Свойства, формы, функции политики

Тема 1. Политика, как социальное явление.

Политика как компонент структуры общества.

Сущность и сфера политической жизни.

3. Происхождение политики. Её социальный смысл. Политика и власть.

Структура политики.

Свойства, формы, функции политики.

1.Воздействуя на все стороны общественных отношений, формируя социально – политическую установку , политическая жизнь выступает фактором социального прогресса или застоя , или деградации.

Сущностью политической жизни, её фактическим содержанием выступают политические отношения , то есть, отношения людей , их общностей , организаций , объединений , по поводу социального управления , реализации социально- политических потребностей и интересов и по поводу власти.

Сферой политических отношений является всё на, что воздействует управление и власть, то есть, политические отношения охватывают не только политическую, но и все остальные сферы общественной жизни.

Ключевым понятием политической жизни является категория «политика», (с греч. -«государственные или общественные дела»).

2.Сегодня о политике можно уверенно утверждать, что это явление возникло как специфический социальный заказ, на особые посреднические функции в отношениях между людьми, которые в дальнейшем институализируются и превращаются в публичные органы власти, то есть государство.

На первичных этапах развития человечества, его сообщества, не зналисложной дифференциации и соответственно сколь-нибудь значительно противоположных интересов. Поскольку доминировал общий интерес – выжить. В этих условиях действовали механизмы самоорганизации, которые естественным путём регулировали процесс удовлетворения потребностей и поддерживали целостность существующих сообществ. Но материальный прогресс, вызывает демографический взрыв \ резкое увеличение численности людей \ , профессиональные и иные формы дифференциации социума. Человеческие отношения стали усложняться, в них возникли конфликты и непримиримые интересы.

Механизмы организации, которые регулировали отношения, прежде уже не могли согласовывать интересы, субординировать их определённым образом и ориентировать на общий интерес. Реализацию этой социальной потребностей берет на себя специфический институт, который, используя принудительные меры, обеспечивает общеобязательное поведение людей и единство социума. Из общественного труда, т.о. выделяются управленческие функции, образуя публичные руководящие органы, которые наделяются властными полномочиями - то есть возможностьюконтрольно-принудительных действий от имени всего общества, на благо общего интереса. Техническая задача - противостоять интересам частным, если они противоречат общественным. Таким образом, возникает политический институт и механизм осуществления политики- власть.

Под политикой вообще обычно понимают, главным образом, реализацию социальных интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество расслаивается, дифференцируется на различные группы с несовпадающими интересами. Коль скоро общество когда-то (в период перехода от родового строя к классовому) перестало быть однородным, потребовался некий инструмент регуляции взаимоотношений выделившихся социальных групп, дабы они, как эффектно выражались классики марксизма, “не пожрали друг друга в бесплодной взаимной борьбе”. Такой инструмент был изобретен — им стало государство, то есть политическая организация, представляющая собой систему учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Главное назначение государства — обеспечивать целостность социума путем регуляции взаимоотношений между социальными группами, а также индивидами. Однако рассматривать государство в качестве этакого третейского судьи или нейтрального арбитра в бесконечных спорах драчливых социальных групп было бы наивно. Дело в том, что в обществе, разделенном на противоборствующие группы, “третьей”, незаинтересованной стороны просто нет. Государственные учреждения (правительства, парламенты, суды) заполняются людьми, принадлежащими к той или иной социальной группе. И, естественно, со своими, отличными от других интересами, которые и реализуют на непосредственно своем рабочем месте, в лучшем случае, не забывая о выполнении профессионального долга, социальной функции.

Поэтому одной из составляющих политического процесса, в конечном счете, и составляет борьба различных социальных групп за завоевание и использование ресурса государственной власти. Вокруг нее и разворачивается большинство политических конфликтов.

В специальной литературе и практике политику очень часто полностью идентифицируют с феноменом власти. В этом плане наиболее обобщающей и одновременно точной является трактовка политики, сформулированная ещё в 1515 г. Н. Макиавелли : «политика- есть совокупность средств и действий , которые необходимы , чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать её». При таком подходе раскрывается фундаментальное начало политики – механизм ее реализации – власть, но остаётся не раскрытым её социальный смысл. Кроме того, данный подход помогает обосновывать использование политики в любых, даже самых неблаговидных и асоциальнных целях. Поэтому на первый план необходимо, всё-таки, выдвинуть социальный смысл и назначение политики -

- это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп в направлении общего интереса, путём применения власти, как механизма обеспечения реализации этой деятельности.

3. Ст

Субъекты политики: это активное начало- действующие в сфере политики граждане , группы, слои, общественно-политические организации, институты, государства.

Будучи субъектами политики в одной ситуации, они же могут выступать в качестве объекта в другой ситуации.

Объекты политики: общественные явления , люди, процессы и т.д., на которых направлена деятельность субъектов политики.

Всегда присутствует объектно-субъектная взаимосвязь, она меняется в зависимости от расстановки и взаимодействия политических сил, от целей, от характера их взаимоотношений. В любом случае наиболее активен субъект политики – государственные организации, а наиболее общий объект (который ,впрочем,в определенных ситуациях\выборы, волнения, революции и т. д.\может выступать как субъект) – является общество целиком.

Политические отношения: взаимосвязь и взаимодействия субъектов политики и власти между собой.(отношения господства и подчинения; сотрудничества и соперничества, содействие или противодействие в сфере политики и т.д.).

Политическая деятельность: конкретные способы и формы реализации политических целей и интересов.

Политическое поведение: активность, направленная на поддержание или изменение существующих политических отношений.

Политическое сознание: осознанное отношение социальных субъектов к политическим интересам и целям.

Политическая организация: совокупность властных органов , политических партий и движений, организаций и т.д., социально-политических групп , которые представляют политические интересы отдельных социальных слоёв и общества в целом.

Политическое право: нормы, которые регулируют жизнь общества.

4. Основные свойства политики

1) инклюзивность- способность безграничного проникновения в другие сферы общества или соединения с другими регуляторами человеческих отношений.

Инклюзивность должна иметь свои оптимальные границы: излишне политизированное общество сдвигается к тоталитаризму, фактически упраздняя гражданское общество , недостаточно политизированное становится аморфным.

2) функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.

3) функциональность , то есть, способность служить обществу.

4) сущностная легитимность, как деятельности , направленной на благо общества и поэтому обществом поддерживаемое и созданное.

Основные формы политики:

- По масштабам - мировая, региональная, локальная.

- По субъектам - политика государства, партии, отдельного лица и т.д.

- По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, национальная , культурная, демографическая, военная и т.д.

- По основным функциям - внутренняя политика- направлена на реализацию планов, программ, социально- экономического и культурного развития самой страны, она призвана реализовывать как интересы общества в целом, так и всех регионов, социальных и этнических образований; внешняя политика – общий курс государства в международных делах.

Основные функции политики:

Наиболее общая функция: - руководство и управление общественными процессами и достижение интеграции различных слоёв населения, целостности и стабильности общества.

- Реализация этой функции достигается более частными функциями:

- Отображение властнозначимых интересов всех групп населения.

- Предоставление людям политических возможностей удовлетворения своих потребностей и изменение своего статуса.

- Изучение и рационализация противоречий, возникающие в результате реализации разносторонних интересов граждан, организация диалога по поводу противоречий.

- Социализация личности: приобщение человека к миру сложных социальных отношений, формирующих его как гражданина, человека.

- Обеспечение инновационности социального развития. Политика способна создать новые формы социальной организации.

Наши рекомендации