Прокопий кесарийский о славянах и антах

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

Укладено за: Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- С.13.

Додаток 4.

Из «Повести временных лет» (перевод с древнерусского)

...По многом времени осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгарская, [и] от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими, где кто сел на каком месте, кто осел на реке Морава, и назвались Морава, а другие Чехами назвались.А вот тоже славяне: белые хорваты, сербы, хорваты... Другие же славяне пришли и поселились на Висле и назвались Ляхами, от тех Ляхов назвались Поляне, Ляхи другие Лютичи, иные Мазовшане, иные Поморяне. Также и те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались Полянами, а другие Древлянами, потому что [они] жили в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назвались Дреговичи, другие осели на Двине и назвались Полочане по речке Полота, впадающей в Двину, от нее прозвались Полочане. Словене же сели около озера Ильменя и назвались своим именем и сделали город и назвали его Новгород. А другие поселились по Десне, и по Сейму, по Суле и назвались Северянами. И так распространился славянский народ [«язык»], по нему и грамота назвалась Славянская.

Когда Поляне жили отдельно по горам этим, был путь из Варяг в Греки, а от Греков по Днепру, а вверху Днепра волок до Ловати, и по Ловати войти в озеро великое Ильмень; из этого озера течет Волхов и впадает в озеро великое Ново, и этого озера устье входит в море Варяжское... Днепр вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса, и течет на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами [«жерлами»] в море Хвалынское... А Днепр втекает в Черное море рукавом, это море называется Русским...

Поляне же жили особо и владели родами своими, потому что и до этих братьев были Поляне жили каждый с своим родом и насвоих местах... И было три брата, одному имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. Жил Кий на горе, где же ныне взвоз Боричев, а Щек жил на горе, которая ныне зовется Щеко-вица, а Хорив на третьей горе, которая от него прозвалась Хоревица. И возвели город во имя брата своего старейшего и назвали имя ему Киев. И был около города лес и бор великий, и они охотились за зверями. Были они мужи мудрые и разумные и назывались Поля­нами. От них же есть Поляне в Киеве и до сего дня.

Иные же, не ведующие, говорят, будто Кий был перевозчиком: у Киева был тогда перевоз с другой стороны Днепра, поэтому гово­рили «на перевоз на Киев». Но если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду, но этот Кий княжил в роде своем, и когда он приходил к царю, как говорят, то великую честь принял от царя, при котором приходил. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю и полюбил место и срубил малый городок и хотел осесть там с родом своим, но не дали ему живущие там вблизи. Еще и доныне называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил свою жизнь, а братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

Укладено за: Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- С.15.

Додаток 5

Из «Повести временных лет» (перевод с древнерусского)

...После смерти этих братьев [Полян] обижали Древляне и дру­гие соседи. И напали на них Хазары, на живущих на этих горах в лесах, и сказали Хазары: «Платите нам дань». Посоветовались Поляне и дали от дыма меч. Понесли [эту дань] Хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот добыли новую дань». Они же спросили: «Откуда?». Они же сказали: «В лесу на горах, над рекой Днепром». Они же спросили: «Что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая это дань, князь! Мы до­были ее оружием с одним лезвием, саблями, а у них оружие обоюдо­острое — мечи. Со временем они будут брать дань с нас и с дру­гих стран». Все так и сбылось: не по своей ведь воле говорили так [Хазары], а по божьему повелению...

... [После заключения договора с греками] Игорь начал княжить в Киеве, имея мир со всеми странами, и наступила осень, и задумал [он] пойти на Древлян, желая получить большую дань.

В лето 6453 [945 г.]. В этом году сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы — наги; пойди князь с нами за данью, тогда и ты добудешь и мы». И послу­шал их князь Игорь, пошел к Древлянам за данью [новою], он и его мужи творили насилие. И собрав дань, пошел в свой город. Когда же он шел обратно, то поразмыслил и сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и еще похожу». Отпустил дружину свою домой, с малой же дружиной возвратился [в землю Древлян], желая большего богатства. Древляне же, услышав, что Игорь идет опять, так подумали со своим князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему [послов], говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань». И не послушал их Игорь. И выйдя из [своего] городы Искоростеня, Древляне убили Игоря, потому что их было мало. И погребен был Игорь, и есть могила у города Искоростеня в земле Древлян.

