Сопоставьте широкое и узкое толкования понятия «общество»

2. Что такое «социальный институт», какие виды социальных институтов можно выде-лить?

3. Сравните между собой понятия «эволюция» и «революция».

4. Растолкуйте все составляющие понятия «глобальные проблемы современности», назо-вите примеры таких проблем.

5. Сопоставьте экстенсивный и интенсивный пути развития.

Проблемные вопросы

1. Охарактеризуйте и сравните два типа окружающей человеческое общество среды.

2. Дайте все необходимые определения системы общества и прокомментируйте каждое из определений.

3. Что такое диалектика, в чем различия духовной (идеалистической) и материалистичес-кой диалектики, кто из ученых разработал ту и другую концепции?

4. В чем принципиальное различие двух линий общественного развития?

5. Сопоставьте стадии развития общества по орудиям и характеру производства, по соци-альным ценностям и уровню развития образования.

6. Почему борьба с международным терроризмом расценивается как глобальная проблема современности?

7. В чем заключается суть концепции ноосферы, кто ее автор?

8. На чем построена типология общества по критерию его социального состава?

9. Чем отличаются друг от друга присваивающий и производящий типы экономики, как происходил переход от одного типа к другому?

10. Покажите типичные проявления, а также основные пути и способы преодоления со-временного экологического кризиса.

11. В чем суть глобальной проблемы «Север-Юг», с какими другими глобальными про-блемами она связана?

12. Каковы возможные критерии общественного прогресса?

13. Докажите, что сохранение окружающей среды связано с другими глобальными про-блемами современности.

14. Покажите социальные аспекты глобальной проблемы наркомании.

15. Каким образом типы «открытое общество» и «закрытое общество» соотносятся с ви-дами государственных политических режимов?

16. В чем заключается неоднозначность и противоречивость современного общественного прогресса?

17. Каким образом формационный и цивилизационный подходы к обществу различаются в понимании общественного прогресса?

18. Каким образом отношение к природе менялось в те или иные периоды истории?

19. В чем заключаются современные подходы к решению глобальной проблемы стихий-ных бедствий?

20. Существует ли одна ведущая сфера общества? Обоснуйте свой ответ.

21. Приведите классификацию социальных изменений, дайте примеры по каждому из ви-дов.

22. Каким образом формационный и цивилизационный подходы к обществу различаются в выделении приоритетных сфер общества?

23. Каковы основные современные подходы к решению глобальной проблемы разоруже-ния?

24. В чем заключаются признаки и противоречия современного процесса глобализации?

25. Сравните между собой традиционную, индустриальную и постиндустриальную стадии развития общества.

26. Докажите, что глобальные проблемы современности взаимосвязаны с точки зрения их возникновения и способов решения.

27. Чем отличаются друг от друга общественно-экономические формации в соответствии с марксистской традицией в обществознании?

28. Что такое общественные отношения, какие виды общественных отношений принято выделять?

Раздел 2:

Тесты

1. К первичным потребностям по классификации А. Маслоу относятся:

А) социальные

Б) экзистенциональные

В) физиологические

2. Наиболее распространенным типом личности в реальном обществе является:

А) модальная личность

Б) нормативная личность

В) маргинальная личность

3. Завершающая стадия биологической эволюции человека – это:

А) homo erectus

Б) homo sapiens

В) homo habilis

Вопросы на термины

1. Сопоставьте понятия «человек», «индивид» и «личность».

2. Сравните между собой понятия «трудовая деятельность», «профессия», «специаль-ность» и «квалификация».

3. Дайте определение «потребностей человека» и соотнесите потребности с человеческой деятельностью.

4. Дайте определение понятию «агенты социализации» с примерами по стадиям социали-зации.

5. Соотнесите понятия «антропогенез», «социогенез» и «антропосоциогенез».

Проблемные вопросы

1. Как определяются и соотносятся между собой смысл и цель жизни человека?

2. Сопоставьте стадии и фазы социализации,

3. В чем суть религиозных взглядов на проблему смерти?

4. Охарактеризуйте функции, виды и формы общения.

5. Что такое бытие, каковы его основные формы?

6. Каковы причины и последствия маргинализации личности, в чем опасность роста мар-гинальных слоев общества?

7. Сравните между собой различные классификации человеческой деятельности.

8. Определите и опишите структуру человеческой деятельности.

9. Обоснуйте принцип возвышения потребностей человека.

10. Дайте классификацию человеческих потребностей А.Маслоу.

11. Охарактеризуйте понятие и элементы структуры человеческой деятельности.

12. Дайте определение и классификацию трудовой деятельности.

13. Охарактеризуйте биологическую эволюцию человека в ходе развития природы.

14. Что такое «социал-дарвинизм» в науке и общественной практике?

