Отлучение грешника от церкви
Методические рекомендации
К середине XVI в. Реформация добилась несомненных успехов во многих европейских государствах: она победила в значительной части германских княжеств, Швейцарии, Англии, скандинавских странах, проникла в Венгрию, Польшу, Францию и Нидерланды. Таким образом, вся Западная и Центральная Европа оказалась "заражена ересью". Однако к середине XVI в. католическая церковь от обороны перешла к активным действиям.
Особую роль в европейской контрреформации сыграли три организации: инквизиция, орден иезуитов и Тридентский собор.
Первая инквизиция была создана в 1233 г. для искоренения альбигойской ереси в Южной Франции. В XVI в. инквизиция становится учреждением, стремившимся распространить свою деятельность на всю Европу и заморские владения. "Формула отлучения от церкви", которая приводится в практикуме (документ 1), возникла еще в XIII в., но в период контрреформации она постоянно употреблялась католическими священниками для проклятия реформаторов церкви и их сторонников. Особенно активными были действия инквизиции в Испании, Нидерландах и Италии. "Надпись на здании севильской инквизиции" (документ 2) была сделана по распоряжению императора Карла V для устрашения еретиков.
Особую роль в борьбе с Реформацией сыграл Орден иезуитов (Общество Иисуса). Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). В 1534 г. он основал "Общество Иисуса" для борьбы с врагами католической церкви и расширения ее власти. В 1540 г. папа Павел III издал буллу об учреждении ордена (документ 3) и утвердил его устав. Выдержки из устава (документ 4) позволяют познакомиться с целями нового ордена, а также с требованиями, которые предъявлялись к его членам. В 1548 г. Игнатий Лойола написал книгу "Духовные упражнения", в которой изложил принципы организации и систему иезуитского воспитания (документ 5). Значительный интерес представляет реакция современников на деятельность инквизиторов в различных сферах общественной жизни. Некоторые сведения по этому вопросу содержатся в рукописи неизвестного автора "Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты" (документ 6).
Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентский собор (1545—1563). Главные решения были приняты на заседаниях 1562—1563 гг. Постановления собора знаменовали полную победу папства над сторонниками реформ внутри католической церкви и отказ от какого-либо компромисса с протестантами. Принятые на соборе постановления показали, что католическая церковь не пожелала уступить ни в вероучении, ни в культе и обрядах (документ 7).
I. ДОКУМЕНТЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКВИЗИЦИИ В XIII-XVI ВЕКАХ
Формула церковного проклятия
Отлучение грешника от церкви
[Созданная еще в XIII в., эта формула была в употреблении и в XVI и в XVII вв. В торжественной обстановке с амвона возглашалось]:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Пресвятой девы Марии, Иоанна Крестителя, Петра и Павла и всех святых, предаем анафеме и отлучаем от святого причастия... [такого-то], восставшего против нас. Да постигнет его проклятие наше в его доме, житнице, постели, поле, в дороге, городе, замке. Да будет он проклят в сражении, в молитве, в разговоре, в молчании, в еде, в питье, во сне. Да будут прокляты все его чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и все тело его от темени головы до подошвы ног.
Взываю к сатане со всеми его ангелами, да не примут они покоя, пока не доведуг этого грешника до вечного стыда, пока не погубит его вода или веревка, не разорвут дикие звери или не истребит огонь. Да осиротеют его дети, да овдовеет его жена. Предписываю тебе, сатана, со всеми твоими ангелами, чтобы, как я гашу теперь эти светильники, так ты погасил свет его очей. Да будет так, да 6yдет так! Аминь, аминь!"
[Произнеся это, проклинающий гасил находившиеся в его руках две восковые свечи, и этим выразительным жестом оканчивалось проклятие.]