Ольга же была в Киеве с сыном своим малолетним Святославом, а кормильцем его был Асмуд и воеводой был Свенельд, он же отец Мстиши.

И решили Древляне: «Вот [мы] убили князя Русского; возьмем жену его Ольгу за князя своего Мала, а с нею Святослава, и посту­пим с ним как захотим». И послали Древляне своих лучших мужей числом 20 [человек], в лодке к Ольге. И пристали они в лодке под Боричевым, тогда ведь вода протекала возле горы Киевской... И по­ведали Ольге, что пришли Древляне, и позвала их Ольга к себе и сказала им: «Добрые гости пришли. Скажите, чего ради пришли сюда?» Сказали Древляне: «Послала нас Древлянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, был муж твой как волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, они оберегали Древлян­скую землю, так пойди [замуж] за князя нашего Мала», было имя ему Мал, князю Древлянскому.

Укладено за: Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- С.16.


Додаток 6

Из «Повести временных лет» (перевод с древнерусского)

...И послала Ольга к Древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя, а то не пустят меня люди Киевские». Услы­хав это, Древляне избрали лучших мужей, которые управляли Древлянской землей12, и послали за ней. Когда же Древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, сказав так: «По­мывшись, приходите ко мне». Они же затопили баню и влезли в нее и начали мыться. И заперли баню вместе с ними. И повелела Ольга зажечь ее от дверей, и там все погорели. И послала к Древля­нам со словами: «Вот я уже иду к вам, так приготовьте меды многие в городе, где вы убили моего мужа, да поплачу я над гробом его и сотворю тризну мужу своему». Они же, услыхав это, свезли много меда и сварили. Ольга же, взяв малую дружину, шла налегке, и пришла к гробу его [Игоря] и плакала по муже своем. И повелела людям своим насыпать могилу великую, и когда насыпали, велела совершить тризну. Потом сели Древляне пить, и повелела Ольга своим отрокам прислуживать им. И сказали Древляне Ольге: «Где наша дружина, которую мы послали за тобой?» Она же сказала: «Идут за мной с дружиной мужа моего». И когда Древляне упи­лись, она повелела отрокам пить в их честь, а сама отошла прочь и велела дружине убивать Древлян, и посекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев и снарядила воев против оставшихся Древлян.

В лето 946 Ольга с сыном своим Святославом собрала многих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли Древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Свято­слав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и уда­рило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили Древлян. Древляне же побежали и запер­лись в городах своих. Ольга же с сыном своим устремилась на Искоростень-город, потому что его жители убили мужа ее, и стала около города с сыном своим, а Древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает.

И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне, и обязались давать мне дань, и обрабатывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голо­да, не соглашаясь давать дань». Древляне же сказали: «Рады бы мы давать дань, но ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего... и больше не хочу мстить, но хочу брать дань небольшую, и прими­рившись с вами пойду назад». Сказали же Древляне: «Чего ты хочешь от нас? Рады дать медом и скорою». Она же сказала им: «Ныне у вас нет ни меду, ни мехов, но малого у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возло­жить на вас тяжкую дань, как мой муж, вы ведь изнемогли в осаде, поэтому прошу у вас малого». Древляне же обрадовались и собрали с двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы уже покорились мне и моему дитяти, идите в город, а завтра я отступлю от города и пойду в свой город». Древляне же были рады и вошли в город и сказали людям...

Ольга же раздала воям по голубю каждому, а другим по во­робью и повелела к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув ее в маленькие платки, привязав ниткою к каждому из них. И повелела Ольга воинам своим, как только смеркнется, выпустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в гнезда свои, голуби — в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись голубятни, где клети, где башни, где хлевы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, потому что все дворы загорелись. И побежали люди из города, и повелела Ольга воям своим хватать их, и, взяв город, сожгла его, и захватила старейшин городских, а прочих людей — одних перебила, а других отдала в работу своим мужам (дружинникам), а оставшихся заставила платить дань. И наложила на них дань тяжкую: две части этой дани идут в Киев, а третья в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород — город Ольги. И пошла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиной, уставляя уставы и уроки и там становища ее и ловища, и вер­нулась в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пребывала в нем один год.

В лето 947 пошла Ольга к Новгороду и уставила на Мете по­госты и дани и по Лузе оброки и дани и ловища ее по всей земле знаменные и места и погосты и сани ее стоят в Пскове и до сего дня, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И все изрядивши, возвратилась к сыну своему в Киев и жила с ним в любви.

