕРАТУРА.

Бурлачук В. Способы артикуляции власти, или символ в системе властных отношений. // Социология: теория, методи; маркетинг.

– 2003. – №3. – С.20-31.

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – 2-е изд.

– М.: Международные отношения. – 1995. – 400с.

Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Фе­никс – 1999. – 576с.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.

– М.: «Юристь» – 2000. – 511с.

Кіндратець О. Ціна соціального спокою.. // Політика і час. – 2003.

– №10. – С.41-47.

Кочубей Л. Виборчі технології як механізм досягнення політичного

результату. // Людина і політика. – 2003. – №4 (28). – С . 56-62.

Кремень Т. Державний суверенітет у добу глобалізації. // Політика і час. – 2003. – №10. – С.36-40.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов.– 1997. – 400с. – М.: Изд-во «Приор».

Павленко Р. Аналітичне забезпечення суспільних змін в Україні. // Людина і політика. – 2003. – №4 (28), – С. 11-17.

Политология // Под ред. Рыбакова В. В. – Д.: ДонГУЭТ. – 2000.

– 158с.

Политология/Методика комплексного изучения вузовского курса. Темы 9-15. // Под ред. В.И.Харченко. – К.: УМК ВО. – 1991. – 180 с.

Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. – К.: Вища школа. – 1997. – 540с.

Роскошный А.П. Опорные конспекты по политологии. – Донецк: ДонГУ. – 1993. – 265с.

Филипенко Н.А. К проблеме политических отношений. // Сб. научн. ст.: Человек в современном мире. Вып. 4. – Москва – Донецк. – 1993.

– С. 170-179.

Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. – М.: Республика. – 1999. 303с.

Лекция №8.

Политическое сознание.

План:

1. Сущность политического сознания и факторы его определяющие.

2. Формы и способы функционирования политического сознания.

Политика представляет собой синтез практической и духовной деятельности. Всяки акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводится новые умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база отношений и действий.

Если с точки зрения философии сознание представляет собой субъективное отражение объективного бытия, то политическое сознание можно рассматривать как субъект субъективное отражение объективного политического бытия. Причем политическое бытие – это вся система политической жизни, практики, политических отношений. Хотя политические отношения относятся к надстроечным они, тем не менее существуют не только в сознании, но объективно как нечто «данное», независимо от воли, желаний и устремлений отдельных личностей и социальных общностей. Такого рода объективность политического бытия задается объективностью определяемых его экономических и социально-классовых отношений и интересов субъектов политического процесса.

Политическое сознание непосредственно детермируется политическим бытием. Однако на его характер активно воздействуют социально-экономические, исторические, национальные и культурные факторы, а в последние десятилетия и общечеловеческие глобальные проблемы, которые так же отражаются в политической практике.

Политическое сознание не является пассивным отражением политического бытия. Во-первых, оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. И во-вторых, оно оказывает огромное воздействие на политическую жизнь, а через нее – на все стороны общественной жизни, определяет направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами крайне важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев и групп, стремится к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса страны.

Политическое сознание – многоструктурное, многоуровневое, противоречивое, что отражает сложность экономической и социальной структуры общества и динамики его развития.

Вместе с тем, ни экономика, ни социально-классовые отношения сами по себе не порождают политических чувств, представлений и взглядов. В политическом сознании переплавляются в единые духовные комплексы психологические феномены и идеологические системы, специализированные теоретические взгляды, сформулированные политологами, и разработанные на их основе конкретные политические концепции, доктрины, программы и нормы, политические учения, и массовое сознание, включающее в себя обыденное, в том числе бытийные, представления о политике, власти и общественных делах рядовых граждан.

Перечисленные факторы по разному оказывают воздействие на различных субъектов, определяя тем самым разные типы и уровни политического сознания. В политологии существуют различные критерии в типологизации политического сознания. Так, с точки зрения социологического подхода можно различать политическое сознание по его субъекту, то есть можно говорить о политическом сознании общества, нации, класса, личности и т. д. при гносеологическом подходе политическое сознание выступает на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-психологического. По социальным функциям в политическом сознании выделяется сознание консервативное, реформистское и революционное, практическое и теоретическое.

При гносеологическом подходе первой ступенью духовного отражения политической жизни является эмпирическое политическое сознание, в котором фиксируется непосредственно практический опыт субъекта. Его часто отождествляют с обыденным. Обыденное политическое сознание, как эмпирическое, представляет совокупность идей, представлений и взглядов, которые возникают непосредственно из будничной практики того иного класса, социального слоя или группы людей, индивидов. Но оно не сводится лишь к эмпирическому, ибо в его содержание привносятся идеологические и теоретические элементы.

Эмпирическое и обыденное политическое сознание, как принято считать отражают преимущественно поверхностные процессы, не проникая в их сущностные характеристики. Однако проявляясь как «здравый смысл», «народная мудрость», сознание и на этих уровнях обладает известной познавательной ценностью, может служить одним из источников теоретического и идеологического сознания. К тому же без обыденного сознания человек не может вступить в общественную связь, ибо оно обеспечивает непосредственную ориентацию деятельности в процессе практического выбора решения.

Эмпирическое и обыденное политическое сознание особо характерно ярко выраженными социально-психологическими чертами: чувствами, настроениями, эмоциями, импульсивностью, остротой восприятия политических процессов, событий и решений. Непосредственная связь с практикой и социально-психологическая оформленность придает этим уровням политического сознания особую динамичность подвижность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия, порой весьма существенное, а то и решающее воздействие на ход политического процесса.

