Основные направления развития феминизма
Основными требованиями этого течения стали требования равных избирательных прав, устранения всех форм дискриминации, осуществления принципа социального равенства полов, изменения человеческих отношений и институтов власти, основанных на патриархатности, подавлении, насилии, антигуманной политике и др. Иными словами, феминизм развивался по пути становления идеологии женского движения, приобретая опыт борьбы за гражданские и политические права женщин в обществе. Феминизм, в широком смысле, - это продолжение, концентрация и развитие общегуманной, вечной идеи человечества о социальном равенстве. Во все времена ставился женский вопрос. Генезис феминизма связан с протестом против социального полового неравенства, являющегося следствием неравенства экономического между полами. Общая идея феминизма - это осуществление принципа гармонии, признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, борьба, по словам одного из теоретиков современного феминизма Э. Мольтманн-Вендель, с сексизмом, экономическим господством мужчин, доминирующим мужским правом на протяжении всей истории существования общества.
Фактическая борьба с сексизмом (т.е. дискриминацией по признаку пола) провозглашена в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанная многими ее членами. Этими идеями руководствуется и ЮНЕСКО в своей деятельности.
Итак, возникнув в 40-е годы XIX столетия, феминизм постепенно становится самостоятельной социально-политической теорией. И если на первом этапе он выступал как социальный протест, борясь за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происходи развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начинается активная борьба за права, против дискриминации в общественной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно - развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, который переходит от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей его ликвидации.
Классический феминизм, его становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран, начинается именно в середине XIX века. Прежде всего, для него характерны практические действия, характеризующиеся социальным протестом в рамках организованного движения. На первый план выступает критика патриархата, который по мнению Э. Мольтманн-Вендель, представляет институционализированную систему иерархии полов, связанную с маскулинизированным (мужским) типом экономического господства, менявшего свое обличье от феодализма до капитализма и социализма, но сохранявшего в главном доминирование мужского права. Патриархат породил не только сексизм, но и классовое господство, расизм, милитаризм и пр.
Классический феминизм характеризуется не столько научной разработкой его философской доктрины, что характерно для его более позднего этапа, сколько "наработкой" посредством приобретения опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права. Естественно, использовались теоретические положения, заимствованные из существующих общесоциальных концепций и теорий. Вместе с тем, феминизм перестал быть Движением, не имеющим собственной теоретической базы, собственного социального мировоззрения.
Модель классического феминизма отражала традиционное, Изначальное, классическое и наиболее распространенное его понимание в качестве движения женщин, борющихся за равные права с мужчинами. Он охватывает период от 40-х годов XIX столетия до середины XX века. В этот период происходит осмысление возможности практической реализации утопии всеобщего социального равенства и справедливости. На этих позициях стоял Дж Стюарт Милль, считавший, что каждый шаг в прогрессе цивилизации отмечен приближением к достижению равенства полов.
Доминирование в теоретическом и организационных планах концепции социалистического направления способствовало, например, в Скандинавских странах высокому социальному престижу и статусу женского населения. С 20-х годов XX в. социал-демократические правительства этих стран начинают разрабатывать социальные программы по улучшению положения женщин во всех сферах общественной жизни.
В США феминистское движение впервые объединилось в июле 1948 г. в Нью-Йорке, приняв Конвенцию о равных правах женщин. Э. Кэди Стэнтон и Л. Мотт выдвинули законопроект о правах, выведении из подчинения и несправедливого положения женщин и требования исправления несправедливости.
Для классического феминизма характерны следующие черты.
1. Существовало не всегда организационно оформленное женское движение, которое имело бы своих лидеров и научно обоснованную стратегию.
2. Доминировало консервативное сознание не только у мужчин, но и у женщин, ориентированное на традиционные патриархатные половые роли.
3. Буржуазные социальные и демократические процессы облегчали активизацию деятельности женщин, но эта деятельность подчас ограничивалась формально существующими правами, о которых забывали при отсутствии экстремальных ситуаций.
4. Попытки женщин изменить свое положение в семье и поиски новых основ гармонии полов сопровождались резкой критикой со стороны консервативно настроенных мужчин.
5. Со временем сторонники феминизма осознавали, что без глубокого теоретического анализа существующей реальности невозможно изменить положение женщин в обществе. Они начинает предпринимать реальные попытки теоретического поиска основ социального угнетения, уйти от эклектичности теоретических построений к выработке теоретической модели феминизма, основанной на всестороннем анализе места женщины в обществе.
