Социалистическая реконструкция народного хозяйства
На апрельском (1929) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее.
В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ.
К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломаны. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).
В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. В состав т.н. кулачества включались три категории крестьян: 1) кулаки, занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) кулаки, не оказывающие активного сопротивления власти; 3) кулаки, признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категории подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из: первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты.
В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству, и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны.
Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах, первый из которых был принят в разгар коллективизации, второй — после ее завершения — «примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 г.
В Уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные, кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности — постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п.
Прием в члены артели производился правлением, решения которого утверждались общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались.
В сентябре 1932 г. принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепившее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП(б) указывается на необходимость создания унифицированных бригад. В 1933 г. были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новой форме оплаты труда) для колхозников.
С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного Устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имущества, которые обобществлялись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где формировался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона).
Усиление плановых и централистических начал сказалось в положении ст. 6, установившей обязанности колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осуществлять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.
В качестве основной формы организации труда Устав закреплял бригаду, в качестве оплаты — трудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обязательные нормы выработки.
В мае 1929 г. V Съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. XIV съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства («пятилетку в четыре года»). В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения.
Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 1930—1931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьянской трудовой партии», специалистами ВСНХ и др.).
Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих — членов партии негативно сказывалась на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецсредство», слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию).
Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется моментами непосредственного управления. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство.
Еще в 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами — отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление.
Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 г. центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (областные) тресты и (районные) промышленные комбинаты.
ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.
Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования повела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 г. целый ряд частных кредитных организаций (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. запрещается частным лицам открывать магазины и лавки.
В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующей реформе период существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от акта получения товара (коммерческое кредитование), С 1930 г. эта форма кредитования запрещается и заменяется банковским. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществляться по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью .
XVII съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.
Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация — децентрализация, ужесточение регулирования — либерализация и т.п.). Основными итогами ее становления стали: сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.