Положение о подготовке и проведении управлением пресс-службы аппарата
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
(Пресс-службой Совета Федерации)
пресс-конференций и брифингов1
1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и проведения пресс-конференций и брифингов Управлением пресс-службы Аппарата Совета Федерации (Пресс-службой Совета Федерации) (далее — Пресс-служба).
2. Пресс-служба организует подготовку и проведение пресс-конференций и брифингов Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председателей комитетов, постоянных и временных комиссий Совета Федерации и членов Совета Федерации. Другие лица могут участвовать на пресс-конференции или брифинге только совместно с членами Совета Федерации.
Членам Совета Федерации, самостоятельно устраивающим пресс-конференцию или брифинг, Пресс-служба при
1 Настоящее положение утверждено распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 214 рп-СФ.
необходимости оказывает помощь в оповещении средств массовой информации о проводимом мероприятии.
3. Пресс-конференции и брифинги по предварительным заявкам проводятся в Малом зале. Для комментирования
хода или итогов конкретных официальных мероприятий и событий в оперативном порядке Пресс-служба организует подходы членов Совета Федерации к представителям прессы.
Во время выездных заседаний комитетов и комиссий Совета Федерации, других мероприятий с участием членов Совета Федерации, проводимых вне палаты, Пресс-служба организует пресс-конференции и брифинги совместно с работниками соответствующих секретариатов, аппаратов комитетов или комиссий и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, ответственными за работу с прессой.
4. Продолжительность пресс-конференций и брифингов в дни заседаний Совета Федерации — как правило, до
30 минут, в другие дни — до 45 минут.
5. В дни заседаний Совета Федерации пресс-конференции и брифинги проводятся в периоды с 12 часов до 12 часов 30 минут и с 14 часов до 16 часов, в другие дни —преимущественно с 11 часов до 14 часов (с учетом графика выхода газет).
В случае возникновения особых информационных поводов, вызванных важными событиями в Совете Федерации, в стране или за рубежом, Пресс-служба организует пресс-конференции и брифинги в оперативном режиме по согласованию с устроителями.
6. Для проведения пресс-конференции или брифинга в Малом зале устроители подают заявки в Пресс-службу не
позднее чем за два дня до намеченной даты их проведения. Заявки регистрируются Пресс-службой по мере поступления.
Пресс-служба согласовывает с Организационным управлением Аппарата Совета Федерации и Управлением делопроизводства Аппарата Совета Федерации (при необходимости стенографирования) организационно-технические вопросы и, руководствуясь поданными заявками, составляет график проведения пресс-конференций и брифингов.
7. Заявка должна содержать следующие данные:
фамилии, имена, отчества и должности устроителей и лиц, участвующих в пресс-конференции или брифинге;
тема пресс-конференции или брифинга;
предполагаемая дата и время начала пресс-конференции или брифинга;
необходимость ведения звукозаписи и подготовки стенограмм;
необходимость рассылки в средства массовой информации заявлений, обращений, справок и других материалов, подготовленных устроителями до начала пресс-конференции или брифинга;
необходимость помощи Пресс-службы в ведении пресс-конференции или брифинга;
фамилия, имя, отчество и телефон помощника члена Сонета Федерации или работника Аппарата Совета Федерации, ответственного за подготовку пресс-конференции мни брифинга.
8. Заявку подписывает член Совета Федерации — устроитель пресс-конференции или брифинга либо по его поручению руководитель соответствующего секретариата
или аппарата комитета, комиссии Совета Федерации.
9. Пресс-служба оперативно информирует средства массовой информации о месте, времени, теме пресс-конференции или брифинга, составе устроителей и приглашает для участия в них российских и иностранных журналистов, при необходимости обеспечивает распространение среди аккредитованных журналистов заявлений, обращений, справок и других материалов, подготовленных устроителями к пресс-конференции или брифингу.
10. В случае отмены официально заявленных пресс-конференции или брифинга их устроители должны известить об этом Пресс-службу не позднее чем за сутки до утвержденной даты пресс-конференции или брифинга.
