Какие вы видите основные направления реформы российского федерализма на современном этапе?
Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.
К началу 2000-х гг. в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:
смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;
асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);
экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;
дотационность большинства субъектов федерации, а следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;
провинциальный центризм, то есть воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр — регионы;
авторитаризм региональных элит меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;
неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым — социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.
Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного решения проблем, связанных с совершенствованием взаимоотношений центр — регионы в публичной сфере.
Совершенствование федеративных отношений между субъектами Российской Федерации, наполнение их новым реальным содержанием формируют очевидную потребность в создании новой отрасли права, которую можно было бы назвать «региональное право».
Реальный опыт самоуправления требует своей законодательной базы, которую позже приходится учитывать, рассматривая федеративные отношения с точки зрения единого законодательства.
Принципиально иная ситуация складывается сегодня. С одной стороны, единство государства изо всех сил поддерживается и провозглашается центральной властью; с другой — регионам предлагали взять столько суверенитета, сколько они способны использовать, причем это касается и законотворчества, и выстраивания отношений с центром. Возникает проблема примирения и приведения этих двух тенденций к согласованной и конституционно, законодательно установленной позиции.
Сейчас наше общество стоит на грани нелегкого выбора между привнесением демократии в отношения субъектов Федерации с центром или реставрацией прежней псевдофедеративной модели. Только первый путь может быть перспективен для современной России, так как рыночная экономика немыслима без широкого распределения экономической власти между хозяйствующими субъектами, а экономическая власть оказывает самое непосредственное влияние на политику любого цивилизованного государства.
Основная особенность нынешнего этапа фантомного федерализма в том, что через ограничение федеральной политической роли губернаторов (реформа Совета Федерации) и отказ от договорных отношений в развитии Федерации происходит переход на «указную» систему управления, характерным примером чего является образование федеральных округов.
На самом деле федерализм как система характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных векторов развития. С одной стороны, необходимость сохранения и усиления государственного начала, единства системы предопределяет вектор направленности федерального центра на усиление унитарных тенденций в федеративном государстве, с другой — наличие у субъектов Федерации самостоятельного политического статуса закономерно вызывает стремление элит этих субъектов к увеличению объема своих прав и полномочий в рамках Федерации, т.е. определенную тенденцию к суверенизации, могущую перерастать в сепаратизм. Эффективная модель федеративных отношений должна примирять обе тенденции, приводить их в гармоническое единство, не допуская ни чрезмерной унитаризации, ни создания основ для роста сепаратистских настроений.
При оценке существующего политического курса в отношениях центр — регионы возникает ощущение формирующейся виртуальной реальности: когда регионы трактуются исключительно с точки зрения политической функции переноса недовольства населения с федеральных элит на региональные, при этом возможности к эффективному управлению отнимаются даже в тех регионах, в которых они были, через перераспределение бюджетных средств в пользу федерального центра.
Приходится констатировать, что федеральный центр за последнее десятилетие выработал своеобразную «маятниковую» конструкцию взаимоотношений по линии центр — регионы, сознательно используя заложенную в Конституции РФ неопределенность многих аспектов федеративных отношений.
Сущность «маятниковой» политики проявляется в чередовании федеральным центром, с одной стороны, акцентирования (как правило, адресного) идей федерализма и самостоятельности регионов (что было характерно для первой половины 1990-х гг.), а с другой — жестко унитарных методов воздействия, низводящих субъекты Федерации до положения чисто номинальных единиц.
Налицо политическая, информационная эксплуатация антиномии «центр — регионы», в интерпретации которой «хорошей» федеральной элите противостоят «плохие», неэффективные региональные. Пригодная для решения тактических задач, обеспечивающая занятость обслуживающих ее пиаровских структур данная фантомная конструкция обнаруживает свою опасность при рассмотрении ее влияния на будущность российской государственности. Государственный организм не может развиваться через искусственное ограничение какой-либо его части (в нашем случае регионов); при этом заложенные дисбалансы развития через какое-то время дадут о себе знать непредсказуемыми последствиями. Главная стратегическая альтернатива в развитии российского федерализма на настоящий момент заключается в выборе путей развития: «фантомного» федерализма или новой системы федеративных отношений.