15. Чем отличаются друг от друга биологизаторская и социологизаторская концепции по-нимания сути человека?

16. Сравните между собой сущностный и функционально-ролевой подходы к определе-нию личности.

17. Сопоставьте мифологическое и религиозное мировоззрения.

18. Соотнесите между собой основные факторы формирования личности в обществе.

19. Охарактеризуйте уровни социальной зрелости личности.

20. Сравните между собой обыденное и философское мировоззрения.

Раздел 3:

Тесты

1. Намеренное искажение действительности – это:

А) заблуждение

Б) ложь

В) ошибка

2. Исследование целостного предмета путем рассмотрения его составляющих сторон – это:

А) синтез

Б) анализ

В) аналогия

3. Творчество связано:

А) с чувственным познанием

Б) с рациональным познанием

В) и с тем, и с другим

Вопросы на термины

1. Сравните между собой концепции сенсуализма и рационализма в общей теории позна-ния.

2. Сопоставьте интерпретацию, реинтерпретацию, конвергенцию, дивергенцию и конвер-сию как отдельные этапы понимания.

3. Соотнесите попарно методы абстрагирования и моделирования, индукции и дедукции на теоретическом уровне научного познания.

Проблемные вопросы

1. Охарактеризуйте суть и виды ненаучного познания.

2. Каковы роли объяснения и понимания в рациональном познании?

3. Чем отличаются друг от друга абсолютная и относительная истина?

4. Каковы уровни научного познания, какие методы характерны для каждого из них?

5. Что можно считать основным критерием истины?

6. К какому виду познания относится интуиция, и как это можно доказать?

7. Охарактеризуйте общелогические методы познания.

8. В чем расходятся материализм и идеализм в понимании мироощущений?

9. Какие виды памяти можно выделить, и как они участвуют в хранении полученной информации?

10. Каковы основные концепции познаваемости мира?

Раздел 4:

Тесты

1. Опирается на главенствующие и традиционные для данного народа ценности:

А) субкультура

Б) доминирующая культура

В) контркультура

2. На механизме покаяния построен следующий вид церковных обрядов:

А) негативные

Б) позитивные

В) искупительные

3. Для современной науки характерна(ы):

А) тенденция дифференциации

Б) тенденция интеграции

В) и та, и другая тенденции

Вопросы на термины

1. Сопоставьте термины «образование», «самообразование» и «воспитание».

2. Соотнесите понятия «материальная культура» и «духовная культура».

3. Сравните фундаментальные и прикладные научные направления.

4. Чем отличаются друг от друга «церковь», «секта» и «деноминация»?

5. Каково историческое происхождение и современное толкование термина «секуляриза-ция культуры»?

Проблемные вопросы

1. Что такое наука, каковы ее функции в обществе?

2. Охарактеризуйте наиболее распространенные и своеобразные национальные религии.

3. Сравните между собой основные концепции искусства, определите социальные функ-ции искусства.

4. Сопоставьте тенденции к дифференциации и интеграции в развитии современной нау-ки.

5. Сравните между собой мировые религии по времени возникновения, внутренним тече-нииям и распространению в современном обществе.

6. Покажите суть и структуру искусствознания, определите понятие «эстетика».

7. Охарактеризуйте уровни образования.

8. Охарактеризуйте современную классификацию научных направлений по предмету ис-следования.

9. В чем отличие ранних форм религий от религий спасения?

10. Сопоставьте два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали.

11. Покажите историческую динамику развития образования, определите характерные черты современного образования.

12. Что такое социальная ответственность современных ученых?

13. Назовите и опишите структурные элементы религии.

14. Охарактеризуйте исторический опыт взаимоотношений между религией и искусством.

15. Сравните между собой системы обучения в зависимости от методов преподавания, по-кажите характерные для них технологии.

16. Каковы функции культуры в обществе?

17. Сопоставьте народную, элитарную и массовую формы культуры.

18. Каковы ценности норм науки по Р. Мертону?

19. Сопоставьте образовательные учреждения в составе системы образования по источни-кам финансирования и формам организации учебного процесса.

20. Охарактеризуйте реформу образования в современной России.

Раздел 5:

Тесты

1. Основу потребительского сектора экономики составляет:

А) государство

Б) фирма

В) домашнее хозяйство

2. Наиболее массовый и болезненный вид безработицы – это:

А) фрикционная безработица

Б) структурная безработица

В) циклическая безработица

3. К переменным издержкам производства относится:

А) арендная плата за помещение

Б) покупка сырья

В) зарплата управленцев

Вопросы на термины

1. Дайте различные определения понятия «экономика», покажите уровни экономического анализа.

2. Сравните понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства», назовите виды каждой из данных категорий.

