Прокопий Кесарийский о восстании 532 г. в Константинополе

В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который, против чаяния, чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и синклита конец Город был поджигаем, как будто оказался в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы ... сделались жертвой пламени, и вместе с ними большие портики... многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми синклитиками заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. (Восставшие) подавали друг другу условный клич: «Ника! Ника!» (т.е. «побеждай! побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника...

Между тем у царя происходило совещание: что лучите делать, оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец царица Феодора сказала:

— Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагою. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их наилучшим обрачом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тех, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.

Так сказала царица; слова ее воодушевили всех. Укрепясь духом, советники рассуждали уже о том, каким образом можно бы защититься, если мятежники нападут на них... Царь (же) полагал всю надежду на Велисария...

(Велисарий) рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины... поражали всех без пощады, предался бегству... Победа была полной, убито великое множество народа.

Прокопий Кесарийский о том, как византийцы узнали секрет шелка

В то время некие монахи, прибывшие из Индии, зная, что царь Юстиниан находится в затруднении, так как персы не продают ромеям шелка-сырца, обещали царю внедрить этот шелк-сырец, чтобы ромеи ( Подразумевается Сасанидская держава в Иране III—VII вв., неизменная соперница сначала Римской, а потом Византийской империи.) могли не получать этот товар ни от персов, своих врагов, ни от каких-либо других народов. Ибо они провели длительное время в земле, расположенной выше Индии, (населенной) многочисленными народами и называемой Сериндой (Серинда — так византийцы называли Китай. Возможно, впрочем, что здесь подразумевается одна из областей Средней Азии.), где они в точности изучили искусство этого рода, чтобы возможно было получать в Ромейской земле шелк-сырец.

Продолжая исследовать и узнавать, справедливы ли слова, сказанные монахами, что какие-то черви производят шелк-сырец, (царь узнал), что живых червей перевезти невозможно, а их зародыши, напротив, удобны для перевозки и совершенно легки. Яйца, положенные каждым из червей, бесчисленны. Эти люди (т. е. монахи) закопали в навоз яйца спустя много времени после их откладки и через некоторое время достали живых червей. Царь (обещал) одарить мужей дарами, убеждая исполнить данное ими слово.

И они вновь отправились в Серинду и доставили яйца в Византию. Когда таким образом вывелись черви, они выпустили их кормиться на тутовые листья, и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле. Таковы были обстоятельства с шелком во время войны ромеев с персами.

Из Кодекса Юстиниана

Правосудии и праве

Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо... право есть наука о добром и справедливом.

1. По заслугам нас (знатоков права) называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц... Частное право делится на три части, ибо оно составляется из естественных норм, или из (предписаний) народов, или из (предписаний) гражданских.

3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда лее воспитание; мы видим, что животные, далее дикие, обладают знанием этого права.

4. Право народов — это право, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое — лишь для людей (в их отношениях) между собой. <...>

5. Гражданское право не отделяется всецело от естественного права и от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то создаем собственное, т. е. гражданское право.

6. Гражданское право — это то, которое происходит из законов, плебисцитов... мнений мудрецов.

Вопросы

1. Как вы полагаете, повлияло ли в действительности, вмешательство Теодоры на исход восстания?

2. Исходя из рассказа Прокопия о шелке, что можно сказать о причинах соперничества между византийцами и персами?

3. Попытайтесь объяснить, почему к «праву народов» римляне относили войну, торговлю и рабство?

Колыбель новой религии

С древности Средиземное море не столько разделяло, сколько связывало народы, жившие по его берегам. Во времена Римской империи Средиземноморье — это единый при всей своей пестроте мир. Но в раннее средневековье на пути общения средиземноморских народов появились неожиданные препятствия. В то время как в Европе торжествовало христианство, вдоль южного, восточного, а позже и западного берегов Средиземного моря стала распространяться новая мировая религия — ислам. С первых веков средневековья христианский мир и мир ислама тесно соседствовали и сильно влияли один на другой. Многое в средневековой истории Европы было связано именно с тем, что христиане и последователи ислама то воевали друг с другом, то мирно торговали и обменивались своими знаниями. Поэтому от границ Византии мы двинемся дальше на юг — в Аравию, где зародилась новая религия. Ей предстояло со временем найти миллионы последователей.

Ислам возник в VII в. у арабов. Арабы в те времена населяли Аравийский полуостров и прилегающие к нему с севера некоторые области Сирии. Арабы принадлежат к семитским народам.

