Проблема объективности журналистского творчества
Поскольку творчество всегда имеет субъективную сторону, большая роль отводится личности, которая творит журналистские произведения, поскольку журналист приносит свое собственное субъективное видение мира в свои тексты, возникает проблема: насколько адекватно журналист отражает мир, проблема объективности журналистского творчества.
Объективность журналистского творчества зависит от правильной постановки проблемы. Важно, чтобы проблема существовала не только в сознании журналиста, но и в реальности. Проблема требует предварительногоисследования или тщательного обдумывания.
Если правильно поставлена проблема, то журналистский текст будет более объективен, и восприятие текста аудиторией – адекватным.
В целом движение от темы к тексту – это движение от большей субъективности к большей объективности.
Вопросы и задания
1. Какие моменты творческого процесса в журналистике Вы считаете творческими, а какие – нет? Обоснуйте свою точку зрения. Надо ли избавляться от нетворческих моментов в журналистике? Аргументируйте.
2. Почему исходным моментом журналистского творчества называют выявление общественно значимой проблемы? Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
3. Разбейте на этапы творческий процесс при написании Вами одного из журналистских материалов. Проанализируйте свое поведение в ходе подготовки этого материала. Что можно было улучшить?
4. Общеизвестна решающая роль факта в журналистских материалах. Но остается ли в них место для вымысла? Что такое домысел в журналистике? Какую роль играет воображение в журналистике?
5. Вспомните, как рождались темы Ваших журналистских материалов. На основе анализа личных ситуаций попробуйте выявить типичные способы появления журналистской темы.
6. Проследите воплощение замысла автора в анализируемом Вами произведении. Какова авторская гипотеза в данном материале?
Глава 5. Методологические основы журналистского творчества
Общие методы журналистики
Понятие метод происходит от греческого слова «путь» и означает в широком смысле способ движения познания и способ применения практических навыков. Общая методология занимается обоснованием и конструктивной критикой наличных методов, выявлением их возможностей и границ.
Методология журналистского творчества – это система используемых в творческом процессе знаний о закономерностях публицистики, сущности, системе и способах применения методов журналистского творчества.
Методология журналистского творчества включает общие методы познания; методы научного, художественного познания, которые составляют методологические основы публицистической творческой познавательной деятельности и методологические принципы публицистического изложения.
Методы, применяемые в любой профессии, в том числе и в журналистике, можно разделить на общие, специальные и частные.
Общие – методы, применяемые во всех специальностях информационно-коммуникативного цикла.
Специальные – методы, характерные для определенной сферы деятельности, в данном случае для журналистики. Эти методы отличают ее от родственных специальностей. Именно особая методика сбора и изложения информации делает журналистику журналистикой, особой профессией в ряду других коммуникативных специальностей.
Частные методы – методы, применяемые в отдельных областях журналистики, которые имеют отношение к журналистской специализации.
Общие методы часто не осознаются в процессе практической работы, задают общие принципы построения, тональность, философию текста.
Диалектический метод как система общих мировоззренческих принципов в познании и творчестве. Общий взгляд на мир, которому свойственно развитие. Источник этого развития находится внутри предметов и явлений. Движущая сила развития – обострение и снятие противоречий. Поэтому журналист, исследуя любое явление, исследует и его развитие: источник проблемы, пути решения, перспективы ситуации.
Метод системного анализа социальных явлений. Журналист должен обладать социологическим мышлением, уметь совмещать политический и эстетический, экономический и этический правовой и философский подходы к анализу явлений жизни. Например, журналист анализирует появление в обществе новых русских. В этом случае, отталкиваясь от общественной системы в целом, можно говорить о расслоении общества на богатых и бедных, отсутствии среднего класса. Если он говорит о роли новых русских в экономике, хорошо, если бы это было дополнено, например, этикой нового класса. Это вовсе не значит, что каждая статья, даже если журналист выбирает узкую тематику, должна предлагать читателю масштабный анализ. Для каждой темы нужно выстроить собственную систему. Важно, чтобы не было однобокости ее рассмотрения. Например, журналист выбирает тему «Интеллектуальные способности новых русских в анекдотах». И рассматривает эту социальную группу не в системе экономики, а в системе анекдота. Сравнивает их интеллектуальные способности с интеллектуальными способностями чукчи и Василия Ивановича, например; выявляет отношение к этим новым персонажам анекдота и т.п.
Метод индуктивного изложения учитывает особенности аудитории. Аудитория СМИ – массовая, это значит, что нужно готовить тексты, рассчитывая на то, чтобы быть понятым максимально большим количеством людей. Отсюда и основной принцип изложения – от простого к сложному. Отсюда – приемы вариативности, повторения, обращение к диалогическим формам повествования (читающий может получить ответ на вопрос, который бы задал он сам). Наиболее часто применяется индукция через отбор и индукция через исключение, дающая возможность сортировки накопленных фактов, выделения наиболее существенных и показательных среди них, исследования явления в чистом виде.