Постклассический феминизм (начало его распространения -60-е годы XX в.) опирается на развивающееся женское движение, когда женщина стремится изменить свой имидж, способна к самовыражению, социальному признанию как партнер. Это период становления самостоятельной теории, заметно влияющей на социальные проблемы общества, на политологию и имеющей четко выраженную гуманистическую направленность, что привлекло к ней немалое количество сторонников. Главное в концепции - путь подлинного освобождения женщин на основе ликвидации сложной психологической, социальной, политической и экономической системы угнетения. Происходит пересмотр и изменение образа жизни в обществе и семье, характере труда и др. Разработкой концепции занимаются в специальных исследовательских центрах при университетах США, Англии, Австралии, Нидерландов и др. Феминизм превратился на Западе и США в науку. Курсы феминизма читаются во многих университетах. Все происходящие изменения нашли отражения в книге патриарха феминизма Б. Фри-ден "Вторая волна" (Нью-Йорк, 1981). Главная мысль книги - будущее принадлежит эмансипированному обществу и только в этом случае можно изменить стиль и формы участия женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Впервые в истории женского движения поставлен вопрос о том, что женщина должна сама распоряжаться своей жизнью. С. де Бовуар, Б. Фриден, К. Миллет, Д. Митчелл и другие открыли новые перспективы анализа и решения проблемы социального статуса женщины в обществе.
Большое внимание уделено разработке социальной теории пола, раскрывающей взаимосвязь пола и социума, анализу характера противоречий между полами, что составляет мощный стимул развития, совершенствования человека. При этом акцентируется внимание на том, что социальное разделение полов - не столько результат биологических различий, сколько результат уровня культуры общества. С. де Бовуар - представительница французского феминизма - справедливо замечала, что женщиной не рождаются, а скорее становятся, и этот процесс идет под влиянием образования, воспитания, образа жизни, культуры, религиозных традиций и многого другого. Понятия "мужественность", "женственность", "маскулинность", "феминность" отражают не только психологические, но и психические, соматические, социальные и другие особенности женщин и мужчин.
Постклассический феминизм, таким образом, от протеста через выступления (демонстрации, шествия и др.) переходит к академической разработке, научному обоснованию проблемы, выработке стратегии и тактики, что привело к постановке проблемы участия женщин в науке. Патриарх социологии и научного феминизма Д. Бернард в книге "Женщина в академической науке" (1987) критикует точку зрения, что женщина в науке должна играть лишь роль вспомогательного персонала. Фактически существующая дискриминация в этой сфере сказывается и на оплате труда. Требования фактического равенства мужчин и женщин в науке, ее гуманизация, связь с общечеловеческими ценностями нашли свое выражение в конкретных программах, которые предусматривают создание духовной, человеческой системы межличностных отношений в научных коллективах. Все это сопровождается выделением феминизма в самостоятельный научный и социальный феномен. Возрастает количество женщин-ученых, профессионально занимающихся феминизмом как наукой. Развивается специфический научный феномен "вумен стадис" (женские исследования).
В 80-е годы феминизм приобретает новое качество:
• идет процесс переосмысления теоретических и идеологических постулатов;
• появляются более рационально обоснованные концепции и теории, объясняющие социальную природу женского движения;
• предпринимаются попытки определить место феминизма среди других наук;
• происходит постепенная смена лозунгов ' полного равенства" на лозунг "равенство в различии". При этом объектом критики становятся не представители мужского пола вообще, а реальные государственные структуры власти и управления, патриархатно ориентированные культурные нормы и порядки.
Успешно развивается и политология феминизма, представляющая самостоятельную часть в рамках общей теории. Сущность этого направления состоит в том, что феминизм стремится применить общие принципы политологии к проблеме участия женщин в политической деятельности. Главное - это проблема власти, до сих пор представляющая прерогативу мужчин. Отсутствие женщин в сфере политической деятельности сформировало стереотип о ее неспособности влиять на политику, что уже не соответствует действительности, поскольку 70-80-е годы в Западной Европе и США осуществился прорыв женщин в политику. Происходит процесс дальнейших политических исследований в рамках общей политологии, предусматривающий равенство полов в политической сфере, перераспределение власти, отказ от "мужского" представления о мире, гуманизацию и демократизацию политики, предостережение мужчин-политиков от возможного морального падения, глубокое исследование социальных корней дискриминации женщин, перераспределение объемов политической власти. А вывод делается весьма существенный: участие женщин в политической жизни обеспечит глубокие преобразования в социально-политической сфере и приведет к изменению форм и методов, а также качества политики. "Мужская" власть бесперспективна. Только женская субкультура, разработанная в рамках политологии феминизма, способна сформировать новое политическое сознание и мировоззрение.
Итак, современный феминизм дает возможность понять сущность женского вопроса применительно к любой стране, поскольку эта теория защищает права женщин в обществе, проповедует принципы демократизма, необходимости возрождения личности на основе создания эгалитарного общества, равных прав и возможностей себя реализовать не только мужчинам, но и женщинам.
Знание сущности феминизма, его многообразных направле ний чрезвычайно важно и для женщин России, чтобы устанавли вать контакты с женщинами других стран и совместно вырабаты вать стратегию дальнейшей деятельности. Конечно, феминизм не может быть просто перенесен в нашу страну Нужна его адаптация с учетом экономических, социальных, политических и духовных особенностей. Но использовать все ценное, что накоплено в теоретических наработках женщин Запада, необходимо и полезно.