Компетенция ЕС. Общая внешняя политика. Политика безопасности.
Право Европейского Союза
Правовая система ЕС.
1. В 60-х годах полагали, что право ЕС является разновидностью порядка международного права.
1963 г. – Европейский суд подтвердил данную точку зрения.
Правовая система создавалась на основе межгосударственного договора; стали приниматься акты, порождающие права физических лиц.
1991 г. – дело «Франкович против Италии»; Европейский суд признал, что система ЕС отличается от национальной и международной систем. Эту же позицию поддержал Конституционный совет Франции в 2004 г.
Есть позиция, утверждающая, что система ЕС является симбиозом международного права и некоторых новелл. Есть точка зрения, что система ЕС является сочетанием систем романо-германского и общего права. Однако на уровне источников эти системы одинаковы.
3 системы права:
• Международное право;
• Национальное право;
• Право ЕС.
Соотношение права ЕС и национального права.
А) Верховенство права ЕС;
Б) Прямое действие права ЕС.
Приоритет норм ЕС над национальными нормами.
Отличие верховенства международного права в том, что лишь общие нормы и принципы международного права имеют верховенство над национальным правом. В отличие от международного права, принцип верховенства права ЕС над национальным устанавливается не государством, а самим ЕС.
В ЕС список источников шире.
1964 г. – дело «Кошта против Энел». Был установлен приоритет учредительных документов ЕС над национальным правом. Декларация №17 к Лиссабонскому договору закрепляет данный принцип.
1978 г. – дело Сименталь. Суд ЕС признал принцип приоритета актов ЕС над конституциями стран-участниц ЕС. Конституционный Суд ФРГ отказался признавать принцип верховенства актов ЕС (60-е – 70-е г.г.).
1996 г. – Государственный совет Бельгии признал приоритет актов ЕС над собственной Конституцией.
Принцип прямого действия.
Акты ЕС могут создавать субъективные права и обязанности физических и юридических лиц, которые могут защищаться в суде.
Исключение:
– при принятии решения о прямом действии нормы учитывается её содержание, форма и источник, которыми закрепляется правило поведения.
Источники:
a) акты, обладающие прямым действием во всех случаях;
b) акты, не обладающие прямым действием;
c) акты, обладающие прямым действием в зависимости от соответствия требованиям, установленным судебной практикой.
Соотношение права ЕС и международного права.
1) Общие принципы и нормы международного права имеют приоритет над нормами права ЕС (ст. 3 Договора о ЕС).
2) Право ЕС и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; конвенция имеет приоритет над актами ЕС.
3) Право ЕС и международное договорное право (приоритет права ЕС).
Принципы права ЕС.
Долгое время в учредительных договорах данные принципы не закреплялись, их закреплял Европейский суд. Все принципы можно разделить на общие и специальные.
Общие принципы:
1. Закреплённые в разделе 1 Договора ЕС (1992 год):
1.1. взаимоотношение ЕС с государствами;
1.2. определение компетенции ЕС;
1.3. установление, соблюдение и защита прав и свобод человека;
1.4. взаимодействие ЕС с соседними странами.
2. Демократические принципы, раздел 2 Договора о ЕС:
2.1. равенство граждан;
2.2. привлечение национальных парламентов в функционировании ЕС;
2.3. представительная демократия;
2.4. привлечение к участию в мероприятиях ЕС граждан и общественных объединений.
3. Функционирование ЕС (Договор о функционировании ЕС, 1957 год):
3.1. согласованность политики ЕС;
3.2. равенство мужчин и женщин;
3.3. гласность;
3.4. учёт интересов, защиты прав потребителей, животных, экологии;
3.5. обеспечение высокого уровня здравоохранения и образования;
3.6. запрет дискриминации.
В случае нарушения принципов свободы, демократии, правового государства, Еврокомиссия осуществляет расследование с правом дальнейшего обращения в суд.
Специальные принципы закрепляются в учредительных документах и нормативных актах и действуют при реализации отдельных политик ЕС (принципы сбалансированности бюджета ЕС; независимости членов Еврокомиссии и т.д.).
Источники права ЕС.
(форма внешнего выражения правил поведения, придающая им юридически-обязывающий характер)
3 группы:
• первичные;
• вторичные;
• судебная практика.
Обычаи формально не признаются источником права, но используется в практике.
Первичные источники.
1. Учредительные договоры:
a. Договор о ЕС 1992 г. в редакции 2007 г. (55 статей; содержит общие принципы и положения об общей внешней политике, политике безопасности);
b. Договор о функционировании ЕС 1957 г. в редакции 2007 г. (358 статей; раскрыты все вопросы функционирования ЕС).
