Принципы и способы социального управления. Социальное программирование как технология социального управления
Методы социального управления – совокупность принципов (основных идей, правил ее проведения) и способов достижения его целей, направленных на все общество, отдельные группы, организации, конкретного человека.
Все принципы социального управления можно разделить на две группы: 1) общеполитические или общеуправленческие, действующие в сфере политики или управления в целом и их различных составляющих (комплексность, системность, приоритетность, дифференцированный подход к решению проблем, субсидиарность и др.) и 2) специфические, относящиеся преимущественно к социальному управлению. Основной принцип социального управления – принцип социальной справедливости. Кроме того, ко второй группе относятся социальная солидарность, социальная стандартизация, социальное страхование, адресность и ряд других.
Изменение принципов социального управления в годы реформ проявилось в: 1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов в отличие от комплексного подхода; 2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты; 3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой; 4) смещении акцентов от преимущественно административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации (определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования); 5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социального управления; 6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства; 7) новой идеологии социального управления (установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.).
Главный способ социального управления – государственное регулирование, последнее включает общеполитическое, общее экономико-правовое регулирование, государственную поддержку регионов, поселений, предприятий, социальных групп. В свою очередь к способам государственного регулирования относятся директивное планирование и индикативное регулирование. Особое значение в период социальных трансформаций, рыночных реформ в России приобрело индикативное регулирование – воздействие государства на социальную сферу при помощи организации определенных видов деятельности (производства, создания объектов социальной инфраструктуры), инвестиционной, налоговой политик, регулирования через рынок ссудного капитала (кредитно-денежная политика), государственного заказа (государственного потребления продукции частного сектора), программирования и прогнозирования. В условиях рынка важную роль играет также рыночное саморегулирование, под которым понимается саморегуляция, самонастройка основных социально-экономических процессов в условиях действия экономических законов (закона цен, закона спроса и предложения). Кроме того, особое место в социальной политике занимают различные способы, технологии социального взаимодействия, такие, например, как лоббирование, социальный контроль, социальное партнерство.
Особенности трансформации способов социального управления в годы реформ:
1) кардинальное изменение характера государственного регулирования социальных процессов: значительно сократилась роль директивного планирования; заметное развитие индикативного регулирования: налоговой политики, рынка ссудного капитала и др.; возрастание роли государственного программирования и прогнозирования; сокращение роли государственного заказа и государственной инвестиционной политики в развитии социальной сферы; 2) становление системы рыночного саморегулирования в социальной сфере и адекватных рынку общественных технологий.
Социальное программирование является одной из важнейших технологий социального управления, социальная программа – его инструментом. Технологической особенностью формирования социальной программы является программно-целевой подход. Типовая структура при составлении программ: Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; л) ожидаемые конечные результаты реализации; м) система реализации контроля за исполнением программы. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы. 3. Система мероприятий программы. 4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Механизмы реализации программы. 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией. 7. Оценка эффективности социально-экономических и политических последствий от реализации программы.
9.6.Социальное проектирование: понятие, задачи и методы. Этапы социального проектирования. Национальные проекты в России
Социальное проектирование является одной из форм и технологий социального управления. Социальное проектирование – это: 1) конструирование индивидом, группой (сообществом) или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованное по месту, времени и ресурсам; 2) проектирование социальных объектов, социальных процессов и отношений.
Сущность социального проектирования состоит в конструирование желаемого состояния будущего. Непременным элементом социального проекта являются социальные параметры, направленность на решение социальных задач.
Цель социального проектирования – создание социальных проектов. Социальный проект предназначен для отражения будущего желаемого состояния социальной системы, возникающего вследствие определенных действий людей при наличии определенных ресурсов. Социальный проект – сконструированное социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные или ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Социальным нововведением может быть управленческое решение, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального объекта, явления или процесса.
Типы проектов: 1) по характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие; 2) по направлениям деятельности: образовательные, научно-технические, культурные и др.; 3) по особенностям финансирования: бюджетные, инвестиционные, спонсорские, кредитные, благотворительные; 4) по масштабам: микропроекты, малые проекты и мегапроекты и др.; 5) по срокам реализации: кратко-, средне и долгосрочные и др.
Методы социального проектирования: 1) метод матрицы идей: на основе независимых параметров составляются варианты решений и определяется эффективный путь реализации проекта; 2) метод мозгового штурма: мобилизация интеллектуального потенциала для разработки вариантов решения проблемы; 3) метод аналогии: отбирают лучшее из имеющихся достижений и создают аналог; 4) метод ассоциации: решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь к цели и другие методы.
Жизненный цикл проекта состоит из десяти этапов: 1) разработка концепции проекта; 2) оценка жизнеспособности проекта; 3) планирование проекта; 4) составление бюджета; 5) защита проекта; 6) предварительный контроль; 7) реализация проекта; 8) по итогам мониторинга; 9) коррекция проекта; 10) завершение работ и ликвидация проекта.
Структура текстового описания проекта: 1 подход – типовая структура при составлении программ; 2 подход – структура конкурсных проектов общественных организаций.
Решение проблем выбора форм и методов государственного социального управления в России в начале 2000-х способствовало возникновению новации с 2005 г. – акценту на проектный подход. В национальных проектах выражены социальные приоритеты: 1) здоровье населения, развитие здравоохранения; 2) качество образования; 3) доступное жилье; 4) развитие АПК, социальное развитие села; 5) демографическое воспроизводство, борьба со смертностью и повышение рождаемости. На их основе разработаны целевые федеральные и региональные программы. В будущем необходимы не просто отдельные проекты и программы, а системные институциональные преобразования в социальной сфере по обеспечению общего баланса (демографического, социального, экономического, территориального).
Примеры социальных проектов в Алтайском крае: «Бирюзовая Катунь», «Алтайское Приобье», «Сибирская монета» и др.