Семитские народы (евреи, ассирийцы, финикийцы, арамеи) издревле населяли обширные земли на Переднем Востоке от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Семитские народы создали великие государства древности (Аккадское, Вавилонское, Иудейское, Набатейское царства).

Аравия

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. В центре Аравии располагается огромная Аравийская пустыня. Люди жили в основном в прибрежных районах, на краю пустыни.

По древним арабским легендам, родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама, «праотца» евреев. В Библии говорится, что Измаил был сыном Авраама и его рабыни Агари. Через некоторое время родился сын и у жены Авраама — Сарры. Измаил насмехался над младшим братом, и Сарра потребовала, чтобы Авраам изгнал Агарь и Измаила. Агарь ушла с сыном и вскоре заблудилась в пустыне. Там не было воды и пищи, и Агарь уже приготовилась к смерти. Она оставила плачущего сына под кустом, а сама села в изнеможении поодаль, рыдая. Тут она услышала голос ангела с неба, который сообщил ей, что Бог услышал Измаила и что Он произведет от Измаила великий народ. Неподалеку оказался источник с водой, и мать с сыном спаслись.

Наиболее развитыми в Аравии были две области: Йемен в юго-западной части полуострова и Хиджаз, протянувшийся через всю Западную Аравию с юга на север. Йемен отличался плодородием, там было достаточно воды и много плодовых деревьев (особенно фиников).

Йемен по-арабски означает «правый», «счастливый». Не только у арабов, но и у многих других народов правое одновременно обозначает и счастливое. Римляне, подражая арабам, называли Йемен «Счастливая Аравия» (Arabia felix).

Хиджаз отличался меньшим плодородием и большей засушливостью. Йемен и Хиджаз располагались на важном торговом пути, по которому в византийскую Сирию доставляли диковинные товары из Индии (специи, шелк, жемчуг). Поэтому в Йемене и Хиджазе выросло много торговых городов. На самой границе с пустыней селились арабские кочевники — бедуины, которые занимались скотоводством. Скотоводство не всегда давало им достаточно средств к существованию, и бедуины совершали грабительские набеги на земледельцев, горожан и торговцев. Они отличались храбростью и воинственностью. Хотя жизнь бедуинов была более грубой и простой, чем у жителей городов, кочевники славились своей образной и вдохновенной поэзией.

Богатство южно-аравийских государств издавна поражало современников. Из Библии известно о царице Савской, правительнице Сабейского государства в Йемене. Царица Савская услышала о мудрости иудейского царя Соломона (X в. до н. э.) и прибыла в Иерусалим, чтобы испытать его. Соломон без труда ответил на все хитроумные вопросы царицы. Изумленная и покоренная его умом, она подарила Соломону много золота, благовоний, драгоценных камней, а также корабль с грузом красного дерева.

Верования арабов

Арабы в большинстве своем были язычниками. Их религии имели много общего с верованиями других древних семитских народов. Особенно арабы почитали бога Утренней звезды и называли его Астар (бог войны и плодородия). Арабы поклонялись и богу луны (Син), богине-матери (Лат). Грозным и губительным богом считалось также Солнце. Арабы почитали бетили — природные и рукотворные каменные столбы, которые являлись и домом бога и его воплощением. Единой религии не было, в разных местностях Аравии почитались разные боги.

Кроме местных аравийских верований среди арабов распространились иудаизм и христианство.

Иудаизм — первая монотеистическая религия на Земле, последователей которой называют иудеями. Монотеизм в переводе с греческого языка означает единобожие, т. е. веру в Единого Бога. Первыми стали верить в Единое Божество евреи. Они построили и первый храм, посвященный Единому Богу. Бог, по вере иудеев, Творец неба и земли, всех людей. Он свят и справедлив. Жизнь людей наполнена смыслом, люди и народы живут, исполняя предначертания Бога.

Второй мировой монотеистической религией стало христианство.

Иудаизм принесли в Аравию евреи: торговцы, а также переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Торговцы-христиане, многочисленные монахи, священники из Византии и Эфиопии проповедовали в Аравии учение Христа. Арабы не были отгорожены от остального мира и знали, что заботило там людей.

Вопросы

1. Что вы знаете о семитских народах?

2. Найдите на карте Аравию и Индию. Как вы полагаете, каким путем доставлялись товары из Индии в Аравию: морским или сухопутным?

3.Среди арабов было много иудеев. Как вы думаете, к какому народу причисляли себя эти арабы-иудеи: к еврейскому или арабскому?

Наши рекомендации