Обладают равной юр силой, к Договорам прилагаются Протоколы и Декларации. Протоколы имеют равную силу с учредительными документами. В Протоколах могут устанавливаться изъятия для некоторых стран. Декларации имеют значение только при толковании.
1968 г. – дело Латтаке. Суд постановил о том, что Учредительные договоры имеют прямое действие, если их условия являются точными и безусловными.
Порядок пересмотра учредительных договоров.
1) обычная процедура
С инициативой пересмотра Учредительных документов могут выступать:
• Еврокомиссия;
• Европарламент;
• Правительство стран-участниц.
Предложения о пересмотре Учредительных документов направляются в Европейский Совет.
Европейский Конвент созывается Европейским Советом, вырабатываются предложения по изменению Учредительных документов, далее предложения рассматриваются на межправительственных конференциях, затем проходит саммит глав государств. Перевод на все языки государств, подписание договором министрами ин. дел, ратификация договора государствами-участниками в соответствии с внутренними конституционными правилами
2) упрощенная
В случае внесения изменений в часть 3 договора о функционировании ЕС 1957 г.
Европейский Совет принимает решение единогласно после консультации с Еврокомиссией, Европарламентом и ЕвроЦБ.
2. Хартия основных прав имеет равную с учредительными договорами силу.
3. ревизионные договоры
4. решения Евросовета в порядке упрощенной процедуры
5. договоры о присоединении
Вторичные источники.
1. правовые
а) акты, имеющие форму
- регламенты
-директивы
- решения
- рекомендации
- заключения.
Все правовые акты делятся на:
1) законодательные; удовлетворяющие следующим критериям:
- должны быть приняты в форме регламентов, директив, решений
- должны быть приняты институтами ЕС: Европарламентом совместно/отдельно с Советом (вместе или каждым в отдельности)
- принимается в порядке законодательной процедуры, которая может быть:
А) предполагать совместное принятие Европарламентом и Советом (общая процедура)
Б) предусматривающая принятие одним из этих органов в случаях, предусмотренных учредительным договором (специальная)
Регламенты – общеобязательные НА, имеющие целью унификацию права ЕС.
Особенности:
1) юр. обязательность
2) распространяется на всю территорию ЕС и на всех субъектов ЕС
3) акт прямого действия
Директивы – общеобязательные НА, имеющие целью гармонизацию прав (введение общих начал прав, регламентация в той или иной сфере).
Характеристики:
- юр. обязательность
- распространяется на всю территорию
- обращены только к государствам
- имеют нормативный характер
- не являются актами прямого действия
Предопределяют ее трансформацию в национальное законодательство: каждое государство обязано принять свой внутренний акт, регламентирующий соответствующие общественные отношения на основе принципов, заявленных в директиве, для этого каждому дается определенный срок.
В национальном акте должна быть ссылка на директиву.
В деле 1974г. суд установил, что директива может иметь прямое действие, если выполняются 4 условия:
1) содержание директивы является точным и безусловным
2) истекли сроки для трансформации директивы
3) государство не трансформировало директиву
4) директива не может наложить обязанности для индивида.
Принцип прямого действия касается только отношений «государство – частное лицо», при этом понятие «государство» понимается максимально широко.
Даже если спор между двумя частными лицами, частное лицо может обратиться в ЕвроСуд против государства, которое не приняло трансформацию директивы.
Решения – юридически обязательные акты, адресованные конкретному лицу, в том числе государству, принимаемые для осуществления практических мероприятий ЕС.
1994 г. – решением был оформлен статус омбудсмена. ЕвроСовет принимает документы в форме решений.
К незаконодательным относятся регламенты, директивы, решения, принятые:
А) вне обычной процедуры
Б) ЕЦБ, Европолом и др. организациями и учреждениями ЕС
В) юр. необязательные акты:
Рекомендации – предложения, которые вносятся институтом ЕС. Право внесения: Еврокомиссия, Европарламент (неограниченно), все остальные – в случаях, предусмотренных документами.
Заключения – официальная позиция институтов ЕС.
2) незаконодательные
- делегированные – общеобязательные акты Еврокомиссии, принятые на основе полномочий, предоставленных Европарламентом/Советом
- исполнительные – акты, принятые Комиссией, имеющие целью обеспечение исполнения базового документа (прикладной х-р)
- иные.
А) акты, принятые органами, институтами, учреждениями, не входящими в институциональную систему ЕС (акты особого рода, нетипичные)
Б) акты, принимаемые институтами в формах, не предусмотренных учредительными договорами (Белые, Зеленые книги)
В) внутренние регламенты, определяющие порядок работы институтов/министерств
Г) международные договоры
1982 г Kupforberg суд впервые признал за нормами международного д-ра прямое действие, если положения д-ра являются точными и безусловными.