Укладено за: Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- С.18.

Додаток 7

«Правда Роська»

1) Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

2) Или будеть кровавъ или синь надъраженъ, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на немъ знамениа никоторого же, то ли приидеть видокъ; аще ли не можеть, ту тому конець; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мъзда.

3) Аще ли кто кого ударить батогомъ, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогомъ, или тылеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець.

4) Аще утнеть мечемъ, не вынемъ а его, либо рукоятью, то 12 гривне за обиду.

5) Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука, либо усохнеть, то 40 гривнъ. Аще будеть нога целаили начьнеть храмати, тогда чада смирять.

6) Аще ли перстъ утнеть который любо, 3 гривны за обиду.

7) А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.

8) Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.

9) Аще ли ринеть муж мужа любо от себе, любо к собе, 3 гривне, и пилона два выведеть; или будеть варягъ или колбягъ, то на роту

10) Аще ли челядинъ съкрыется любо у варяга, любо у кольбяга его за три дни не выведуть, а познають и в третий день, то изымати ему свои челядинъ, а 3 гривне за обиду.

11) Аще кто поедеть на чюжемъ коне, не прошавъ его, то положити 3 гривне.

12) Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порть, а по­знаете въ своемь миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду.

13) Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци
ему тако: пойди на свод, где еси взялъ; или не поидеть, то поручни-
ка за пять днии.

14) Аже где възыщеть на друзе проче, а он ся запирати почнеть,
то ити ему на изводъ пред 12 человека (вар.: мужа); да аще будеть
обидя не вдаль будетъ, достойно ему свои скотъ, а за обиду 3 гривне.

15) Аще кто челядинъ пояти хощеть, познавъ свои, то къ оному
вести, у кого то будеть купилъ, а той ся ведеть ко другому, даже
доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мне свои челядинъ
а ты своего скота ищи при видоце.

16) Или холопъ ударить свободна мужа, а бежить въ хоромъ, а госнодинъ начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить госпо-динъ за нь 12 гривне; а за тымъ, где его налезуть удареныи той мужь, да бьють его.

17) А иже изломить копье, любо щитъ, любо портъ, а начнетъ хо-тсти его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изло-милъ, аще ли начнеть приметати, то скотомъ ему заплатити, колико далъ будеть на немъ.

Укладено за: Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- С.19-20.

Додаток 8

З «Історії Русів» (переклад І. Драча)

«Історія Малої Росії до пори нашестя на неї Татар з ханом їхнім Батиєм злучена з Історією всієї Росії або ж вона і є єдина Історія Російська; бо ж відомо, що початок сеї історії, разом з початком правління Російського, береться од Князів і Князівств Київських, з прилученням до них лише одного Новгородського Князя Рюрика, і триває до навали Татар безперервно, а від сього часу буття Малої Росії в Загальній Російській Історії ледве згадується; по визволенню ж її від Татар Князем Литовським Гедиміном і зовсім вона в Російській Історії замовчана. Саме тому пропонована тут Історія Малоросійська писана на два періоди, тобто до нашестя Татарського екстрактом, а від того нашестя — широко і докладно».

Укладено за: Петровський В.В., Радченко Л.О., Семененко В.І. Історія України: Неупереджений погляд: Факти. Міфи. Коментарі / В.В. Петровський, Л.О. Радченко, В.І. Семененко.- Х.: ВД «Школа», 2007.- С. 320.

Література

1. Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до ХХІ століття / Л.І. Кормич, В.В. Багацький. – Харків: «Одіссей», 2002. – 479 с.

2. Бойко О.Д. Історія України: посібник / О.Д. Бойко.– К.: Видавничий центр «Академія», 2001. – 656 с.

3. Субтельний О. Україна: історія / О. Субтельний. – К: Либідь, 1994. – 736 с.

4. Кейда Ф. Український фольклор про Гайдамаччину / Ф. Кейда.- К.: Вирій, 1999.- 240 с.

5. Кульчицький С.В. Ціна “великого перелому” / С.В. Кульчицький.- К., 1991.- 234 с.

6. Даниленко В., Касьянов Г., Кульчицький С. Сталінізм на Україні: 20-30-ті роки / В. Даниленко, Г. Касьянов.- К., 1991.- 567 с.