Метод художественного познания – выявление типического через индивидуальное. Этот метод роднит журналистику с литературой. Журналисты всегда рассказывают о социальных явлениях, опираясь на конкретные факты, конкретных людей. Но это всегда также не просто случайные факты, а рассказ о более общем, о социальном явлении или проблеме. Например, в материале о спонсорстве как социальном явлении обязательно будет рассказано о конкретном спонсоре, оказавшем помощь детскому дому.
Методы психологии и социальной психологии. Журналисту необходимо знание психологии собеседника, от которого он собирается получить информацию, как к нему подойти, как реагировать на сложные моменты в разговоре, как, используя психологические приемы, построить разговор с разгневанным читателем. Но ему необходимо также знание психологии аудитории, общественного мнения и конкретных читателей, чтобы прогнозировать нужное восприятие материала.
Общенаучные методы анализа и интерпретации данных (классификация, группировка, систематизация и т. д.) применяются при обработке собранной журналистом информации.
Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Группировка является формой классификации и позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами.
Классификация и группировка предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами.
5.2. Специальные и частные методы журналистики
Методы журналистики делятся на методы изучения ситуации и методы изложения.
Методы изучения ситуации – это система приемов познавательной деятельности, применяя которые журналист приходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями.
Методы изложения – это система приемов представления аудитории полученного в ходе познания материала.
Дадим краткую характеристику каждой из этих групп методов. К методам изучения ситуации относятся: наблюдение, эксперимент, проработка письменных источников, опрос (интервью). Предлагаются также нетрадиционные методы, такие как прогнозирование и биографический метод.
По сути журналистское образование означает овладение профессиональными методами сбора социальной информации и умение ее излагать в соответствии с нормами, принятыми в журналистике.
Метод наблюдения – самый оперативный в журналистике, и потому один из самых любимых. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. С помощью метода наблюдения журналист может познать в окружающем мире не только внешнюю сторону событий, наблюдать можно и проявление чувств, эмоций, а логическое обдумывание придает увиденному особую ценность.
Наблюдение в журналистике синтетично, оно вбирает и житейские восприятия и планомерную работу. Кроме того, наблюдение в журналистике в отличие от наблюдения в быту – избирательно. Журналист наблюдает в соответствии с определенной установкой, зависящей от редакционного задания.
Одной из особенностей наблюдения, затрудняющей подчас работу журналиста, является его «разовость». Событие произошло и никто не повторит его «на бис» для журналиста, даже если он не успел что-то зафиксировать в своем блокноте. Поэтому способность к внимательному и избирательному наблюдению необходимо тренировать. Во всех случаях, когда это возможно, длительное наблюдение предпочтительнее, чем спонтанное, одноразовое, оно наиболее близко к системному научному наблюдению.
Эксперимент в журналистике направлен к тому, чтобы отчетливее, нагляднее обнаружить социальный смысл явления, сократить путь к достижению истины, использовать результаты эксперимента как веские доводы в пользу выдвинутой журналистом идеи. Например, известны журналистские эксперименты по проверке качества обслуживания и вообще услуг, которые предлагаются населению. Журналист звонит в несколько организаций, предоставляющих услуги определенного рода (чудесное исцеление от всех болезней или гарантированное трудоустройство на высокооплачиваемую работу и др.) и пытается личным примером проверить качество этих услуг и, если нужно, разоблачить мошенников. На телевидении есть возможность наглядно увидеть эксперимент не только с участием людей, но и с предметами. Так, в передаче «Человек и закон» был показан эксперимент с ультразвуковой стиральной машиной «Ретона», реклама которой не сходила с экранов. Снят он был, кстати, тоже по принципу рекламных роликов. На наших глазах одну футболку постирали в обычном порошке (и пятна исчезли), а другую при помощи «Ретоны» (и пятна остались).
Проработка письменных источников (работа с документами): использование документов в журналистском тексте придает ему большую доказательность, вызывает большее доверие к выводам журналиста. При проведении журналистского расследования они оказываются просто незаменимым доказательством, помогающим отстоять позицию журналиста не только на страницах прессы, но и, если нужно, даже в суде. Методы анализа документов делятся на две большие группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы в свою очередь – на общие (понимание, осмысление, интуиция) и специальные методы (источниковедческий, психологический, юридический анализ). К формализованным методам анализа документов относится прежде всего контент – анализ текста документа.
Беседа (опрос) может проходить как в устной очной (интервьюирование), так и в письменной заочной форме (анкетирование). Хотя чаще в журналистике, конечно, встречается интервьюирование. В зависимости от числа участвующих в опросе лиц опрос может быть индивидуальным и групповым. Исследователи выделяют также персональный (экспертный) опрос, когда мнение отвечающего на вопросы является наиболее ценным, он является ведущим специалистом в области, интересующей журналиста.
Более подробно о методах изучения ситуации поговорим далее, а сейчас кратко остановимся на методах изложения. Они, в свою очередь, делятся на две группы в соответствии с тем, что именно излагается журналистом – факты или мнения: методы изложения фактов и методы изложения культурологических и идеологических средств. Качественный состав этих групп методов представлен в табл. 5.1.