3. Сопоставьте понятия «бюджетный баланс», «бюджетный профицит» и «бюджетный де-фицит».

4. Дайте определение и разновидности современного менеджмента.

5. Соотнесите понятия «монополия», «монопсония», «олигополия», «олигопсония», «ес-тественная монополия».

Проблемные вопросы

1. Дайте определение и экономическое содержание собственности.

2. Сравните между собой виды прав на имущество.

3. Дайте определение «экономической системы», сравните традиционную экономическую систему и административно-командную экономическую систему.

4. Приведите классификацию форм собственности, сравните понятия «национализация» и «приватизация».

5. Сопоставьте между собой рыночную экономику свободной конкуренции и современ-ную рыночную экономику, в рамках последней выделите типичные национальные модели рынка.

6. Покажите основные способы приобретения и прекращения права собственности.

7. Где государство берет деньги на покрытие своих расходов?

8. В чем состоит главная цель предпринимательской деятельности, и как высчитывается ее конечный результат?

9. Нужна ли рынку помощь государства? Аргументируйте свою позицию.

10. Каким образом в истории развития общества сложилось товарное производство и де-нежное обращение? Покажите связь между собой этих двух явлений.

11. Каким образом может государство снижать уровень безработицы в стране в целом и каждого из ее видов по отдельности?

12. Покажите взаимосвязь бюджета государства и его налоговой политики, проанализи-руйте структуру первого и второго понятия.

13. Сопоставьте различные формы и системы заработной платы, покажите достоинства и недостатки каждой из них.

14. Чем отличаются друг от друга внутренний и внешний долги государства, в чем состоят негативные последствия крупного и непогашаемого внешнего долга страны?

15. В чем состоят суть и показатели эффективности производства, как соотносится с ними рентабельность производства?

16. Что такое конкуренция в условиях рыночной модели экономики, каковы виды такой конкуренции?

17. Каким образом установление равновесной цены связано со спросом и предложением?

18. Что такое права потребителей и каким образом они защищаются?

19. Что такое доходы населения, каковы их источники и категории?

20. В чем состоят тенденции развития современной мировой экономики?

Раздел 6.

Тесты

1. Исторические формы этноса – это:

А) общины

Б) племена

В) классы

2. Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу – это:

А) социальная мобильность

Б) социальное поведение

В) социальная роль

3. Авторитет распространяется на:

А) должность

Б) личность

В) профессию

Вопросы на термины

1. Соотнесите между собой понятия: «этнический состав населения», «титульная нация», «национальное большинство», «национальное меньшинство» и «диаспора».

2. Что такое «маргинализация», и какую опасность это явление представляет для общества?

3. Сравните между собой страты, сословия и классы.

4. Сопоставьте массу, публику и толпу как субъектов социального поведения.

5. Что такое «этноцентризм» и каковы его основные проявления?

Проблемные вопросы

1. В чем проявляются две современные тенденции развития межнациональных отношений и с какими видами национализма они связаны?

2. Докажите что «средний класс» является основой современного демократического обще-ства во всех сферах его развития.

3. Сравните между собой большие, средние и малые социальные группы, приведите примеры по каждой из двух категорий?

4. Покажите суть, причины и виды социальной мобильности, охарактеризуйте разновид-ности общества по критерию социальной мобильности.

5. Соотнесите три степени бедности по уровню доходов и социальным возможностям относящихся к ним индивидов и семей?

6. Сравните между собой рациональные и эмоциональные конфликты по длительности, по характеру развития, по объему, по используемым средствам, по сферам общественной жизни.

7. Определите и дайте сопоставительную характеристику специфических и неспецифичес-ких функций семьи.

8. Что такое брак, каковы его виды, в чем заключаются связанные с ним ритуалы и обы-чаи.

9. Как брак регламентируется нормами права и регулируется нормами морали?

10. Чем отличаются ролевое ожидание и ролевое исполнение, как они соотносятся с роле-вым набором, в каких случаях возникает проблема ролевого конфликта?

11. В чем заключаются причины и появления девиантного поведения?

12. Охарактеризуйте стадии и участников социального конфликта.

13. Приведите разнообразные классификации семей.

14. Каковы правовые процедуры развода, какие социальные последствия имеет это явле-ние?

15. Когда зародились те или иные исторические формы этносов, и как они используются в современном обществе?

16. В чем заключается жизненный цикл семьи?

17. Каковы суть и формы формального и неформального социального контроля?

18. Назовите и охарактеризуйте основные типы социального поведения.

19. Проанализируйте основные концепции происхождения социального неравенства.

20. Дайте определение социального статуса и сопоставьте между собой его виды.

Раздел 7.

