Сопоставьте широкое и узкое толкования понятия «общество»
2. Что такое «социальный институт», какие виды социальных институтов можно выде-лить?
3. Сравните между собой понятия «эволюция» и «революция».
4. Растолкуйте все составляющие понятия «глобальные проблемы современности», назо-вите примеры таких проблем.
5. Сопоставьте экстенсивный и интенсивный пути развития.
Проблемные вопросы
1. Охарактеризуйте и сравните два типа окружающей человеческое общество среды.
2. Дайте все необходимые определения системы общества и прокомментируйте каждое из определений.
3. Что такое диалектика, в чем различия духовной (идеалистической) и материалистичес-кой диалектики, кто из ученых разработал ту и другую концепции?
4. В чем принципиальное различие двух линий общественного развития?
5. Сопоставьте стадии развития общества по орудиям и характеру производства, по соци-альным ценностям и уровню развития образования.
6. Почему борьба с международным терроризмом расценивается как глобальная проблема современности?
7. В чем заключается суть концепции ноосферы, кто ее автор?
8. На чем построена типология общества по критерию его социального состава?
9. Чем отличаются друг от друга присваивающий и производящий типы экономики, как происходил переход от одного типа к другому?
10. Покажите типичные проявления, а также основные пути и способы преодоления со-временного экологического кризиса.
11. В чем суть глобальной проблемы «Север-Юг», с какими другими глобальными про-блемами она связана?
12. Каковы возможные критерии общественного прогресса?
13. Докажите, что сохранение окружающей среды связано с другими глобальными про-блемами современности.
14. Покажите социальные аспекты глобальной проблемы наркомании.
15. Каким образом типы «открытое общество» и «закрытое общество» соотносятся с ви-дами государственных политических режимов?
16. В чем заключается неоднозначность и противоречивость современного общественного прогресса?
17. Каким образом формационный и цивилизационный подходы к обществу различаются в понимании общественного прогресса?
18. Каким образом отношение к природе менялось в те или иные периоды истории?
19. В чем заключаются современные подходы к решению глобальной проблемы стихий-ных бедствий?
20. Существует ли одна ведущая сфера общества? Обоснуйте свой ответ.
21. Приведите классификацию социальных изменений, дайте примеры по каждому из ви-дов.
22. Каким образом формационный и цивилизационный подходы к обществу различаются в выделении приоритетных сфер общества?
23. Каковы основные современные подходы к решению глобальной проблемы разоруже-ния?
24. В чем заключаются признаки и противоречия современного процесса глобализации?
25. Сравните между собой традиционную, индустриальную и постиндустриальную стадии развития общества.
26. Докажите, что глобальные проблемы современности взаимосвязаны с точки зрения их возникновения и способов решения.
27. Чем отличаются друг от друга общественно-экономические формации в соответствии с марксистской традицией в обществознании?
28. Что такое общественные отношения, какие виды общественных отношений принято выделять?
Раздел 2:
Тесты
1. К первичным потребностям по классификации А. Маслоу относятся:
А) социальные
Б) экзистенциональные
В) физиологические
2. Наиболее распространенным типом личности в реальном обществе является:
А) модальная личность
Б) нормативная личность
В) маргинальная личность
3. Завершающая стадия биологической эволюции человека – это:
А) homo erectus
Б) homo sapiens
В) homo habilis
Вопросы на термины
1. Сопоставьте понятия «человек», «индивид» и «личность».
2. Сравните между собой понятия «трудовая деятельность», «профессия», «специаль-ность» и «квалификация».
3. Дайте определение «потребностей человека» и соотнесите потребности с человеческой деятельностью.
4. Дайте определение понятию «агенты социализации» с примерами по стадиям социали-зации.
5. Соотнесите понятия «антропогенез», «социогенез» и «антропосоциогенез».
Проблемные вопросы
1. Как определяются и соотносятся между собой смысл и цель жизни человека?
2. Сопоставьте стадии и фазы социализации,
3. В чем суть религиозных взглядов на проблему смерти?
4. Охарактеризуйте функции, виды и формы общения.
5. Что такое бытие, каковы его основные формы?
6. Каковы причины и последствия маргинализации личности, в чем опасность роста мар-гинальных слоев общества?
7. Сравните между собой различные классификации человеческой деятельности.
8. Определите и опишите структуру человеческой деятельности.
9. Обоснуйте принцип возвышения потребностей человека.
10. Дайте классификацию человеческих потребностей А.Маслоу.
11. Охарактеризуйте понятие и элементы структуры человеческой деятельности.
12. Дайте определение и классификацию трудовой деятельности.
13. Охарактеризуйте биологическую эволюцию человека в ходе развития природы.
14. Что такое «социал-дарвинизм» в науке и общественной практике?