Таблица 5.1.
Методы изложения в журналистском творчестве
Методы изложения фактов | Методы изложения культурологических и идеологических средств |
Типизация | Цитирование |
Рассуждение | Изложение |
Объяснение | Переосмысление |
Характеристика | Апеллирование |
Констатация | Словесная инкрустация |
Описание (репортажное, реконструированное) | |
Повествование (репортажное, реконструированное) |
Вначале остановимся подробнее на методах изложения фактов.
Типизация– подведение некоего единичного явления под определенный класс явлений. Например: Вовочка Иванов поступал как все двоечники: прогуливал школу и не учил уроки.
Характеристикапредставляет собой выводы журналиста относительно сущности того или иного человека или явления. При использовании в тексте характеристики необходимо обращать внимание на ее целесообразность (добавляет ли она какие-то новые штрихи к портрету героя или анализу ситуации), точность выводов относительно характеризуемого явления и аргументированность этих выводов.
Например: Вовочка Иванов был крайне любознателен и имел непоседливый нрав.
Рассуждениекак метод в отличие от характеристики предъявляет и процесс мыслительной деятельности журналиста. Например: Вовочка Иванов был неоднократно замечен при наблюдении за жизнью окрестных котов, отсюда можно сделать вывод о его любознательной натуре.
Предметом для рассуждения могут быть поиск причин и следствий события или поведения человека, соотношение старого и нового в явлениях, сопоставление особенного, индивидуального и типичного, части и целого, известного и неизвестного.
Основные правила рассуждения:
ü целенаправленность (понимать, для чего в тексте необходимо рассуждение);
ü логика (рассуждение должно быть выстроено логически безупречно, продумана система аргументации);
ü новизна поворотов мысли, небанальность рассуждения и выводов; убедительность;
ü афористичность, краткость вывода.
Объяснениепредполагает движение мысли обратное рассуждению, т.е. от вывода к его аргументации. Например: Я считал Вовочку Иванова натурой любознательной, потому что он часто наблюдал жизнь окрестных котов.
Констатация– простое называние факта. Например: Вовочка Иванов – ученик средней школы № 123 г. Омска.
Применение этого метода также регламентируется определенными правилами: точность, четкость и полнота наименования того, что констатируется, а также определенность и точность пространственно временных границ происходящего.
Описание(репортажное, реконструктивное) – воспроизведение реалий действительности в предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных слышимых и видимых деталей. Нередко включает в себя выраженную лексическими средствами оценку отображаемого. Но в отличие от характеристики это чаще всего оценка внешних сторон предмета, человека или явления. Репортажное описание – описание того, что журналист слышал и видел сам, находясь на месте события, а реконструктивное описание предполагает реконструкцию происходящего со слов очевидцев.
Например: Вовочка Иванов очень любил надевать ярко-оранжевую куртку с красными полосами через всю грудь.
О чем необходимо помнить, вставляя в журналистский материал длинные, красочные описания? Перечислим ориентиры для эффективного журналистского описания:
ü отбор деталей для воспроизведения должен направляться «сверхзадачей» материала;
ü необходимо чувство меры, нужно отбирать для описания только самое важное;
ü необходимо обозначать в информации приметы авторского присутствия или присутствия источника;
ü для реконструктивного описания: специально установить границы реальности и проверить действительность отобранных деталей.
Повествование(репортажное, реконструктивное) – последовательное воспроизведение основных моментов происходящего. Например: Однажды Вовочка Иванов пошел в школу. Увидев черного кота, который переходил ему дорогу, Вова засвистел, что было силы.
Далее остановимся на методах изложения культурологических и идеологических средств
Цитирование– изложение мысли источника посредством прямой речи.
«ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию» – сказал на последнем заседании Ученого совета ректор ОмГТУ Н.С. Жилин.
Изложение– передача мыслей источника посредством косвенной речи.
Ректор ОмГТУ Н.С. Жилин сообщил на последнем заседании Ученого совета, что наш вуз успешно прошел аттестацию и аккредитацию
Переосмысление –сообщение о том, что мысль автора входит в противоречие с мыслью источника сообщения.
Несмотря на то, что ректор сообщил об аттестации и аккредитации, у нас есть повод в этом сомневаться.
Апеллирование – ссылка на источник информации.
По сообщению информационного агентства «ПаРи-информ», ОмГТУ успешно прошел аттестацию и аккредитацию.
Словесная инкрустация– введение отдельных лексических единиц в виде вкраплений «инкрустирования» в текст. Наиболее часто словесная инкрустация используется в том случае, если источник сообщения понятен уже по цитате, нет необходимости приводить в тексте его фамилию и должность.
Работа Госдумы в этом году была названа этим депутатом «однозначно» малопродуктивной.
К частным методам относятся экономический, культурологический, этический, искусствоведческий анализ, зависящие от специализации журналиста или от отдельных материалов на конкретные темы. В журналистике частные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию иным путем.
Кроме методов существуют еще и методики – технологии осуществления конкретных познавательных процедур. К ним относится, например, структура творческого процесса в журналистике – см. выше.