Все международные договоры ЕС:
1. стандартные (заключаются, когда предмет договора полностью покрывается правосубъектностью ЕС).
2. совместные (заключаются, если предмет договора покрывается правосубъектностью ЕС и Евроатома).
3. смешанные (если предмет договора покрывается правосубъектностью ЕС и государств-членов: договор между ЕС и РФ).
Порядок опубликования и вступления в силу.
Правило: акт, устанавливающий П и О юл и фл подлежит обязательному опубликованию, обнародуется в официальном журнале ЕС, вступает в силу на 20 день после опубликования, индивидуальные акты не требуют опубликования.
- судебная практика
Судебные решения являются юридически обязательными для национальных/наднациональных организаций. Суд может принять решение в пр. компетенции решения публикуются в части Е Вестника Суда ЕС.
Соотношения источников права ЕС.
Первичные акты имеют приоритет над вторичными. В случае противоречия первичных документов приоритет отдается специальным нормам.
Проблема соотношения вторичных между собой.
Есть случаи, когда декларативное законодательство должно уступать по юр. акту, на основании которого они принимаются. Это касается и институтов, и актов.
Акты, принятые на основе учредительных документов, имеют приоритет над остальными.
Более поздняя норма имеет приоритет над более ранней. Индивидуальные акты не должны противоречить нормативным актам.
Система права ЕС.
(совокупность элементов, объединенных в единое целое)
Системность обеспечивается:
- Наличием принципов;
- нормы о защите прав и свобод имеют приоритет;
- юридикотехнические принципы взаимоотношений между нормами права ЕС.
Отрасли формируются:
- На основе однородности общественных отношений, которые они регламентируют; особенностей методов и принципов регулирования
Структура:
1) публичное
2) частное
особенности права ЕС:
1) больше количество комплексных отраслей (аграрные, внутреннего рынка и тд)
2) выделяется:
- институциональное право – регулирует порядок деятельности институтов ЕС.
- материальное – непосредственно регулирует отношения.
Соотношение права ЕС и европейского права:
1. Совпадение данных понятий;
2. Под европейским правом понимаются все нормы, действующие на территории Европы;
3. Нормы, общие для различных правовых систем Европы;
4. Европейское право – Конвенция 1952 года;
5. Европейское право как право европейского экономического пространства.
Компетенция ЕС. Общая внешняя политика. Политика безопасности.
Компетенция – юридические границы деятельности (предмет ведения, полномочия).
Предметная компетенция ЕС постоянно расширяется.
Предмет ведения – сфера общественных отношений, которая подлежит регулированию ЕС.
Полномочия – совокупность прав и обязанностей, связанных с регулированием общественных отношений предмета ведения.
Цели:
1) внешнеполитические:
a) стабильность;
b) развитие;
c) благосостояние;
2) социально-экономические:
a) создание внутреннего рынка;
b) социальная рыночная экономика;
c) обеспечение занятости населения;
d) научно-техническое развитие;
3) гуманитарные:
a) борьба с дискриминацией;
b) защита прав и свобод;
4) культурные:
a) защита и развитие культурного наследия;
5) правоохранительные:
a) пространство свободы, безопасности и правосудия.
Принципы компетенции.
1. Наделение компетенцией ЕС государствами-участниками.
2. Субсидиарность. Вопросы должны решаться на уровне, близкому к гражданам. Проблема должна иметь трансграничный аспект; решение проблемы на национальном уровне может повлечь нарушение учредительных документов и прав стран-участников. В протоколе к Лиссабонскому договору указано о применении принципов субсидиарности и рациональности.
Если принцип субсидиарности нарушен, то Европарламент и Евросовет могут отклонить законопроект.
Государства-члены ЕС могут подать иск об обнулировании.
Порядок:
1) Каждый национальный парламент имеет два голоса.
2) если голосов ½ или ¼ - акт не получил поддержки национального парламента
3) подобное не мешает Е. Парламенту принять нужное решение
4) увеличение политического значения
3. Пропорциональность. Впервые закреплён в судебной практике. - Меры для достижения цели не должны быть чрезмерными.
- сначала нужно применять «легкие» меры (рекомендация-директива-регламент)
Виды компетенции:
1) Исключительная;
2) Совместная;
3) Вспомогательная;
4) Дополнительная.
1) Решения принимает только ЕС.
• Таможенный союз;
• Денежная политика;
• Внешнеторговая политика.
2) Государства-участники законодательствуют в той степени, в какой ЕС не принимает актов.