15. Чем отличаются друг от друга биологизаторская и социологизаторская концепции по-нимания сути человека?
16. Сравните между собой сущностный и функционально-ролевой подходы к определе-нию личности.
17. Сопоставьте мифологическое и религиозное мировоззрения.
18. Соотнесите между собой основные факторы формирования личности в обществе.
19. Охарактеризуйте уровни социальной зрелости личности.
20. Сравните между собой обыденное и философское мировоззрения.
Раздел 3:
Тесты
1. Намеренное искажение действительности – это:
А) заблуждение
Б) ложь
В) ошибка
2. Исследование целостного предмета путем рассмотрения его составляющих сторон – это:
А) синтез
Б) анализ
В) аналогия
3. Творчество связано:
А) с чувственным познанием
Б) с рациональным познанием
В) и с тем, и с другим
Вопросы на термины
1. Сравните между собой концепции сенсуализма и рационализма в общей теории позна-ния.
2. Сопоставьте интерпретацию, реинтерпретацию, конвергенцию, дивергенцию и конвер-сию как отдельные этапы понимания.
3. Соотнесите попарно методы абстрагирования и моделирования, индукции и дедукции на теоретическом уровне научного познания.
Проблемные вопросы
1. Охарактеризуйте суть и виды ненаучного познания.
2. Каковы роли объяснения и понимания в рациональном познании?
3. Чем отличаются друг от друга абсолютная и относительная истина?
4. Каковы уровни научного познания, какие методы характерны для каждого из них?
5. Что можно считать основным критерием истины?
6. К какому виду познания относится интуиция, и как это можно доказать?
7. Охарактеризуйте общелогические методы познания.
8. В чем расходятся материализм и идеализм в понимании мироощущений?
9. Какие виды памяти можно выделить, и как они участвуют в хранении полученной информации?
10. Каковы основные концепции познаваемости мира?
Раздел 4:
Тесты
1. Опирается на главенствующие и традиционные для данного народа ценности:
А) субкультура
Б) доминирующая культура
В) контркультура
2. На механизме покаяния построен следующий вид церковных обрядов:
А) негативные
Б) позитивные
В) искупительные
3. Для современной науки характерна(ы):
А) тенденция дифференциации
Б) тенденция интеграции
В) и та, и другая тенденции
Вопросы на термины
1. Сопоставьте термины «образование», «самообразование» и «воспитание».
2. Соотнесите понятия «материальная культура» и «духовная культура».
3. Сравните фундаментальные и прикладные научные направления.
4. Чем отличаются друг от друга «церковь», «секта» и «деноминация»?
5. Каково историческое происхождение и современное толкование термина «секуляриза-ция культуры»?
Проблемные вопросы
1. Что такое наука, каковы ее функции в обществе?
2. Охарактеризуйте наиболее распространенные и своеобразные национальные религии.
3. Сравните между собой основные концепции искусства, определите социальные функ-ции искусства.
4. Сопоставьте тенденции к дифференциации и интеграции в развитии современной нау-ки.
5. Сравните между собой мировые религии по времени возникновения, внутренним тече-нииям и распространению в современном обществе.
6. Покажите суть и структуру искусствознания, определите понятие «эстетика».
7. Охарактеризуйте уровни образования.
8. Охарактеризуйте современную классификацию научных направлений по предмету ис-следования.
9. В чем отличие ранних форм религий от религий спасения?
10. Сопоставьте два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали.
11. Покажите историческую динамику развития образования, определите характерные черты современного образования.
12. Что такое социальная ответственность современных ученых?
13. Назовите и опишите структурные элементы религии.
14. Охарактеризуйте исторический опыт взаимоотношений между религией и искусством.
15. Сравните между собой системы обучения в зависимости от методов преподавания, по-кажите характерные для них технологии.
16. Каковы функции культуры в обществе?
17. Сопоставьте народную, элитарную и массовую формы культуры.
18. Каковы ценности норм науки по Р. Мертону?
19. Сопоставьте образовательные учреждения в составе системы образования по источни-кам финансирования и формам организации учебного процесса.
20. Охарактеризуйте реформу образования в современной России.
Раздел 5:
Тесты
1. Основу потребительского сектора экономики составляет:
А) государство
Б) фирма
В) домашнее хозяйство
2. Наиболее массовый и болезненный вид безработицы – это:
А) фрикционная безработица
Б) структурная безработица
В) циклическая безработица
3. К переменным издержкам производства относится:
А) арендная плата за помещение
Б) покупка сырья
В) зарплата управленцев
Вопросы на термины
1. Дайте различные определения понятия «экономика», покажите уровни экономического анализа.
2. Сравните понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства», назовите виды каждой из данных категорий.