Особо ярко социально-психологический уровень политического сознания проявляется в поведении индивидов в толпе – стихийно образующейся, неустойчивой общности людей, действия которой часто непредсказуемы и нередко поддаются манипулированию со стороны организованных политических сил.

Более высокий уровень политического сознания представляет политико-теоретическое сознание – совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, инструментов и проникновение в их сущность, глубокое взаимосвязи и противоречия, закономерности развития.

Теоретическое сознание является стержнем политической идеологии. политическая идеология – систематизированное, целостное, концептуальное отражение коренных интересов определенного класса, нации, социальной группы, связанных с борьбой за власть, ее осуществлением и защиту в целях реализации интересов.

Нужно знать различия между теоретическим и идеологическим уровням политического сознания. Если наука дает знания о предметах и явлениях действительности, их закономерностях, то идеология не только несет знание, но и выражает отношение к предмету знания. Это отношение обуславливается социальными интересами классов, с позиции которых осуществляется в идеологии выражение действительности.

Идеология всегда пристрастна, наука же, напротив, беспристрастна, - по крайней мере обязана быть такой. Она не имеет права подстраиваться под чьи-либо вкусы и настроения, это закон ее существования, нарушение которого влечет вырождение научного знания.

Характер взаимосвязи науки и идеологии определяется конкретно-историческими и социальными факторами, местом и ролью в общественном прогрессе класса, социального слоя – носителя данной идеологии. Из этого вытекает задача радикального обновления политической идеологии общества на основе творческого переосмысления и развития политической науки в соответствии с историческим опытом и достижениями передовой научной мысли, реалиями современного общественного прогресса.

В политологии стали более широко использоваться понятия группового и классового политического сознаний. В групповом сознании отражается неоднородность классовых, национальных и других крупных общностей людей.

Массовое сознание можно определить как широкую совокупность самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, относящихся к … сферам, уровням … психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического знания рациональных и иррациональных в (том числе фантастических) представлений и т.д. По мнению отечественных и зарубежных социологов массовое рождено процессами массовизации в различных сферах жизни общества, в том числе в политической сфере: рост массы людей, участвующих в историческом действии; качественное усиление неоднородности состава общности, участвующих в массовых политических процессах; значительное умножение социальных связей и отношение различных типов субъектов политической жизни и др.

Однако и массовое политическое сознание не является в каждом обществе единообщим. Так, к примеру, Э.Я.Баталов в современном политическом сознании США выделяет 12 типов массового политического сознания: 1) либералтехнолократический; 2) либерал-реформистский; 3) либералистский; 4) традиционалистский; 5) неконсервативный; 6) радикал-либертаристский; 7) радикал-этатистский; 8) право-популистский; 9) радикал-демократический; 10) радикал-бундарский; 11) радикал-романтический; 120радикал-социологический.

Состояние массового сознания фиксируется в таком явлении, как общественное мнение. Общественное мнение, с одной стороны, - это политический институт, участвующий в осуществлении власти, являющийся одним из механизмов принятия решения на всех уровнях жизни общества, а с другой стороны, - это совокупность суждений, разделяемая различными социальными общностями по поводу тех иных событий, явлений действительности.

Общественное мнение выполняет следующие функции: экспрессивную, контрольную, консультативную и директивную, то есть «занимает определенную позицию, дает совет, вносит решения по тем или иным общественным вопросам, регулирует поведение индивидов, общностей и социальных учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные представления, ценности, нормы». Основными каналами выражения общественного мнения являются референдумы, опросы населения, средства массовой информации, собрания, манифестации, всенародное обсуждение общественно-политических проблем и т.п. Для выявления и изучения общественного мнения используются различные государственные и частные институты и службы, как например, институт Геллопа США, использующие современную компьютерную технику.

Общественное мнение содержит в себе истинные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности, формируясь под воздействием не только социально экономических и политических факторов, но и посредством идеологических средств. В связи с тем, что общественное мнение является важным орудием борьбы за власть, политическая история дает не мало примеров манипулирования и обработки его в интересах определенных политических сил.

В связи с тем, что в политическом сознании, общественном мнении проявляются интересы людей, важно достигать известной гармонии между политикой и состоянием этого сознания. Любое политическое решение обречено на провал, если оно входит в конфликт с доминирующими в обществе интересами, со сложившимся политическим сознанием.

В заключении следует отметить, что политическое сознание субъектов политической действительности обладает реальной силой воздействия на политическую практику, причем это воздействие может носить противоречивый характер.

Функционирование политического сознания в любой форме в качестве элемента политической системы предполагает его целенаправленное формирование в соответствующем политическим интересам направлении. спонтанно, самотеком, только под влиянием среды, какой бы она ни была, эта задача не решается. Однако главным в формировании политических взглядов и мнений выступает политическая практика людей.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое политическое сознание, и какими факторами оно определяется?

2. Какова роль политического сознания в политической практике?

3. Какие критерии используются в типологии политического сознания?

4. Как складывается и чем характеризуется эмпирическое политическое сознание?

5. В чем сущность обыденного политического сознания?

6. Чем характеризуется научно-теоретическое и идеологическое политическое сознание?

7. Роль массового социально-психологического сознания и общественного мнения в политической жизни?

Литература.

1.Зеркин Д.П. Оновы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.

2.Основи політології. К., 1995.

3.Политология. /под ред. Радугина А.А.,М., 1999.

4.Гуренко В.В., Лінецький С.В. Політична свідомість і політична культура. Політологія К., 1998.

Наши рекомендации