11. Пресс-конференции и брифинги, организуемые Пресс-службой, проводятся с участием ее работников,
в том числе по просьбе устроителей в качестве ведущих.
Ведущий открывает пресс-конференцию или брифинг,объявляет тему, представляет устроителей, разъясняет
12.
порядок проведения мероприятия. Ведущий по согласованию с устроителем имеет право снять с обсуждения вопрос, если он задан не журналистом или не согласуется с правовыми и этическими нормами в сфере распространения информации.
Приведенное положение является образцом того, как следует регламентировать данный аспект работы пресс-службы. Естественно, когда презентационные мероприятия проводятся редко, может показаться, что потребность в подобном документе незначительна. Однако наличие подробного положения актуально как раз в том случае, когда подобные события случаются не часто и у пресс-службы не так много опыта в этой сфере. Наличие соответствующих документов о правилах проведения конкретных мероприятий очень полезно и при высокой частотности данных событий, так как позволяет оптимизировать работу, грамотно использовать ресурсы и не тратить лишнее время на разработку деталей: «Все происходит по стандартной модели и от этого все выигрывают».
Таким образом, из подробного анализа деятельности пресс-служб высших законодательных органов власти РФ можно взять достаточное количество эффективных и востребованных технологий работы, которые могут быть применимы в деятельности пресс-служб, представляющих самый широкий спектр организаций, различающихся по собственным целям, специфике и формам собственности. Естественно, парламентская пресс-служба обладает одной из самых мощных ресурсных баз в нашей стране, что позволяет выстраивать эффективную политику коммуникации с целевыми аудиториями и применять наиболее оптимальные методы и формы работы. В то же время принципы организации, работы и распределения должностных обязанностей пресс-служб высших законодательных органов власти могут быть заимствованы другими аналогичными подразделениями, так как эффективность работы, в первую очередь зависит от качества ее организации и внутренней упорядоченности, а во вторую очередь — от имеющейся ресурсной базы.
Глава 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ДИП МИД РФ ИЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РФ
Департамент информации и печати (ДИП) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, ответственным за информационное обеспечение внешней политики Российской Федерации, проработку вопросов международного сотрудничества в сфере информации, информационно-пропагандистскую деятельность и информационное противоборство.
В структуру Департамента входят отделы, задачи и функции которых определяются по видам их деятельности. Структурными подразделениями департамента являются также Пресс-центр Министерства и Информационно-аналитический центр. Все перечисленные составляющие, в свою очередь, можно объединить в одно общее понятие — пресс-служба МИД РФ.
обозначим функции пресс-службы МИД РФ. Для того чтобы системно изложить направления деятельности подразделения, сгруппируем их по блокам.
1. Участие в реализации государственной политики:
♦ разработка и осуществление конкретных мероприятий по информационному обеспечению внешнеполитического курса России;
♦ распространение официальной информации и позиции МИД по вопросам российской внешней политики, передача соответствующих комментариев и
разъяснений в СМИ;
Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке данного материала Департаменту информации и печати МИД РФ.
♦ координация информационно-разъяснительной деятельности российских загранучреждений МИД (РЗУ)
и направление в них информационных материалов для осуществления данной работы;
♦ участие в выработке позиций и подходов России к различным аспектам развития информационного сообщества, а также международного информационного сотрудничества;
♦ проработка конкретных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными организациями в области информационной политики и взаимодействия со СМИ.
2. Информационное обеспечение деятельности первых
лиц государства и МИД РФ:
♦ организация пресс-конференции и интервью Министра иностранных дел России, его заместителей и других представителей МИД РФ;
♦ участие в информационном обеспечении встреч и контактов на высшем и высоком уровне, как в России, так и за рубежом;
♦ составление информационных сводок международных событий и обзоров публикаций российской и иностранной прессы по внешнеполитической тематике;
♦ обобщение и анализ информации зарубежных СМИ
о внешней и внутренней политике России для информирования руководства Министерства и разработки предложений по проведению информационно-
разъяснительной работы за рубежом.