3. Сопоставьте понятия «бюджетный баланс», «бюджетный профицит» и «бюджетный де-фицит».
4. Дайте определение и разновидности современного менеджмента.
5. Соотнесите понятия «монополия», «монопсония», «олигополия», «олигопсония», «ес-тественная монополия».
Проблемные вопросы
1. Дайте определение и экономическое содержание собственности.
2. Сравните между собой виды прав на имущество.
3. Дайте определение «экономической системы», сравните традиционную экономическую систему и административно-командную экономическую систему.
4. Приведите классификацию форм собственности, сравните понятия «национализация» и «приватизация».
5. Сопоставьте между собой рыночную экономику свободной конкуренции и современ-ную рыночную экономику, в рамках последней выделите типичные национальные модели рынка.
6. Покажите основные способы приобретения и прекращения права собственности.
7. Где государство берет деньги на покрытие своих расходов?
8. В чем состоит главная цель предпринимательской деятельности, и как высчитывается ее конечный результат?
9. Нужна ли рынку помощь государства? Аргументируйте свою позицию.
10. Каким образом в истории развития общества сложилось товарное производство и де-нежное обращение? Покажите связь между собой этих двух явлений.
11. Каким образом может государство снижать уровень безработицы в стране в целом и каждого из ее видов по отдельности?
12. Покажите взаимосвязь бюджета государства и его налоговой политики, проанализи-руйте структуру первого и второго понятия.
13. Сопоставьте различные формы и системы заработной платы, покажите достоинства и недостатки каждой из них.
14. Чем отличаются друг от друга внутренний и внешний долги государства, в чем состоят негативные последствия крупного и непогашаемого внешнего долга страны?
15. В чем состоят суть и показатели эффективности производства, как соотносится с ними рентабельность производства?
16. Что такое конкуренция в условиях рыночной модели экономики, каковы виды такой конкуренции?
17. Каким образом установление равновесной цены связано со спросом и предложением?
18. Что такое права потребителей и каким образом они защищаются?
19. Что такое доходы населения, каковы их источники и категории?
20. В чем состоят тенденции развития современной мировой экономики?
Раздел 6.
Тесты
1. Исторические формы этноса – это:
А) общины
Б) племена
В) классы
2. Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу – это:
А) социальная мобильность
Б) социальное поведение
В) социальная роль
3. Авторитет распространяется на:
А) должность
Б) личность
В) профессию
Вопросы на термины
1. Соотнесите между собой понятия: «этнический состав населения», «титульная нация», «национальное большинство», «национальное меньшинство» и «диаспора».
2. Что такое «маргинализация», и какую опасность это явление представляет для общества?
3. Сравните между собой страты, сословия и классы.
4. Сопоставьте массу, публику и толпу как субъектов социального поведения.
5. Что такое «этноцентризм» и каковы его основные проявления?
Проблемные вопросы
1. В чем проявляются две современные тенденции развития межнациональных отношений и с какими видами национализма они связаны?
2. Докажите что «средний класс» является основой современного демократического обще-ства во всех сферах его развития.
3. Сравните между собой большие, средние и малые социальные группы, приведите примеры по каждой из двух категорий?
4. Покажите суть, причины и виды социальной мобильности, охарактеризуйте разновид-ности общества по критерию социальной мобильности.
5. Соотнесите три степени бедности по уровню доходов и социальным возможностям относящихся к ним индивидов и семей?
6. Сравните между собой рациональные и эмоциональные конфликты по длительности, по характеру развития, по объему, по используемым средствам, по сферам общественной жизни.
7. Определите и дайте сопоставительную характеристику специфических и неспецифичес-ких функций семьи.
8. Что такое брак, каковы его виды, в чем заключаются связанные с ним ритуалы и обы-чаи.
9. Как брак регламентируется нормами права и регулируется нормами морали?
10. Чем отличаются ролевое ожидание и ролевое исполнение, как они соотносятся с роле-вым набором, в каких случаях возникает проблема ролевого конфликта?
11. В чем заключаются причины и появления девиантного поведения?
12. Охарактеризуйте стадии и участников социального конфликта.
13. Приведите разнообразные классификации семей.
14. Каковы правовые процедуры развода, какие социальные последствия имеет это явле-ние?
15. Когда зародились те или иные исторические формы этносов, и как они используются в современном обществе?
16. В чем заключается жизненный цикл семьи?
17. Каковы суть и формы формального и неформального социального контроля?
18. Назовите и охарактеризуйте основные типы социального поведения.
19. Проанализируйте основные концепции происхождения социального неравенства.
20. Дайте определение социального статуса и сопоставьте между собой его виды.
Раздел 7.