7. Лозицький В. Політика українізації в 20-30-х роках / В. Лозицький // УІЖ.- 1989.- № 3.

8. Голод 1932-1933 років на Україні: очима істориків, мовою документів.- К., 1990.- 457 с.

9. Хорошун Б.І., Тимошенко О.І. Історія України у запитаннях і відповідях. Навч. посіб / Б.І. Хорошун, О.І. Тимошенко.- К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2003.- 288 с.

10. Історія України / Під заг. ред. В.А. Смолія.- К.: «Генеза», 2001.- 390 с.

11. Турченко Ф.Г. Історія України / Ф.Г. Турченко.- Київ.: “Генеза”, 2011.- 398 с.

12. Непомнящий Н.Н. Тайны древних цивилизаций / Н.Н. Непомнящий.- М.: «Издательство «Вече»», 2001.- 464 с.

13. Как была крещена Русь.- М.: Политиздат, 1988.- 383 с.

14. Ізюмов В.І. Історія України: Навчальний посібник для дистантного та заочного навчання студентів неісторичних спеціальностей / В.І. Ізюмов.- Донецьк: “ТОВ Юго-Восток, ЛТД”, 2005.- 179 с.

15. Жуковский А., Субтельний О. Нарис історії України / А. Жуковский, О. Субтельний.- Львів, 1991.- 500 с.

16. Лазарович М. Історія України: Навч. посіб / М. Лазарович. - К., 2008.- 389 с.

17. Кульчицький С. Україна між двома війнами (1921-1939 рр ) / С. Кульчицький. — К., 1999.- 122 с.

18. Новітня історія України (1900-2000): Підручник / Л. Слюсаренко, В. Гусєв, В. Дрожжин та ін. —К., 2000.- 345 с.

19. Литвин В. Історія України: Підручник / В. Литвин. - К., 2006.- 123 с.

20. Світлічна В.В. Історія України. Навчальний посібник / В.В. Світлічна.- К., 2006.- 218 с.

21. Безпалов М.Є., Бут О.М., Добров П.В., Шабельніков В.І. Історія України: погляд із сьогодення. Навчальний посібник / М.Є. Безпалов, О.М. Бут, П.В. Добров, В.І. Шабельніков.- Донецьк, 2004.- 136 с.

22. Грушевський М. Історія України-Русі / М. Грушевський. В 11 т. 12 кн.- Т. ІХ.-1.- К., 1996.

23. Костомаров М. Богдан Хмельницький / М. Костомаров М.- К.: Веселка, 1992.

24. Савченко Н.М., Подольський М.Н. Історія України: модульний курс / Н.М. Савченко, М.Н. Подольський.- К., 2006.- 260 с.

25. Толочко П. Київська Русь / П. Толочко.- К., 1996.-300 с.

26. Історія України: проблемні лекції для студентів неісторичних спеціальностей вищих навчальних закладів: навч.посіб. / Бут О.М., Бушин М.І., Вовк Ю.І. та ін.- Черкаси: ЧДТУ, 2012.- 129 с.

27. Безпалов М.Є. Історія України: семінари, кредитно-модульний зріз: навч. посіб. / М.Є. Безпалов, О.М. Бут, Т.І. Мармазова, В.І. Шабельніков.- Донецьк: ДонНУ, 2009.- 220 с.

28. Добров П.В. Історія України: курс лекцій і структурно-логічні схеми: навч. посібн. Для студентів усіх форм навчання та спеціальностей / П.В. Добров, І.М. Єсип.- 2-е вид.- Донецьк: ДонНУ, 2010.- 780 с.

29. Реабілітовані історією. Донецька область. Кн. 1, 12.- Донецьк, 2004, 2012.

30. Гриневич В.А. Україна і Росія в історичній ретроспективі: радянський проект для України / В.А. Гриневич, В.М. Даниленко, С.В. Кульчицький, О.Є. Лисенко.- К., 2004.- 220 с.

31. Хрестоматия по истории СССР с древнейшихи времен до конца ХVІІІ века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- 288 с.

32.Петровський В.В., Радченко Л.О., Семененко В.І. Історія України: Неупереджений погляд: Факти. Міфи. Коментарі / В.В. Петровський, Л.О. Радченко, В.І. Семененко.- Х.: ВД «Школа», 2007.- С. 320.

Наши рекомендации