Коституционно-правовые основы организации местного управления и самоуправления в рб
Правовое регулирование местного управления и самоуправления в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел V «Местное управление и самоуправление)», Законом от 20 февраля 1991 г. №617-ХІІ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 г. №362-З с изменениями и дополнениями.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такое определение местного управления дано в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.1 Закона).
Местное самоуправление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст.2 указанного Закона).
Особенностью формирования органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является сочетание выборности и назначаемости. Местные Советы депутатов и другие органы территориального общественного самоуправления создаются непосредственно гражданами и руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов (ст.ст.118, 119 Конституции Республики Беларусь).
Главной целью местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения.
К основным принципам местного управления и самоуправления в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» относятся следующие:
— народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;
— законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;
— взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
— разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;
— единства и целостности системы местного управления и самоуправления;
— самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
— выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;
— гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
— сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
— ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
В соответствии со ст.6 Закона «О местном управлении и самоуправлении» граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Не допускается ограничение полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом, иными законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например старосты).
Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах (ст.3 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных
ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СИСТЕМА, ФУНКЦИИ
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
В соответствии со ст.9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:
— первичный — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
— базовый — городские (городов областного подчинения), районные;
— областной уровень — областные и Минский городской (обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь).
Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. К органам местного управления также относятся отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций), например по экономическому развитию, архитектуры, строительства и землепользования; торговли, бытового обслуживания, экономики и финансов, учету и распределению жилья, образования, культуры, идеологической работы, физкультуры, спорта и туризма, по работе с молодежью и др.
Исполнительные комитеты (местные администрации) выполняют функции, которые связаны с реализацией на практике целей и задач местного управления. Они призваны сосредоточить основное внимание на разработке и выполнении программы и планов социально-экономического развития в соответствии с государственными программами. Они выполняют различные функции, важнейшими из которых являются общепризнанные в мировой практике управления: анализ, прогнозирование, моделирование, планирование, организация, стимулирование, учет и контроль.
В состав исполнительного комитета входят:
— председатель исполнительного комитета;
— его заместители (заместитель);
— управляющий делами (секретарь);
— члены исполнительного комитета.
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета — председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Исполнительный комитет ответственен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.