Тесты

1. Партия авангардного типа необходима для:

А) однопартийной системы

Б) двухпартийной системы

В) коалиционной многопартийной системы

2. Мажоритарная избирательная система применяется в России при выборах:

А) Государственной Думы

Б) Президента РФ

В) президентов республик в составе РФ

3. Верховная власть государства в пределах данной территории – это:

А) независимость

Б) суверенитет

В) публичность

Вопросы на термины

1. Определите понятие «легитимации власти» и охарактеризуйте три ее основные типа.

2. Сопоставьте термины «механизм государства» и «орган государства», приведите клас-сификацию органов государства.

3. Сравните категории активного и пассивного избирательного права.

4. Чем отличаются друг от друга и как взаимосвязаны формы прямой и представительной демократии?

5. Сопоставьте либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социал-демо-кратизм, коммунизм и клерикализм как виды политических идеологий.

Проблемные вопросы

1.Дайте определение политической системы общества и охарактеризуйте подсистемы (элементы) данной системы.

2. Обоснуйте, что государство является ведущим институтом политической системы об-щества.

3.Сравнитемежду собой унитарные государства, федерации и конфедерации.

4.Докажите, что Россия является ассиметричной и самой сложной федерацией в мире, приведите данные о составе Российской Федерации.

5. Сопоставьте юридические свойства монархий и республик. Охарактеризуйте признаки каждой из разновидностей данных форм, приведите примеры стран, использующих ту или иную форму государственного правления.

6.Какие признаки президентскойреспублики и какие признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?

7.Покажите общее и особенное в характеристиках тоталитарных и авторитарных полити-ческих режимов.

8. Как складываются отношения между современными демократическими государствами и гражданскими обществами?

9. Почему в США, в условиях многопартийности, принципиальный внешнеполитический курс государства остается неизменным.

10.Сравните между собой мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При выборах каких органов власти современной России они применяются?

11. Сопоставьте различные типы партийных систем, какая из них применялась в Советском Союзе, а какая – в современной России?

12. Охарактеризуйте признаки и функции государства.

13. Сравните основные теории происхождения государства.

14. Какие основные цензы используются в современных избирательных системах?

15. Приведите различные классификации политических лидеров.

16. Каковы основные типы участия личности в политике?

17. Каковы основные принципы и процедуры организации демократических выборов?

18. В чем состоят суть, функции, структура и уровни политической культуры?

19. Что такое «чистые» типы политической культуры, и как они соотносятся в «граждан-ской политической культуре»?

20. Охарактеризуйте политические процессы в современной России.

Раздел 8.

Тесты

1.Право

1.Право занимает особое место в системе социальных норм, поскольку соблюдение правовых норм:

1) поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи;

2) обеспечивается авторитетом коллективного сознания;

3) обеспечивается силой государства;

4) опирается на представление о прекрасном и безобразном;

2. Правовые нормы занимают особое место в системе социальных норм, поскольку:

1) их нарушение встречает общественное осуждение;

2) их нарушение вызывает общественный протест;

3) они поддерживаются моральным сознанием верующих;

4) они закрепляются в законах, издаваемых государством.

3.Укажите правильное сочетание.

Нормы права отличаются от норм морали следующими признаками:

A. Существуют в письменных источниках.

Б. Обеспечивается государством.

B. Регулятивное воздействие на общественные отношения осуществляется через особый механизм.

Г. Поддерживаются силой общественного воздействия.

1) АГ;

2) ВГ;

3) АБВ;

4) все перечисленное.

4. Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:

1) существуют в сознании людей;

2) обеспечиваются государством;

3) возникают стихийно;

4) поддерживаются силой общественного воздействия.

5. Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

1) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

2) является воплощением идеала справедливости;

3) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

4) обеспечивается силой общественного мнения.

Вопросы на термины

1. Определите понятие «право» и охарактеризуйте его основные признаки.

2. Сопоставьте термины «объективное право» и «субъективное право », приведите ряд общих характеристик права.

3. Чем отличаются друг от друга правовые нормы от отдельных групп норм не являющихся правилами поведения?

4. Сопоставьте структурные элементы норм – правил поведения – гипотеза, диспозиция, санкция.

Проблемные вопросы

1.Дайте определение правовой норме, охарактеризуйте основные отрасли российского права.

2. Обоснуйте, что Президент Российской Федерации выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

3.Сравнитемежду собой полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.

4.Докажите, что Россия является смешанной республикой.

5. Сопоставьте стадии законодательного процесса в современной России и в советский период.

6.Какие признаки президентскойреспублики и какие признаки смешанной республики сочетаются в форме правления современной России?

7.Какие органы составляют три ветви власти и как они взаимодействуют в правовом госу-дарстве?

8. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека легче и поются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России?

Наши рекомендации