Обоснование выводов и научных результатов исследования является наиболее важной частью выпускной квалификационной работы.
Научная новизна выпускной квалификационной работы – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия "впервые" при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
Понятие "впервые" означает в науке факт отсутствия подобных результатов до публикации результатов, полученных автором той или иной научной разработки.
Впервые могут проводиться исследования на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. В такой ситуации возможны случаи, когда научная новизна абсолютна и не терпит возражений – такая ситуация имеет место при выполнении исследований впервые в мире, стране; относительна – когда тема является новой для отраслей науки или хозяйства.
Оценка научной новизны исследования означает выявление первенства автора в определении и исследовании той или иной темы работы.
Для оценки научной новизны исследования возможно использование некоторых признаков. Для большого числа наук существенным является наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом и отдельных ее направлений.
Многие ученые относят к признакам новизны выявление, анализ и обобщение новых явлений, тенденций, закономерностей современного развития тех или иных отраслей науки и наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.
Автор вправе претендовать на новизну, если его научные разработки содержат: формулировки и обоснования понятий, категорий и их отдельных элементов, углубляющих понимание сущности социально-экономических и политических процессов и явлений, законов и закономерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных отношений; развитие научных методов.
Не менее значимы при оценке новизны такие признаки, как разработка и обоснование концепций экономического и политического развития общества, его отдельных элементов и организационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов обеспечения управления производственной и непроизводственной сферами деятельности.
Ориентация исследований на разработку и совершенствование методов управления, прогнозирования, планирования, формулирование хозяйственного и социального развития общества позволяет предлагать новые нестандартные решения и механизмы их эффективного использования. Как правило, новые решения достигаются в ходе разработок методов и моделей оптимизации и развития экономических, технических и социальных явлений и процессов при их детальном анализе, классификации и моделировании.
Важной является работа бакалавра по поиску новых путей решения социально-экономических задач и проблем, поиску новых методов исследования в различных сферах деятельности.
Элементы новизны должны присутствовать при совершенствовании существующих методов повышения эффективности экономического, технического и социально-политического развития государства.
Критериями научной новизны исторических исследований может выступать введение в научный оборот новых, не использованных ранее научных источников, определение генезиса развития той или иной отрасли научного знания, вскрытие закономерностей и основных путей развития той или иной науки.
Практическая значимость результатов исследования может определяться характером их использования и степенью внедрения в практику. Признание практической ценности разработок бакалавра может совпадать с моментом их получения и датой защиты.
Для оценки масштабов и вида внедрения результатов исследования могут применяться критерии в зависимости от характера проблем исследований. Исследования проблем могут быть условно разделены на три группы:
· методологические;
· методические;
· прикладные.
В группу исследования методологических проблем могут быть включены работы, результатами которых являются новые теоретические положения, принципы, закономерности развития науки, теоретические концепции функционирования той или иной отрасли научного знания. Итогом теоретических исследований может быть совершенствование структур и механизмов развития науки и практики.
Технология оценки новизны исследования предполагает сравнение данной темы исследования и полученных в ходе работы над ней результатов со всем, что было исследовано и известно ранее в той или иной отрасли научного знания, стране и мире до его проведения.