Текст № 2. Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI в

Тема 1

ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.

План

1. Исторические источники и их типология.

2. Точность и репрезентативность информации исторических источников.

3. Методы источниковедческого анализа: внешняя критика источника, внутренняя критика источника.

4. Библиография: принципы описания и поиска источников.

Основная литература

1. Кириллов, В.В. История России: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.В. Кириллов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 9-15.

Дополнительная литература

1. Зуев, М.Н., Лавренов, С.Я. История России. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. C. 8-14.

2. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. История России до 1917 г. Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. Введение.

3. История России до конца XVII века. Учебник для академического бакалавриата. Отв. ред. Филюшкин А.И. - М.: Юрайт, 2015. Гл. 1, п. 1.5.

Задания

I. Прочитайте Тексты № 1-3.

II. Выберите один из текстов для источниковедческого анализа и заполните таблицу «Схема источниковедческого анализа исторического источника», анализируя выбранный текст.

Дополнительную информацию найдите в сети Интернет.

Схема источниковедческого анализа исторического источника:

№ п/п План анализа Источниковедческий анализ
1. Научное название источника  
2. Характеристика источника  
2.1. Вид источника      
2.2. Атрибуция (автор, его социальная характеристика)      
2.3. Время и место создания      
2.4. Обстоятельства и цели создания    
2.5. История функционирования в культуре    
3. Содержание источника
3.1. Интерпретация текста (истинный смысл текста, задачи автора, предубеждения автора, заимствования из других текстов)      
3.2. Историческое описание на основе фактов текста    
4. Выводы
4.1. Точность и репрезентативность источника    
4.2. Оценка значения источника      
4.3. Рекомендации для использования источника    

Текст № 1. Прокопий Кессарийский о славянах и антах, VI в.

Эти племена славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них… грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

Источник: Прокопий из Кессарии. Война с готами /

пер. с греч. С.П.Кондратьева. М., 1950. С. 297-298.

Текст № 2. Маврикий Стратег о славянах и антах, конец VI в.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться…

Источник: Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках

греко-римских и византийских писателей по VII в.

// Вестн. древ. истории. 1941. № 1. С. 253–257.

Наши рекомендации