Развитие народного хозяйства

К моменту воцарения Александра II, в середине 50-х гг., численность населения России составляла около 70 миллионов человек, из них лишь 10% проживали в городах. Через 40 лет, к середине 90-х гг., численность населения империи возросла до 130 миллионов человек, из которых 17 миллионов (13%) проживали в городах. По темпам прироста населения Россия во второй половине XIX в. обгоняла все прочие европейские страны.

В этот период в России насчитывалось более 25 миллионов лошадей, 31 миллионов голов крупного рогатого скота, 12 миллионов свиней, 63 миллиона овец. Страна являлась крупнейшим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции.

Отмена крепостной зависимости крестьян должна была сильно изменить все условия хозяйственной деятельности в деревне. Эти преобразования происходили постепенно и начали приносить результаты через определенное время. Постепенно росла продуктивность сельскохозяйственного производства: если в начале 60-х гг. средний сбор зерновых составлял с десятины примерно 25 пудов, то через 20 лет поднялся до 40 пудов. Крестьянское хозяйство все больше и больше ориентировалось не только на удовлетворение продовольственных потребностей семьи, но и втягивалось в товарно-денежные отношения. Сельские общества и отдельные крепкие крестьянские хозяйства становились полноправными субъектами рыночной экономики.

Сохранялись и сложные проблемы. Нередко случалось, что земельный надел, размер которого составлял 3–4 десятины (десятина – чуть больше 1 гектара), просто не обеспечивал продовольственные потребности отдельной семьи. Крестьянские семьи, как правило, были большими (8–10 детей являлось обычным делом), и рост населения увеличивал и рост потребления. В то же время размер земельного владения оставался неизменным. Земля считалась собственностью общины («мира») и должна была распределяться по числу «едоков». Так как составы семей менялись, то необходимо было регулярно проводить переделы земли, которые осуществлять на практике было невозможно. В некоторых местах такие переделы проводились раз в несколько десятилетий, а в некоторых других после отмены крепостного права и до самой революции 1917 г. так и не были проведены. В результате происходило то, что называлось «обезземеливанием». Крестьянские семейные наделы дробились (родители «отрезали» детям, те, в свою очередь, своим детям и т. д.) и уменьшались. В деревне обострялась земельная нужда.

Малоземелье и общинная организация препятствовали крестьянину-общиннику перерасти в самостоятельного производителя, работавшего по законам рынка. Благосостояние крестьянской массы улучшалось медленно. Это касалось в первую очередь черноземных районов. Если на севере, где была развитая городская система, крестьянин мог уйти на заработки в близлежащие города (хотя бы на «мертвые» в деревне зимние месяцы), то на юге европейской России это сделать было значительно сложнее. Городов здесь было мало, «попытать» там свою удачу, продавая нехитрые изделия крестьянских промыслов или свои трудовые навыки, было сложно.

Правительство осознавало, что низкая продуктивность крестьянского земледелия не позволяет существенно улучшить имущественное положение основной массы населения. Когда возникли земские организации, власть стала поощрять эти органы самоуправления заниматься распространением среди крестьян современных агротехнических знаний. С этой целью на государственные средства в различных районах стали открываться школы и курсы, на которых крестьянам рассказывали и показывали, как надо вести дело, чтобы существенно повысить урожайность. В районах интенсивного земледелия появились и первые «опытные станции», и «показательные хозяйства», вызывавшие большой интерес.

Невзирая на пережитки и проблемы, в 60–70-е гг. наблюдалось интенсивное хозяйственное развитие. Неуклонно увеличивались число и финансовые обороты частных компаний. За десять лет, с 1863 г. по 1872 г., в России было учреждено более 300 акционерных обществ, что во много раз превышало число подобных предприятий, возникших ранее.

Под патронажем министерства финансов в России начался железнодорожный бум. С 1865 по 1875 г. протяженность железнодорожных сетей увеличилась почти в пять раз: с 3842 до 19 029 верст. Невиданные темпы требовали крупных инвестиций. Для этих целей министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом стали создаваться большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.

Эти меры требовали больших расходов, но с другой стороны – увеличивали бюджетные поступления, так как построенные железные дороги и заводы увеличивали доходы государства. Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных.

Последнее обстоятельство было особенно важным, так как главными статьями вывоза являлась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. В 1863 г. Россия экспортировала на мировые рынки 7,7 миллиона четвертей (четверть равна 210 килограммам), выручив за них 48,7 миллиона рублей, а в 1867 г. – 16,4 миллиона четвертей, что принесло 104,5 миллиона рублей. Если в 1863 г. общий доход от экспорта составлял 154,5 миллиона рублей, то в 1867 г. – 244,8 миллиона.

Наши рекомендации