3) ЕС осуществляет поддержку и координацию стран-участников (спорт, здравоохранение, туризм и тд).
4) ЕС приобретает возможности, не указанные в учредительных документах:
• «статьи-лазейки»;
Право ЕС принимать решения и осуществлять законодательное регулирование в сферах общественных отношений, не предусмотренных уставными документами, но регулирование которых обусловлено целями и задачами ЕС.
• механизм продвинутого сотрудничества (методы и приёмы, позволяющие осуществлять регулирование общественных отношений посредством использования институциональных возможностей ЕС в случаях, не предусмотренных учредительными документами).
Принципы продвинутого сотрудничества:
a) продвинутое сотрудничество осуществляется для реализации целей и задач ЕС, а также его интеграции;
b) продвинутое сотрудничество не должно нарушать учредительные договоры и институциональный механизм ЕС;
c) продвинутое сотрудничество осуществляется в тех же формах, что и деятельность ЕС;
d) продвинутое сотрудничество не должно повлечь собой создание параллельных структур;
e) финансирование продвинутого сотрудничества осуществляется из средств стран-участниц ЕС;
f) продвинутое сотрудничество не должно осуществляться по предмету ведения исключительной компетенцией ЕС;
g) не должен нарушаться единый внутренний рынок ЕС;
h) продвинутое сотрудничество не должно причинять ущерб внешней торговле с третьими странами;
i) продвинутое сотрудничество осуществляется минимум между девятью странами;
j) продвинутое сотрудничество должно уважать права и свободы других членов ЕС;
k) продвинутое сотрудничество открыто для присоединения других членов ЕС.
Порядок создания продвинутого сотрудничества:
1) государства-члены обращаются в Комиссию ЕС
2) Комиссия принимает решение и направляет проект в Совет и Парламент, которые должны принять положительное решение
3) решение Совета и Парламента
Особенности:
Введение в действие механизма продвинутого сотрудничества в область общественной внешней политики и политики безопасности.
Компетенцию так же можно разделить на:
- внутренняя – вопросы, относящиеся к компетенции ЕС
- внешняя – в отношениях с 3-ми странами и международными организациями
ЕС имеет право принимать:
А) односторонние меры
- принимать НА
-поощрительные меры
- экономические санкции
Б) двусторонние (многосторонние):
- Заключение международных договоров
Лиссабонский договор признал за ЕС правосубъектность. В 70е прецедентным правом было сформировано расширительное толкование правосубъектности ЕС.
Заключает договоры в случаях:
• если это прямо предусмотрено учредительным договором
• предусмотрено законодательством
• необходимо для реализации политики ЕС
• если международным договором устанавливаются общие правила регулирования ранее установленные в законодательстве ЕС (право интеллектуальной собственности)
- Участие в международных конференциях
- Принятие участие в работе международных организаций (ВТО, СЕ)
- Осуществление дипломатических отношений (возможность аккредитировать иностранных дипломатических представителей и иметь представительства Еврокомиссии в остальных странах)
Общая внешняя политика и политика безопасности.
Особо выделяется в рамках внешней компетенции. В договоре о ЕС.
- раньше решения принимались единогласно
- акты не обладают юр. силой
- компетенция суда Е.Сообщества не распространяется на данную сферу.
В связи с принятием Лиссабонского договора изменения:
1) стало возможным принимать юридически обязательные документы
2) сохранился единый порядок принятия решений в Совете
В некоторых случаях допускается использование квалифицированного большинства
3) по-прежнему институтами, ответственными за ведение ОВБП являются Европейский Совет (объединение глав государств) и Совет ЕС (объединение министерств).
Любая из стран может наложить вето, ссылаясь на вмешательство в основные интересы внешней национальной политики.
4) учреждение поста верховного представителя по иностранным делам и политики безопасности (Кэтрин Эштон)
Верховный представитель является вице-председателем Евр. Комиссии. Предстает в Е. суде в случаях рассмотрения дел по внешней политике. Осуществляет представительную функцию во внешних отношениях по делам ОВБП.
По делам экономического сотрудничества представительство осуществляется Председателем Комиссии.
Верховный представитель имеет право инициировать принятие акта по ОВБП минуя комиссию; осуществляет координацию деятельности государств-членов ЕС в международных организациях и при их участии в международных конференциях.
Председатель ЕвроСовета является председателем ЕС по ОВБП (полномочия не достаточно определены)
5) создание политики сотрудничества с приграничными государствами (обязанность сотрудничества)
6) внутри ОВБП выделяются:
- общая внешняя полтика
- внешняя
Создание европейского оборонного агентства, тактические военные группы.
Предусмотрен принцип коллективной безопасности.