3. Взаимодействие с журналистским сообществом:
♦ проведение регулярных брифингов для российских и иностранных СМИ по текущим вопросам внешней политики и международных отношений;
♦ оказание содействия в аккредитации корреспондентов иностранных СМИ;
♦ организация в Пресс-центре МИД пресс-конференций, брифингов и презентаций с участием высших должностных лиц России, руководителей и представителей министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации;
♦ информационное обеспечение участия России в
международных форумах по вопросам работы СМИ.
4. Работа с текстами, сообщениями и информационными материалами:
♦• продвижение в российских и иностранных СМИ материалов, подготовленных в Министерстве иностранных дел РФ;
♦ осуществление мониторинга сообщений и публикаций российских и иностранных СМИ;
♦ обобщение и анализ информации об основных тенденциях в сфере развития международных информационных процессов, а также общепринятых стандартов в области информационных свобод;
♦ осуществление обеспечения информационного наполнения web-сайта Министерства иностранных дел РФ.
В соответствии с ведомственной спецификой МИД России деятельность пресс-службы тесно связана не только с
взаимодействием с российскими и иностранными СМИ, но и со структурами Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Аппарата Правительства , других министерств и ведомств, общественными объединениями и организациями, соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации, российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также представительствами МИД на территории России.
Основными партнерами пресс-службы МИД РФ являются:
1. Информационные агентства: «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «РБК», «Reuters», «Associated press»..
2. Телевизионные каналы: «Россия», «НТВ», «Первый канал», «ВВС», «CNN», «Deutsche Welle», «Russia Today».
3. Газеты: «Ведомости», «Время новостей», «Известия», Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета», «Коммерсант», «The Independent», «The Times», «The Financial Times», «The Guardian», «The New York Times», The Washington Post».
4. Журналы: «Итоги», «The economist».
Эффективность работы пресс-службы МИД РФ достигается через высокий уровень взаимоотношений в духе открытого и доброжелательного сотрудничества. Так, например, иностранным журналистам оказывается всесторонняя поддержка не только по вопросам аккредитации при ДИП МИД РФ, но и предоставляется максимум насыщенной полезной и разнообразной информации о России, ее внутренней и внешней политике, экономике, культуре и традициях жизни российских народов. Пресс-службой МИД РФ регулярно проводятся пресс-туры по России, в ходе которых у представителей зарубежных СМИ появляется возможность комплексно проанализировать и оценить все стороны жизни нашей страны и ее населения.
Руководители Министерства ежедневно, а иногда и несколько раз в день проводят мероприятия с участием прессы, готовят статьи, дают интервью, участвуют в пресс-конференциях и брифингах, общаются с журналистами «по горячим следам» каких-либо событий или контактов со своими зарубежными коллегами. Такая открытость и оперативная готовность к общению руководства Министерства не только высоко ценится в журналистских кругах, но и дает возможность пресс-службе МИД РФ обозначить официальную, государственную точку зрения на те или иные проблемы международной жизни, широко пропагандировать российские внешнеполитические взгляды и действия, комментировать события.
Роль информационных технологий в осуществлении продуктивной работы пресс-службы МИД РФ в современный
период является первостепенной, так как в десятки раз ускоряются процессы сбора, хранения, обработки и распределения информации, которой оперируют отделы пресс-службы. Например, сайт МИД РФ (http://www.mid.ru/)
публикует подробные и глубокие комментарии (с переводом на ряд иностранных языков) по текущим вопросам российской внешней политики, как правило, спустя всего лишь час или два после произошедшего события. Помимо регулярно обновляющейся оперативной информации, сайт МИД РФ содержит большой массив данных по фундаментальным проблемам международной жизни.
Выше был отмечено, что одним из важных направлений работы ДМП МИД РФ является взаимодействие с иноcтранными журналистами, пребывающими на территории Российской Федерации. Данное направление деятельности ДНИ МИД РФ регулируется специальным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.08.1999 Nu 899 и от 07.06.2002 № 392. Основной массив информации и правил регулирования взаимодействий с представителями иностранных СМИ содержится в приложении к данному постановлению. Текст приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. Ni> 1055 мы приведем полностью.
ПРАВИЛА