Тесты
1. Партия авангардного типа необходима для:
А) однопартийной системы
Б) двухпартийной системы
В) коалиционной многопартийной системы
2. Мажоритарная избирательная система применяется в России при выборах:
А) Государственной Думы
Б) Президента РФ
В) президентов республик в составе РФ
3. Верховная власть государства в пределах данной территории – это:
А) независимость
Б) суверенитет
В) публичность
Вопросы на термины
1. Определите понятие «легитимации власти» и охарактеризуйте три ее основные типа.
2. Сопоставьте термины «механизм государства» и «орган государства», приведите клас-сификацию органов государства.
3. Сравните категории активного и пассивного избирательного права.
4. Чем отличаются друг от друга и как взаимосвязаны формы прямой и представительной демократии?
5. Сопоставьте либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социал-демо-кратизм, коммунизм и клерикализм как виды политических идеологий.
Проблемные вопросы
1.Дайте определение политической системы общества и охарактеризуйте подсистемы (элементы) данной системы.
2. Обоснуйте, что государство является ведущим институтом политической системы об-щества.
3.Сравнитемежду собой унитарные государства, федерации и конфедерации.
4.Докажите, что Россия является ассиметричной и самой сложной федерацией в мире, приведите данные о составе Российской Федерации.
5. Сопоставьте юридические свойства монархий и республик. Охарактеризуйте признаки каждой из разновидностей данных форм, приведите примеры стран, использующих ту или иную форму государственного правления.
6.Какие признаки президентскойреспублики и какие признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?
7.Покажите общее и особенное в характеристиках тоталитарных и авторитарных полити-ческих режимов.
8. Как складываются отношения между современными демократическими государствами и гражданскими обществами?
9. Почему в США, в условиях многопартийности, принципиальный внешнеполитический курс государства остается неизменным.
10.Сравните между собой мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При выборах каких органов власти современной России они применяются?
11. Сопоставьте различные типы партийных систем, какая из них применялась в Советском Союзе, а какая – в современной России?
12. Охарактеризуйте признаки и функции государства.
13. Сравните основные теории происхождения государства.
14. Какие основные цензы используются в современных избирательных системах?
15. Приведите различные классификации политических лидеров.
16. Каковы основные типы участия личности в политике?
17. Каковы основные принципы и процедуры организации демократических выборов?
18. В чем состоят суть, функции, структура и уровни политической культуры?
19. Что такое «чистые» типы политической культуры, и как они соотносятся в «граждан-ской политической культуре»?
20. Охарактеризуйте политические процессы в современной России.
Раздел 8.
Тесты
1.Право
1.Право занимает особое место в системе социальных норм, поскольку соблюдение правовых норм:
1) поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи;
2) обеспечивается авторитетом коллективного сознания;
3) обеспечивается силой государства;
4) опирается на представление о прекрасном и безобразном;
2. Правовые нормы занимают особое место в системе социальных норм, поскольку:
1) их нарушение встречает общественное осуждение;
2) их нарушение вызывает общественный протест;
3) они поддерживаются моральным сознанием верующих;
4) они закрепляются в законах, издаваемых государством.
3.Укажите правильное сочетание.
Нормы права отличаются от норм морали следующими признаками:
A. Существуют в письменных источниках.
Б. Обеспечивается государством.
B. Регулятивное воздействие на общественные отношения осуществляется через особый механизм.
Г. Поддерживаются силой общественного воздействия.
1) АГ;
2) ВГ;
3) АБВ;
4) все перечисленное.
4. Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:
1) существуют в сознании людей;
2) обеспечиваются государством;
3) возникают стихийно;
4) поддерживаются силой общественного воздействия.
5. Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:
1) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;
2) является воплощением идеала справедливости;
3) характеризуется особым порядком разработки и принятия;
4) обеспечивается силой общественного мнения.
Вопросы на термины
1. Определите понятие «право» и охарактеризуйте его основные признаки.
2. Сопоставьте термины «объективное право» и «субъективное право », приведите ряд общих характеристик права.
3. Чем отличаются друг от друга правовые нормы от отдельных групп норм не являющихся правилами поведения?
4. Сопоставьте структурные элементы норм – правил поведения – гипотеза, диспозиция, санкция.
Проблемные вопросы
1.Дайте определение правовой норме, охарактеризуйте основные отрасли российского права.
2. Обоснуйте, что Президент Российской Федерации выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.
3.Сравнитемежду собой полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
4.Докажите, что Россия является смешанной республикой.
5. Сопоставьте стадии законодательного процесса в современной России и в советский период.
6.Какие признаки президентскойреспублики и какие признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?
7.Какие органы составляют три ветви власти и как они взаимодействуют в правовом госу-дарстве?
8. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека легче и поются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России?